Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии
Авторы: Константинова Ирина Викторовна, Чукалина Галина Михайловна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 03.04.2016
Статья просмотрена: 634 раза
Библиографическое описание:
Константинова, И. В. Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии / И. В. Константинова, Г. М. Чукалина. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10223/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.
Ключевые слова: процессный подход к управлению, бизнес-процесс, клиенты бизнес-процесса, декомпозиция бизнес-процессов на предприятии.
Процессный подход к управлению уже полвека является основой самых популярных систем управления на предприятии. Данный подход имеет и своих сторонников, и своих противников, однако и новый стандарт ISO 9001:2015 вновь базируется, как и в предыдущих версиях стандартов, на процессном подходе к управлению и бизнес-процессах как объектах данного управления. А значит, для внедрения системы менеджмента качества на предприятии необходимо обязательное представление предприятия как совокупности бизнес-процессов. Как показывает практика, сценарий развития ситуации на предприятии при внедрении процессного подхода может иметь, как минимум, три различных по своей результативности варианта:
- успешное внедрение процессного подхода, когда все предприятие представлено как система (архитектура) бизнес-процессов, прозрачная для понимания целей управления. В рамках данного сценария предполагается построение всей системы оценки эффективности и результативности деятельности на основе оценки себестоимости и прибыльности функционирования процессов на предприятии;
- формальное внедрение процессного подхода с целью сертификации в системе менеджмента качества. При таком подходе к внедрению можно выделить следующие проблемные места. Во-первых, существующая формально совокупность бизнес-процессов не всегда позволяет выделить проблемные зоны предприятия или возможные направления совершенствования. Во-вторых, использовать выделенные формально бизнес-процессы для построения системы стратегического управления и принятия обоснованных управленческих решений не представляется возможным. В-третьих, не позволяет сформировать эффективную систему учета затрат для целей контроля и регулирования деятельности предприятия. И самое главное, затраты на внедрение процессного подхода в таком сценарии не приносят результата в достижении конкурентных преимуществ на отраслевом рынке;
- предприятие имеет потенциал развития и для его реализации выбирает процессный подход к управлению. Но при практическом внедрении процессного подхода на предприятии возникают сложности при идентификации бизнес-процессов и построении архитектуры бизнес-процессов предприятия из-за многообразия терминологических трактовок.
В результате получаются проекты организационных усовершенствований, которые завершаются неудачей, а инвестиции в развитие компании не дают отдачи. Во многих случаях причина неудач состоит в том, что «не туда» инвестировали и «не то» улучшали. В этом свете искусство нахождения точки приложения управленческих усилий выглядит решающим фактором повышения результативности и эффективности компаний.
Цель данной статьи — прояснить ключевые аспекты идентификации бизнес-процессов и применения их на практике. И первой проблемой, с которой можно столкнуться при идентификации бизнес-процессов на предприятии является многообразие трактовок понятия «бизнес-процесс». Годы исследований бизнес-процессов и опыт применения на практике показали, что частой ошибкой является то, что бизнес-процессом называют практически любую операцию на предприятия.
По большому счету технология и бизнес-процесс во многом имеют общие черты. Понятие технологического процесса возникло в условиях индустриальной экономики и ориентировано, главным образом, на производство. Общепринятая трактовка технологического процесса — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Технологические процессы состоят из технологических (рабочих) операций.
Понятие бизнес-процесса возникло на западе в условиях постиндустриальной экономики, пришло к нам из Запада и рассматривается в первую очередь как управленческая технология, ориентированная на клиента. Но технологический процесс и бизнес-процесс можно разделить на отдельные элементарные операции. Главная ориентация бизнес-процесса это ориентация на потребности клиента, поиск возможностей быстрого реагирования на изменения для поддержания конкурентного преимущества или создания нового конкурентного преимущества. Главная ориентация технологического процесса — это процесс преобразования предмета труда в продукт труда и сосредоточения на внутренних возможностях осуществления операций.
В связи с этим вопрос выделения бизнес-процессов и определение необходимого уровня их декомпозиции играет очень важную роль при внедрении процессного подхода к управлению на предприятиях любой сферы деятельности.
Применение процессного подхода обеспечивает стабильность и отражает цикличность деятельности предприятия. Поэтому архитектура бизнес-процессов должна быть выстроена таким образом, чтобы не нарушить данные правила.
Для внедрения методики процессного подхода в управлении за основу возьмем следующие этапы и проведем их критический анализ2:
создание сети бизнес-процессов;
определение владельцев бизнес-процессов;
моделирование (описания) бизнес-процессов;
регламентации бизнес-процессов;
управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA;
аудита бизнес-процессов.
Для целей создания сети (архитектуры) бизнес-процессов необходимым этапом является декомпозиция бизнес-процессов. Можно выделить горизонтальную и вертикальную декомпозицию.
Наиболее распространенная классификация бизнес-процессов на внешние и внутренние бизнес-процессы может быть использована как критерий для горизонтальной декомпозиции 1:
внешние или сквозные процессы, проходящие через всю организацию, потребителем выхода которого является конечный потребитель;
внутренний процесс или подпроцесс ориентирован на внутреннего потребителя, может быть представлен как самостоятельный этап в рамках сквозного бизнес-процесса;
операции, которые могут выполняться одним человеком или группой людей в рамках процесса.
Для вертикальной декомпозиции бизнес-процессов можем использовать классификацию процессов по уровню подробности рассмотрения:
верхнего уровня;
детальные;
элементарные (операции, не требующие более детального описания).
В зависимости от специфики деятельности предприятия и уровней подчиненности и организационной структуре, можно использовать или горизонтальную декомпозицию, или вертикальную декомпозицию. Если на предприятии представлена сложная система подчинения сотрудников, то обязательно использование вертикальной декомпозиции при построении сети бизнес-процессов. В зависимости от поставленных задач на предприятии может использоваться сеть процессов, основанная и на горизонтальной, и на вертикальной декомпозиции одновременно.
Процессный подход как управленческая технология предполагает определение владельцев и клиентов бизнес-процессов. Процесс определения владельцев бизнес-процессов и моделирование бизнес-процессов предприятия необходимо осуществлять не последовательно, а параллельно. Выявление владельцев процессов позволяет идентифицировать управляющую, основную технологическую и вспомогательную подсистему в рамках осуществления бизнес-процессов. Данный анализ является неотъемлемой частью моделирования бизнес-процессов предприятия (см. рис. 1.).
Рис. 1.Схема внедрения процессного подхода на предприятии
Таким образом, получаем следующую схему внедрения бизнес-процессов на предприятии:
- 1 этап. Формирование архитектуры бизнес-процессов предприятия:
горизонтальная и вертикальная декомпозиция бизнес-процессов;
определение владельцев и моделирование бизнес-процессов.
- 2 этап. Управление бизнес-процессами на основе цикла PDCA:
регламентация бизнес-процессов;
внедрение системы постоянного совершенствования системы бизнес-процессов на базе цикла PDCA.
Такой подход к внедрению процессного подхода к управлению позволяет еще на начальном этапе идентифицировать бизнес-процесс и технологический процесс. Проведенная горизонтальная и вертикальная декомпозиция бизнес-процессов отражает деятельность предприятия как функционирование сети бизнес-процессов предприятия с обязательным выделением владельцев данных бизнес-процессов. Выделение владельцев бизнес-процессов является одним из этапов моделирования процессной архитектуры предприятия. И только после осуществления данных этапов можно приступать к регламентации бизнес-процессов.
Однако внедрение процессного подхода — только первый шаг к новому стилю в управлении предприятием. На основе принципа PDCA необходимо постоянное сканирование эффективности осуществления бизнес-процессов и необходимости их постоянного улучшения. Только система непрерывного улучшения созданной сети бизнес-процессов позволит предприятию сохранять конкурентную позицию на отраслевом рынке.
Литература:
- Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 544 с.
- Зенченко И. В. Процессный подход к управлению заказами на предприятиях машиностроения: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Зенченко Ирина Владимировна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т]. — Оренбург, 2011. — 180 с.
Ключевые слова
бизнес-процесс, процессный подход к управлению, клиенты бизнес-процесса, декомпозиция бизнес-процессов на предприятии., декомпозиция бизнес-процессов на предприятииПохожие статьи
Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО «Пермская целлюлозно-бумажная компания»
В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного использования концепции процессного управления и ключевых показателей эффективности.
Бизнес-процесс как основа процессного подхода
Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...
Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.
Основные возможности систем управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами компании, определены требования к корпоративному порталу, удовлетворяющему всем требованиям систем управления бизнес-процессами.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Интеграция вспомогательного бизнес-процесса «метрологический надзор» в процессную модель компании
В статье дается определение метрологического надзора и перечень документов, которые данный процесс регламентируют. Компаниям, применяющим процессное управление, как подход к менеджменту организации, необходимо грамотно встраивать любую деятельность в...
Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации
В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.
Аудит эффективности бизнес-процессов как одно из наиболее важных направлений современного аудита в рыночной экономике
В статье дается понятие аудита эффективности бизнес-процессов, выявляются основные отличия данного аудита от других, наиболее распространенных видов аудита, подчеркиваются основные этапы и новации, присущие данному направлению аудита.
Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты
В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...
Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе
В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...
Похожие статьи
Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО «Пермская целлюлозно-бумажная компания»
В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного использования концепции процессного управления и ключевых показателей эффективности.
Бизнес-процесс как основа процессного подхода
Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...
Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.
Основные возможности систем управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами компании, определены требования к корпоративному порталу, удовлетворяющему всем требованиям систем управления бизнес-процессами.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Интеграция вспомогательного бизнес-процесса «метрологический надзор» в процессную модель компании
В статье дается определение метрологического надзора и перечень документов, которые данный процесс регламентируют. Компаниям, применяющим процессное управление, как подход к менеджменту организации, необходимо грамотно встраивать любую деятельность в...
Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации
В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.
Аудит эффективности бизнес-процессов как одно из наиболее важных направлений современного аудита в рыночной экономике
В статье дается понятие аудита эффективности бизнес-процессов, выявляются основные отличия данного аудита от других, наиболее распространенных видов аудита, подчеркиваются основные этапы и новации, присущие данному направлению аудита.
Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты
В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...
Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе
В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...