Перспективы реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богомолова, И. П. Перспективы реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера / И. П. Богомолова, А. Д. Воронцов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10229/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последние два года на первый план развития российской экономики вышли вопросы организации процессов импортозамещения, в связи с введенным и действующим до настоящего момента эмбарго. Достаточно актуальным продолжает оставаться вопрос импортозамещения молока, и, в особенности, молокоемкой продукции (сливочное масло, сыры). В определенной степени, решению этого вопроса должны поспособствовать процессы интеграции производителей и переработчиков молочной продукции, торговых сетей и обслуживающей инфраструктуры, осуществляемые при помощи поддержки инвесторов (как частных компаний, так и государства) [2, с. 135].

На наш взгляд, данные процессы логично осуществлять в форме реализации принципов государственно-частного партнерства в целях формирования молочных кластеров, и, в частности, предлагается создание такого кластера на территории Центрально-Черноземного экономического района, в Воронежской области. Ведущим инвестором и головным предприятием кластера должна стать компания Молвест, вокруг которой будут объединены производители молока, другие переработчики, обслуживающие компании.

Рассмотрим, каковы перспективные направления реализации принципов государственно-частного партнерства при формировании молочного кластера Воронежской области.

Во-первых, речь может идти о мероприятиях по совершенствованию структуры молочного кластера Воронежской области. К таким мероприятиям можно отнести:

– разработку и внедрение инноваций, выстраивание связей с научно-исследовательскими институтами, совершенствование производственных технологий;

– совершенствование управленческого менеджмента среди участников молочного кластера, использование поставщиков с качественной и конкурентоспособной продукцией;

– грамотное «продвижение» продукции участников кластера в торговые сети;

– выстраивание эффективных производственных бизнес-процессов;

– использование участниками кластера сертифицированных систем управления качеством (согласно международным стандартам);

– внедрение на предприятиях кластера эффективных аутсорсинговых схем;

– содействие продвижению продукции на внешний рынок; привлечение инвестиций на приемлемых условиях (венчурные фонды, бюджетное финансирование);

– создание качественной кластерной инфраструктуры;

– совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения инновационной деятельности на предприятиях — участниках кластера;

– расширение сферы консалтинга и повышение эффективности функционирования института государственно-частного партнерства.

Во-вторых, в приоритете остается обеспечение благоприятной конъюнктуры не только для формирования, но и дальнейшего развития молочного кластера Воронежской области. В этой связи возникает вопрос совершенствования теоретической и практической подготовки специалистов для предприятий — участников кластера, а также своевременного планирования потребности в обученном персонале. Для достижения поставленных задач может быть рекомендовано тесное сотрудничество образовательных учреждений с производственными предприятиями кластера, когда специалисты-практики участвуют в разработке образовательных программ и практических курсов. К данному направлению могут быть отнесены и мероприятия по организации стажировок и производственной практики для сотрудников предприятий — участников молочного кластера.

В-третьих, речь идет о налоговом регулировании деятельности предприятий — членов кластера. Налоговое регулирование, как правило, подразумевает установление дифференцированных условий налогообложения, стимулирующих развитие бизнеса (налоговых льгот, ставок налогов, сроков уплаты и пр.) Данные меры имеют конечной целью создание для участников кластера благоприятного налогового климата, который бы стимулировал их функционирование и способствовал быстрому наращиванию выработки продукции.

И, наконец, четвертым перспективным направлением реализации принципов государственно-частного партнерства при создании молочного кластера должны стать минимизация и упрощение так называемых «административных барьеров» [1, с. 55].

Учитывая рассмотренные выше приоритетные направления реализации принципов государственно-частного партнерства, определим основные элементы сценария осуществления политики кластерообразования для Воронежской области:

  1. Формирование промышленной инфраструктуры молочного кластера.
  2. Совершенствование юридической составляющей на уровне субъекта Российской Федерации (т. е. правового регулирования в вопросах осуществления кластерных инициатив).
  3. Поддержка и содействие объединению хозяйствующих субъектов в вертикально-интегрированные структуры — кластеры, оказание содействия реализации совместных кластерных проектов.
  4. Услуги информационного консалтинга.

Рассматривая действующую региональную инфраструктуру, которую необходимо задействовать в целях формирования молочного кластера Воронежской области, необходимо выделить основные, кластерообразующие инфраструктурные элементы:

– кадровый,

– информационно-консалтинговый,

– технологический,

– координационный,

– финансовый.

Чтобы обеспечить кадровую поддержку формирования молочного регионального кластера, необходимо осуществить комплексную подготовку специалистов предприятий — участников кластера.

Для информационно-консалтинговой поддержки требуется доступ всех заинтересованных лиц к информационным ресурсам и консультационным услугам, в том числе, предоставляемым Воронежской Торгово-Промышленной Палатой, Центром стандартизации, метрологии и сертификации и другими объединениями.

Технологическая платформа инфраструктуры кластера рассматривается в целях продвижения инновационных технологий и получения участниками кластера доступа к производственным ресурсам.

Функции координационной инфраструктурной составляющей способен выполнять Центр кластерного развития Воронежской области, учрежденный региональным Департаментом промышленности и транспорта.

Финансовая составляющая кластерной инфраструктуры представлена, главным образом, банковским сектором, способным поддержать соответствующие инвестиционные проекты.

Проанализированную инфраструктуру формирования молочного кластера предполагается рассматривать как элемент экономической инфраструктуры Центрально-Черноземного экономического района, и, в частности, Воронежской области.

Методологический подход к формированию молочного кластера на основе реализации государственно-частного партнерства предполагает следующие шаги по совершенствованию правовой базы кластерных инициатив:

– определить последовательность действий участников молочного кластера при осуществлении рассматриваемого инвестиционного проекта;

– внести соответствующие поправки в законодательство Воронежской области, регулирующее осуществление промышленной деятельности в субъекте (касающиеся правового определения субъектов кластерной политики и механизмов реализации государственно-частного партнерства, в первую очередь, — соответствующих мер государственной поддержки).

Необходимо отметить, что в целях содействия эффективной организации молочного кластера и формирования у потенциальных участников видения и понимания сущности и стратегии развития кластера, на уровне региона может быть оказана дополнительная информационная поддержка.

Формирование инфраструктуры молочного кластера для самоорганизации представителей бизнеса (в особенности, среднего и малого), может происходить за счет совершенствования межбюджетных отношений и выделения соответствующих субсидий из бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

В целом, реализация успешной кластерной политики в Воронежской области предусматривает:

– одновременное осуществление мероприятий по оказанию государственного финансирования не одного, а ряда приоритетных кластеров в регионе;

– формирование организационного плана мероприятий по осуществлению и поддержке проектов создания кластеров.

Описанные теоретические и методологические основы реализации принципов государственно-частного партнерства при формировании молочного кластера Воронежской области позволили нам выявить ключевые условия его формирования:

– объединение в кластер на добровольной основе,

– работа в составе кластера для получения синергетического эффекта,

– инновационный характер кластера,

– обоюдный контроль управленческих действий всеми участниками кластера,

– поэтапное, эволюционное развитие кластера,

– правовая независимость участников кластера.

Создание молочного агропромышленного кластера на территории Воронежской области, на наш взгляд, должно иметь следующие приоритетные задачи:

– корректировка ценовой политики в отношении молочной продукции на товарном рынке региона,

– наращивание объемов производства и повышение качества производимой продукции,

– осуществление единого маркетингового подхода всеми частниками молочного кластера,

– вовлечение инноваций в технологические процессы производства и переработки молока в регионе.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что рост конкурентных преимуществ производителей молочной продукции Воронежской области за счет их интеграции на кластерной основе невозможен без грамотного сочетания регионального и отраслевого способов управления, приводящих к запуску процессов интеграции.

Литература:

  1. Воронцов, А. Д. Практические аспекты реализации механизма формирования молочного кластера Воронежской области / А. Д. Воронцов // ФЭС. № 10. 2015 г. С. 54–58.
  2. Воронцов, А. Д. Методы проведения мониторинга молочной промышленности Российской Федерации, адаптированные к проблеме импортозамещения / А. Д. Воронцов // Экономика и предпринимательство. № 11–1. 2015 г. С. 135–141.
Основные термины (генерируются автоматически): молочный кластер, Воронежская область, государственно-частное партнерство, участник кластера, молочная продукция, формирование, кластер, перспективное направление реализации принципов, совершенствование, Центрально-Черноземный экономический район.

Похожие статьи

О ключевых инструментах реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Перспективы развития земельного девелопмента в Орловской области

Условия формирования региональной кластерной политики в Калужской области

Перспективы создания межрегиональной транспортно-логистической сети в Самарской области

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока

Развитие лизинга оборудования: государственная поддержка предпринимательства Тюменской области

Состояние и перспективы развития рынка малоэтажного строительства в городе Хабаровске

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Похожие статьи

О ключевых инструментах реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Перспективы развития земельного девелопмента в Орловской области

Условия формирования региональной кластерной политики в Калужской области

Перспективы создания межрегиональной транспортно-логистической сети в Самарской области

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока

Развитие лизинга оборудования: государственная поддержка предпринимательства Тюменской области

Состояние и перспективы развития рынка малоэтажного строительства в городе Хабаровске

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности