Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 07.04.2016

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Шарипов, А. К. Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан / А. К. Шарипов, А. И. Ормышев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10245/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из самых приоритетных функций правительстваявляется управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов по государственным закупкам в экономически развитых странах.

В Европейским Союзом при проведении торгов используется электронная почта, но принимаются к рассмотрению варианты документов только на бумажном носителе; то же касается и принятия решения по результатам тендера. Информация о предстоящих закупках стран-членов Европейского Союза и его специализированных организаций также заносится в базу данных TED (TenderElectronicsDaily), доступную через Интернет. В странах Европейского Союза государственные закупки обеспечивают 210 информационно-консультативных центров, взаимодействующих по специальным сетям, в том числе по сети «Интернет». Аналогичные системы широко внедряются в таких странах, как Бразилия, Мексика, Южная Корея, Польша.

Выше перечисленные государства организуя электронные государственные закупки, выигрывают экономически, сокращая на 12–20 % свои расходы на закупки. Осуществляя свои расходы перед налогоплательщиками понятными, прозрачными и контролируемыми, они выигрывают и политически.

В странах СНГ уже имеются отдельные локальные базы с реестрами контрактов в некоторых федеральных ведомствах и субъектах Российской Федерации. Доступ к этим базам имеют только функциональные службы соответствующих органов власти. Ежегодно в базы данных этих центров вводится несколько сот тысяч сведений о государственных закупках [1].

Для улучшения системы государственных закупок в Республике Казахстан должен быть творчески использован опыт других стран. В ходе реализации проектов, способствующих внедрению информатизации системы государственных закупок, наше государство будет соответствовать международным требованиям, обеспечивающим эффективность, транспарентность процесса закупок и создающим атмосферу здоровой конкуренции.Поэтому разработка системы информационного обеспечения закупок и поставок продукции для государственных нужд Республики Казахстан является настоятельной необходимостью для реализации принципов открытости и гласности, повышения эффективности государственного управления и механизма финансирования государственных закупок.При этом органы государственной власти и органы государственного контроля получат реальную возможность для обеспечения выполнения своих контрольных функций.

Реализация и разработка проекта «Оказание технического содействия Агентству по государственным закупкам Республики Казахстан для улучшения системы государственных закупок» предусматривает внедрение взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:

Рис. 1. Направления для улучшения системы государственных закупок. Источник: Разработаны авторами

В республиканском бюджете предусматриваются средства на внедрение современных информационных технологий посредством создания и поддержки автоматизированной системы отчетности и мониторинга государственных закупок, а также Web-сайта уполномоченного органа.

Автоматизированная система мониторинга позволит не только собирать и анализировать результаты проведенных закупок, но и содержать всю информацию о планируемых закупках, объявления о предстоящих конкурсах, конкурсную документацию и так далее, что даст возможность уполномоченному органу оперативно реагировать на все нарушения, допускаемые в ходе проведения государственных закупок, уже на этапе подготовки конкурсной документации.Это будет способствовать максимальной информированности, открытости и доступности для всех потенциальных поставщиков и обеспечит на деле реальную конкуренцию. В перспективе автоматизированная система мониторинга государственных закупок, совместно с информационными системами других государственных органов, должна стать частью интегрированной информационно — телекоммуникационной системы государственных органов, отвечающих за исполнение государственного бюджета.

На основе информации автоматизированной системы ожидается:

 разработка паспорта администраторов бюджетных программ по государственным закупкам, в которых на основе регулярного систематического анализа будут отражаться результаты их деятельности в сфере государственных закупок с выделением основных проблем и допускаемых ошибок для последующих консультаций со стороны уполномоченного органа;

 подготовка кадров для работы в системе государственных закупок посредством организации системы обучения, повышения квалификации и аттестации. Необходимо в ближайшее время организовать учебу для членов конкурсных комиссий и работников специализированных структур, занимающихся вопросами государственных закупок;

 подготовка к созданию и внедрению системы электронных торгов. В перспективе внедрение механизма электронных аукционов и тендеров в сфере государственных закупок, осуществляемых на конкурсной основе, приведет к значительному сокращению бумажного документооборота, сделает процесс закупок более транспарентным и открытым.

Роль участников системы информационного обеспечения государственных закупок с методических позиции сводится к регламентированному обмену необходимой информации.Государственные заказчики продукции для государственных нужд должны иметь возможность:

 установить потребность в закупке соответствующей продукции;

 провести анализ рынка продукции для государственных нужд;

 получить продукцию оптимальную с точки зрения цены, качества, своевременности поставки;

 выбрать компетентных потенциальных поставщиков, которые имеют успешный предыдущий опыт или способность обеспечить условия поставки;

 обеспечить условия конкуренции при проведении торгов;

 обеспечить минимизацию издержек на проведение закупок и поставок продукции;

 обеспечить открытость и равноправие;

 обеспечить мониторинг исполнения действующих контрактов и мониторинг результатов закупок.

Потенциальные поставщики продукции должны иметь возможность:

 предоставить информацию о своей продукции;

 оценить условия поставки, которые были в ранее заключенных контрактах на поставки аналогичной продукции;

 провести маркетинг своей продукции;

 найти заказчика на соответствующую продукцию;

 определить какие нормативно-правые, инструктивно-методические документы регламентируют процесс проведения закупок и др.

В свою очередь, органы государственной власти должны получить возможность осуществления сплошного мониторинга государственных закупок в целях:

 получения данных по государственным закупкам в различных разрезах: по годам, по ведомствам, по поставщикам, по регионам, по видам продукции и другим аспектам;

 учёта и оценки влияния государственных закупок на национальную экономику, определений стратегии при прогнозировании и формировании программ социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Чтобы учесть интересы участников системы государственных закупок, необходимо создать возможность для обеспечения информационной открытости государства для общества.Открытость процедур и результатов государственных закупок расширит объем информации, обязательной к общественному раскрытию органами государственной власти всех уровней.

Регламентирующие обязательное раскрытие информации о процедурах и результатах государственных закупок требования, должны быть дополнены требованием публикации о государственных закупках в сети Интернет в целях минимизации издержек на публикацию информации и доступа к ней.

В данное время Агентством Республики Казахстан по государственным закупкам внедряется информационная система «Мониторинг государственных закупок», база которой находится в стадии заполнения [2]. Модуль этой системы, отражающий в интерактивном режиме сведения о государственных закупках, представляемые в Агентство субъектами государственных закупок по системе, представлен на Web-сайте http:// www:goszakup.kz/. Создание системы «Мониторинг государственных закупок» преследует цель формирования единой базы данных по государственным закупкам с регламентированным доступом к ней пользователей администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, предприятий. Данная система охватывает государственные учреждения, финансируемые из республиканского бюджета и местных бюджетов. В будущем предполагается подключение к ней государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

Несомненно, внедрение апробированных в международной практике современных технологий в системе закупок позволит снять часть проблем, связанных с транспарентностью и правомерностью процесса выбора поставщика и наряду с этим позволит уполномоченному органу своевременно реагировать и предотвращать нарушения в ходе проведения конкурсов.

Информатизация процессов государственных закупок предполагает поэтапный переход к электронному документообороту, внедрение системы электронной коммуникации внутри и между государственными организациями.

Повышение эффективности, обеспечение прозрачности и максимальной объективности процесса государственных закупок на всех его этапах –это цель внедрения системы электронных торгов — это.

Интегрированный комплекс, состоящий из четырех компонентов: компьютерное оборудование, сеть передачи данных, программное обеспечение и процедура использования всего этого комплекса. Этот комплекс специально предназначен для использования всеми участниками процесса государственных закупок на всех его этапах, исключающий личный контакт продавца с покупателем — это система электронных торгов в сфере государственных закупок.Разработчики обоснованно считают, что использование системы электронных торгов повысит эффективность государственных закупок. Некоторые процессы становятся просто автоматическими, некоторые ускоряются, и повышается объективность. В частности: упрощается и ускоряется проведение всех этапов конкурса; ограничивается возможность злоупотреблений; повышается объективность оценки; увеличивается уровень конкуренции среди поставщиков; процесс контролируется на всех этапах; обеспечивается гласность процесса; повышается своевременное и целевое освоение средств. Кроме того, существенно сокращается время проведения конкурса, и оценка результатов делается полностью объективной и автоматической.

При этом все участники процесса закупок общаются между собой через систему электронных торгов, все процедуры конкурсных торгов выполняются посредством системы электронных торгов.Пользователями системы являются заказчики — поставщики -уполномоченный орган.

Все поставщики регистрируются в системе через Центр электронной коммерции (далее — Центр) при уполномоченном органе по государственным закупкам.

Отказ в регистрации возможен только при несоответствии этим общим квалификационным требованиям. Центр проверяет соответствие поставщика всем общим квалификационным требованиям и выдает поставщику имена и пароли для работы в системе. Поставщик может устранить эти требования и снова прийти в Центр зарегистрироваться. Этот процесс не зависит от проведения конкурса, то есть он вне конкурса может регистрироваться до тех пор, пока не зарегистрируется. Этот процесс охватывает несколько логически взаимосвязанных шагов.

Первый шаг — это регистрация поставщиков.Организатор конкурса подключается к системе электронных торгов через Интернет, то есть ему нужен доступ в Интернет. Затем организатор, подключившись к системе, указывает индивидуальное имя и свой пароль, который ему выдал Центр. Электронная система идентифицируют пользователя, из какой организации, и какую выполняет в ней роль, и предоставляет ему доступ только к его функциям и данным. То есть он может сделать только то, что ему положено.

Второй шаг — объявление конкурса.Организатор заводит в систему сначала общие условия для всего конкурса, такие как: кто проводит конкурс; дата проведения конкурса; дата вскрытия заявок; сроки и разнообразные требования, общие для всего конкурса. Затем организатор заводит спецификацию, собственно то, что он требует от поставщиков по лотам.

Третий шаг — подготовка заявок.Система автоматически, после того как организатор ввел туда все данные, рассылает объявления всем поставщикам о конкурсе и его специфике. Кроме того, выдает всю информацию для всеобщего доступа через Интернет

Четвертый шаг — подача заявок.Поставщик подключается к системе через Интернет, указывает индивидуальное имя и пароль, которое получил в Центре при регистрации. Система его идентифицирует и опять же предоставляет доступ только к его функциям, и только к его данным. После подключения поставщик ежедневно просматривает посылаемые ему уведомления. Поставщик выставляет обеспечение на названную организатором сумму по тем лотам, в которых он участвует, и пересылает обеспечение организатору конкурса открытым способом.

Пятый шаг — вскрытие заявок.В момент вскрытия система предоставляет доступ ко всем поступившим на конкурс заявкам. Члены конкурсной комиссии могут знакомиться с заявками непосредственно в системе, либо заявки могут быть распечатаны.

После вскрытия участники получают доступ к чужим заявкам для «альтернативной» оценки. Участник вправе обратиться с жалобой в уполномоченный орган или суд, если он считает итоги конкурса необоснованными. Организатор знает о праве участника провести независимую оценку всех заявок и обжаловать решение организатора, что удерживает его от предпочтительного отношения к заявкам какого-либо поставщика.

Шестой шаг — оценка заявок и объявление победителей.Комиссия отклоняет конкурсные заявки, по которым обеспечение не поступило; отсеивает участников по специальным квалификационным требованиям; оценивает заявки только по техническим условиям и цене и формирует заключение.Секретарь комиссии отмечает в системе выигравшие заявки и вводит заключение комиссии. Система посылает уведомления поставщикам о результатах конкурса и размещает информацию о результатах конкурса на сайте для всеобщего доступа.

Седьмой шаг — заключение и исполнение договора.Заключительный этап, когда объявляется победитель конкурса, это момент, связанный с казначейством. Система формирует регистрационные номера сделок по каждому конкурсу, то есть любой результат конкурса ею протоколируется и передается в Казначейство. У Казначейства появляется возможность контролировать при выполнении оплат по информации уполномоченного органа, какие были конкурсы, как они прошли, чем закончились. Таким образом, у всех участников электронной системы торгов появляется дополнительная возможность взаимоконтроля.

Совершенствование государственных закупок связано с разрабатываемыми в настоящее время программами системы электронных государственных закупок. Данная система позволит перевести процесс государственных закупок на качественно новый уровень, повысит уровень транспарентности всех его этапов, а также ускорит и оптимизирует процесс определения победителей конкурсов по государственным закупкам.

Литература:

  1. Рябенький И. Проблемы стандартизированного представления данных при внедрении и использовании автоматизированных систем госзакупок. BusinessSolutionCenter, Москва, 2002 г. // Информационный сайт
  2. Технические спецификации по созданию и внедрению информационной системы «Мониторинг государственных закупок».
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13.07.1999 № 966 «Омерах по повышению эффективности организации государственных закупок» (сизменениями, внесенными постановлением Правительства Республик Казахстан от 27.07.2010 г. № 1150).
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, система, уполномоченный орган, Казахстан, поставщик, внедрение системы, государственная власть, Европейский Союз, результат конкурса, улучшение системы.

Похожие статьи

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Внедрение проектного управления в систему государственных органов Республики Казахстан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Внедрение проектного управления в систему государственных органов Республики Казахстан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан