Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)
Автор: Комиссарова Анна Олеговна
Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 10.04.2016
Статья просмотрена: 234 раза
Библиографическое описание:
Комиссарова, А. О. Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск») / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10267/ (дата обращения: 18.12.2024).
Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
Система управления сферой ВиВ осуществляется на федеральном уровне Министерством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, на региональном — Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, на муниципальном — органами местной власти — администрацией МО ГО «Усинск».
Согласно федеральному закону № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местной власти отвечают за организацию водоснабжения населения и водоотведения. в границах городского округа.
Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.
Важнейшим источником доходов являются поступление налогов.
Согласно ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст.12 Налогового Кодекса в Российской Федерации существует 3 вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Т. к. ВиВ — «территория» местной власти, рассмотрим налоговые доходы муниципалитета.
Налоговый Кодекс относит к местным налогам и сборам:
– земельный налог;
– налог на имущество физических лиц;
– торговый сбор.
Также в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
– налог на доходы физических лиц.
Налоги от специальных налоговых режимов:
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
– единый сельскохозяйственный налог;
– государственная пошлина;
– налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.
Итак, попробуем разобраться, какие «водные» налоги и в каком количестве поступают в бюджет городского округа. Какие еще бюджеты пополняются за счет денег, полученных и, наверно, предназначенных для использования местной властью.
Когда мы говорим о налогах в сфере ВиВ, первым приходит на ум Водный налог.
Объектами налогообложения этого налога являются виды пользования водными объектами:
– забор воды из водных объектов;
– использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
– использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях [4].
Налоговая база и налоговая ставка определяется отдельно для каждого водного объекта.
Итак, Водный налог — это федеральный налог. 100 % этого налога зачисляются в федеральный бюджет. Почему деньги, заплаченные нами в виде тарифа на воду, не возвращаются в виде улучшенного качества обслуживания, качества воды и др., а уходят в виде налогов «наверх». Почему водоснабжение подответственно местным властям, а «водный налог» местный бюджет не получает.
Ответ простой. Все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением пруда и обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу [4].
Следующий вид налога, который могут платить водоснабжающие организации, — земельный.
Земельный налог обеспечивает постоянное пополнение местного бюджета финансовыми средствами. В бюджет городского округа зачисляется 100 % налога.
Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога. На территории МО ГО «Усинск» действует Решение Совета МО «Город Усинск» № 158 от 04.10.2005 г. «Об установлении земельного налога».
Комплекс подземных самотечных трубопроводов, очистные и другие сооружений, с помощью которых осуществляется забор свежей воды и отвод использованных и отработавших вод, их очистка и обеззараживание, обработка и обезвреживание, а также любое другое имущество ресурсоснабжающей организации — объект налогообложения для налога на имущество организаций.
К сожалению, 100 % этого налога зачисляется в региональный бюджет. Местный не получает ничего на содержание оборудования, его текущие и капитальные ремонты и др. остается надеется на безвозмездные поступления от регионального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.
Также региональный бюджет получает 100 % от оплаты транспортного налога. Местные органы не получают ничего на ремонт дорог, которые и дорогами-то назвать сложно. Машины едут по местным дорогам и перевозят местную воду (людей, продукты и др.), а деньги за все это получает регион… Как и на что обслуживать?
Следующий 100-процентно «региональный» налог (федеральный налог, зачисляемый в бюджет субъекта) — налог на прибыль организаций. Логичнее бы было, направить этот налог, эту прибыль на улучшение качества жизни и поставляемых услуг, в т.ч водоснабжение, в муниципалитете.
Налог на доходы физических лиц… В каждой организации, на каждом предприятии работают персонал, за которого отчисляется налог. В какой бюджет он поступает?
Согласно бюджетному Кодексу 85 % — в региональный бюджет, 15 % — в местный.
Все предприятия и индивидуальные предприниматели (за некоторым исключением — применение ЕНВД, ЕСХН и др.) платят государству налог на добавленную стоимость (НДС), в федеральный бюджет в размере 100 %.
Т.о все уплачиваемые налоги сферы ВиВ, кроме земельного, поступают в региональный или федеральный бюджеты, полностью или частично. Очень невысокая доля поступлений в местные бюджеты…
А местный бюджет?
Обслуживание «водной» сферы — обязанность городских властей. Обязанность есть, а денег нет!
Литература:
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ/ Рос. газета. — 1998. — 6 авг.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5.08.2000 № 117-ФЗ/ Парламентская. газета. — 2000. — 10 авг.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ/ Рос. газета. — 1998. — 12 авг.
- Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ / Рос. газета. — 2003. — 8 окт.