Экономико-управленческое образование в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 21.04.2016

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Лобышева, И. С. Экономико-управленческое образование в школе / И. С. Лобышева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10360/ (дата обращения: 16.11.2024).



Описание разработки

Изучение экономической теории с развитием предпринимательских способностей и владением современными ИКТ может помочь в будущем преуспеть в бизнесе. Экономика может помочь в будущем более рационально планировать семейный бюджет. Главное, чтобы сформировалось экономическое мышление: умение видеть проблему, анализировать её, принимать рациональные решения. Английский экономист Джоан Робинсон в свое время сказала: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться, не попадаться на удочку к экономистам».

Внедрение и реализация в образовательном пространстве школы современного социально-экономического управленческого компонента обучения и формирование способности учащихся сориентироваться в выборе профессии, получить необходимую подготовку для поступления в профессиональные лицеи, техникумы, училища и ВУЗы экономической направленности с уже сформированным механизмом формирования профессиональной и ИКТ-компетентностей.

Для проекта необходимо подготовить программную, методическую и материально-техническую базу к реализации внедрения экономико-управленческого образования в школе; подвести итоги и анализ деятельности школы, провести диагностические обследования готовности к переходу на очередной этап развития, спрогнозировать и ориентировать деятельность школы на социальный запрос, определить системность, гибкость, логичность и последовательность программ, построить стратегию учебно-воспитательного процесса, обеспечить контролируемость программы, установить интегрирующие и консолидирующие направленности по отношению к школьному сообществу. Создать новые условия общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования с ИКТ.

Как итог — создать центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы, который: управляет непрерывным экономическим предпрофильным и профильным образованием со 2-го по 11 классы; осуществляет внеклассную работу по предмету; организует совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ и РАО «Ассоциация педагогов исследователей» при БГУ научно-практическую онлайн-конференцию по экономике «Путь Гермеса» для учащихся 9–11 классов школ города и республики; совершенствует материально-техническую базу ЦЭУ; обеспечивает информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его информационных и образовательных курсов; изучает передовой опыт освоения новейших программ и технологий в преподавании экономических дисциплин; развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ; расширяет социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера; развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения; отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности; организует дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51; отслеживает механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования. Подведение итогов по реализации программы развития школы и проекта «Экономико-управленческого образования школе как одно из средств формирования ИКТ-компетентности учащихся в профессиональной ориентации».

Рекомендаций для педагога по использованию ресурса

Пройдя все наши этапы от сбора информации по социальному запросу до получения готового продукта, Вы получите центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы с широким использованием средств ИКТ при решении профессиональных задач, а может сможете развить его в нечто большее. Желаю успеха!

Пояснительная записка

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели началами экономических знаний, имели некоторые представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. «Если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить», говорил Давид Рикардо. Действительно, с момента своего появления, человек выступал одновременно в двух неразрывных ролях: производителя товаров и их потребителя.

Разобраться в секретах устройства экономики люди пытались еще во времена Древней Греции. Во всяком случае, вопросы экономики занимали не малое место в трудах Аристотеля (384–322 г.г. до н. э.), одного из самых выдающихся философов в истории человечества, создателя социологии — науки о человеческом обществе и воспитателя знаменитого императора Александра Македонского.

Именно он ввел этот термин в научный оборот, составив его из двух греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. «Экономика» в переводе с древнегреческого — это «законы ведения домашнего хозяйства» — замкнутого рабовладельческого домовладения. Придумал же он этот термин для того, чтобы разграничить два вида богатств, которые, по его мнению, встречаются в человеческом обществе: товары и деньги.

Является ли экономика практической наукой? Стоит ли затрачивать время и труд на её изучение? Полвека назад Джон Мейнард Кейнс — несомненно, самый влиятельный экономист нашего столетия — дал убедительный ответ на этот вопрос: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Как и любая другая наука, экономика использует свои методы исследований. Форм и способов получения научных знаний много, и большинство из них используют ученые-экономисты. Это:

  1. Наблюдения (статистические) объекта.
  2. Обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода.
  3. Проведение экспериментов.
  4. Разработка моделей в логических и математических формах.

Изучение экономической теории может помочь в будущем преуспеть в бизнесе. Однако, для успешного занятия бизнесом недостаточно только теоретических знаний, необходимы еще предпринимательские способности. Используя знания и умения, полученные на уроках экономики, можно надёжнее защитить свои деньги от инфляции. Экономика может помочь в будущем более рационально планировать семейный бюджет. После изучения экономической теории в школе вовсе не обязательно становиться профессиональным экономистом. Главное, чтобы сформировалось экономическое мышление: умение видеть проблему, анализировать её, принимать рациональные решения. Эти умения понадобятся людям любой профессии и даже простым потребителям, каковыми мы все являемся. Английский экономист Джоан Робинсон в свое время сказала: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться, не попадаться на удочку к экономистам».

В школьном образовании экономика должна занимать достойное положение и конечно, предлагаться учащимся и родителям как профильный предмет. В нашей школе к этому предмету востребованное отношение, как у родителей, так и у детей. Экономический профиль внедрен с 2001 года. На сегодняшний день это предмет изучается со 2-го по 11 класс, а также сопутствующие дисциплины экономико-управленческого характера в профильных 10–11 классах. Это менеджмент, риторика, культура деловой речи, правоведение, информационное управление, психология управления.

Поэтому, внедрение и реализация экономико-управленческого образования в нашей школе, это проект уже работающий и имеющий положительные результаты в течение нескольких лет. Ежегодно от 15 % до 40 % выпускников школы поступают на факультеты профессиональных и высших учебных заведений экономико-управленческого характера. В зоне ближайшего развития школы мы продолжаем строить планы по улучшению качества экономико-управленческого образования учащихся.

Цель проекта понятна всем участникам учебного процесса, т. е. и родителям, и детям, и педагогическому коллективу. Это внедрение иреализация вобразовательном пространстве школы современный социально-экономический управленческий компонент обучения иформирование способности учащихся сориентироваться ввыборе профессии, получить необходимую подготовку для поступления впрофессиональные лицеи, техникумы, училища иВУЗы экономической направленности иразвитой ИКТ-компетентностью.

Основными задачами проектаявляются:

‒ организовать работу по подготовке и проведению мероприятий, повышающих статус экономического и управленческого образовательного профиля;

‒ обеспечить информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его ИКТ- образовательных курсов;

‒ изучить передовой опыт освоения новейших программ и ИКТ-технологий в преподавании экономических дисциплин;

‒ развить сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ;

‒ расширить социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера;

‒ создать Центр экономики и управление (ЦЭУ) на базе школы;

‒ использовать и активно внедрять в работу ЦЭУ современные средства массовой информации, Интернет и информационные технологии;

‒ отслеживать и анализировать развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности;

‒ организовать дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51;

‒ отслеживать механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования.

2. Система экономико-управленческого образования в школе

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе, в которых можно увидеть и сопутствующие проблемы:

  1. Отсутствие каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах: географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, информатики, математики, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  3. Наукообразный (академический) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес-ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т. д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического-бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств. Поэтому наша задача найти «золотую середину» в реализации программ экономико-управленческого характера с применением ИКТ-технологий на базе школы. Для этого необходимо отработать систему поэтапной работы реализации экономико-управленческих образовательных программ.

Реализация предпрофильного и профильного экономико-управленческого образования отражена в учебном плане школы. Учебный план создан на основе документов:

  1. Государственные стандарты образования.
  2. Базисный учебный план РФ.
  3. Устав школы.
  4. Программа развития «Школы экономики и управления».
  5. «Концепция модернизации российского образования».

Программы профильного и предпрофильного образования по экономике предполагают следующие образовательные программы:

Профессиональная ориентация программ

Ступень обучения

Предмет

Количество часов внеделю

Предпрофиль

Начальная школа (2–4 кл.)

Экономика

1 час

Предпрофиль

Средняя школа (5–9 кл.)

Экономика

1 час

Профиль

Старшая школа (10–11 кл.)

Экономика

1 час

Менеджмент

1 час

Культура деловой речи

1 час

Информационное управление

1 час

Психология управления

1 час

Правоведение

1 час

Математика

6 часов

Английский язык

3 часа

Информатика

2 часа

Основные этапы проекта реализации экономико-управленческих программ сиспользованием ИКТ-технологий вобразовательном пространстве школы:

1. Подготовительный, 2001–2003 г.

Цель: подготовить программную, методическую и материально-техническую базу к реализации внедрения экономико-управленческого образования в школе.

Основные задачи: подведение итогов и анализ деятельности школы, проведение диагностических обследований готовности к переходу на очередной этап развития, прогнозирование и ориентирование деятельности школы на социальный запрос, определение системности, гибкости, логичности и последовательности программ, построение стратегии учебно-воспитательного процесса, обеспечение контролируемости программы, установление интегрирующих и консолидирующих направленностей по отношению к школьному сообществу.

2. Основной, 2004–2009 г. г.

Цель: создание новых условий общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования.

Задачи: по выявленному запросу родительской общественности внедрить экономическое образование в школьный процесс обучения, создать условия для включения в учебный план и образовательное пространство школы предмета экономики со 2-го по 11 классы и сопутствующие экономико-управленческие дисциплины в предпрофильных и профильных классах, реализовать программу внеклассной работы по экономике.

3. Дополнительный — расширение социального партнерства, 2010–2016 г.г.

Цель: достижение новых условий общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования в рамках развития социального партнерства.

Задачи: создать центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы, который:

  1. управляет непрерывным экономическим предпрофильным и профильным образованием со 2-го по 11 классы;
  2. осуществляет внеклассную работу по предмету;
  3. организует совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ и РАО «Ассоциация педагогов исследователей» при БГУ научно-практическую конференцию по экономике «Путь Гермеса» для учащихся 9–11 классов школ города и республики;
  4. совершенствует материально-техническую базу ЦЭУ;
  5. обеспечивает информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его образовательных курсов;
  6. изучает передовой опыт освоения новейших программ и технологий в преподавании экономических дисциплин;
  7. развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ;
  8. расширяет социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера;
  9. развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения;
  10. отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности;
  11. организует дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51;
  12. отслеживает механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования.

3. (2017 г.) — экспертиза, анализ и подведение итогов.

Цель и задачи: подведение итогов по реализации программы развития школы и проекта «Экономико-управленческого образования школе как одно из средств формирования ИКТ-компетентности учащихся в профессиональной ориентации». Полное аналитическое выявление достижений и проблемных вопросов в образовательном пространстве школы.

Понятно, что система управления экономико-управленческим образованиемконцентрируется в одном звене. Это Центр экономики и управления «Новые люди нового времени», который несет всю основную нагрузку по решению почти всех задач по реализации проекта.

По данной структуре можно обозначить основные механизмы реализации экономико-управленческих программ в образовательном пространстве школы:

Способы реализации творческой иисследовательской деятельности учащихся по экономике иуправлению

Социальная активность школы

В рамках расширения образовательного пространства, школа сотрудничает с различными образовательными учреждениями города и республики.

Социальные партнеры проекта:

Учреждение

Предмет сотрудничества

Бурятский государственный университет

Информационно-методическая поддержка образовательного пространства школы. Научно-исследовательская деятельность. Кадровое и ресурсное обеспечение и др.

МОУ «Иволгинская общеобразовательная школа»

Реализация программы включенного обучения экономике. Совместные мероприятия по обмену опытом.

Малая академия наук (МАН)

Поддержка и организация научно-практических конференций — как школы, так и МАН.

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Учредитель НПК по экономике «Путь Гермеса»

24 октября 2007 г. в нашей школе прошел совместный педагогический семинар на тему: «Реализация экспериментальных образовательных программ и повышение эффективности функционирования школы экономики и управления в условиях разноуровневого и многопрофильного образования», где была представлена МБОУ СОШ № 51.

А в феврале 2008 г. наши педагоги посетили Иволгинскую школу. Посетили уроки, посмотрели программу празднования бурятского национального праздника «Сагаалган», наметили планы дальнейшей работы:

  1. Учащиеся Иволгинской школы приглашены на первую НПК по экономике «Путь Гермеса» 27.04.2008 г.
  2. Решено подготовить программу включенного обучения по экономике с 9 по 11 классы, а Иволгинской школе — создать условия для реализации этой программы.

НПК по экономике «Путь Гермеса»

24 апреля 2008 г. на базе школы прошла первая научно-практическая конференция по экономике «Путь Гермеса» для школ РАО АПИ при БГУ и города. В конференции участвовали как школьники города, так и школ Республики, входящие в состав Университетского образовательного комплекса БГУ. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» работающая в направлении профильного экономического образования, являлась главным организатором мероприятия совместно синформационно — методическим образовательным центром (ИМОЦ) и «Ассоциацией педагогов исследователей» Бурятского государственного университета. Учредителем Конференции является комитет по образованию г. Улан-Удэ. Участники Конференции имели возможность показать свои знания в трёх секциях: «Рынок, предпринимательство, конкуренция», «Менеджмент. Психология управления фирмой» и «Налоги, бюджет, экономическое развитие». Председателями и членами экспертных комиссий на секциях приглашены методисты ИМОЦ, отличники — студенты БГУ, представители гражданской и родительской общественности — экономисты, специалисты по кредитам и ТОФУ Госстатистики РБ.

В этом году состоялась уже 9 Международная научно-практическая конференция по экономике «Путь Гермеса», второй год приезжают гости из Монголии.

Внеклассная работа ЦЭУ

Внеклассная работа центра экономики и управления (ЦЭУ)строится на проведении текущих мероприятий. Это неделя налоговых знаний, турнир по экономике, олимпиада по экономике и др.

Перспективы развития проекта экономико-управленческого образования в школе

  1. Закрепление и углубление всех поставленных задач дополнительного этапа проекта направленного на расширение социального партнерства.
  2. Создание экспериментальной площадки факультета экономики и управления Бурятского Государственного университета на базе школы (программа на данный момент находится на стадии рассмотрения и утверждения всех заинтересованных сторон).
  3. Реализовать программу включенного обучения по экономики и затем организовать дистанционное экономико-управленческое образование на базе МБОУ СОШ № 51.

Источники финансирования проекта экономико-управленческого образования.

Реализация проекта в течение нескольких лет требует финансовых затрат на разработку и реализацию образовательных программ, привлечение информационных источников, создание материально-технической базы Центра экономики и управления, решение кадровых проблем, организацию и проведение научно-практических конференций, а также внеклассных мероприятий и др.

Источники финансирования проекта:

  1. Комитет по образованию города Улан-Удэ.
  2. Попечительский Совет школы.
  3. Спонсорская поддержка депутатов (Гранат В. А. и Ирильдеев В. Г.)
Основные термины (генерируются автоматически): экономика, экономико-управленческое образование, баз школы, школа, программа, Центр экономики, экономическая теория, внеклассная работа, образовательное пространство школы, профильное экономическое образование.