Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте
Автор: Кузнецова Анастасия Александровна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 20.05.2016
Статья просмотрена: 2374 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, А. А. Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте / А. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10595/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье охарактеризовано проявление существенных логистических рисков в сферах снабжения и сбыта при взаимодействии с ключевыми контрагентами компании, отмечены пути преодоления негативных последствий от логистических рисков.
Ключевые слова: финансовая логистика, логистические издержки, управление задолженностью.
Функционирование современных российских предприятий характеризуется значительной степенью экономической нестабильности, высоким уровнем динамики внешней среды товарных рынков, усилением конкуренции на отечественных и мировых рынках сбыта, и, как следствие, наличием неконтролируемых или плохо контролируемых факторов развития. В связи с этим большая часть управленческих решений принимается в условиях неопределенности и различных видов рисков. Таким образом, анализ и минимизация рисков является одним из якорных направлений управления реальной экономикой.
В современных условиях, когда экономика России находится в процессе нивелирования негативных последствий финансового кризиса, первостепенной задачей для любого предприятия является проблема достижения высокого уровня показателей устойчивости развития, надежности и бесперебойности хозяйственной деятельности, которые находятся в зависимости от степени влияния различных опасных событий и ситуаций, приводящих к логистическим рискам. [6, c. 17]
Логистический риск — это возможность (вероятность) неполучения (недополучения) желаемого дохода при организации товародвижения. Как разновидность предпринимательского риска, степень логистического риска может быть сведена к минимуму посредством инструментария риск-менеджмента.
Выделим типовые способы нейтрализации последствий от логистических рисков:
1) предвидение, которое уменьшает неопределенность;
2) гарантийные и резервные фонды для определенной части рисков, которые заранее подготавливают их покрытие;
3) распределение рисков;
4) страхование рисков;
5) передача рисков через заключение договоров и через организационную форму бизнеса;
6) получение гарантии, что уменьшает долю возможных убытков;
7) срочные сделки. [3, c. 97]
Отметим виды логистических рисков в зависимости от их экономической сущности:
1) риск утраты имущества в результате природных условий, стихийных бедствий, а также связанный с некоторыми социальными условиями;
2) риск, связанный с возникновением гражданской ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде, юридическим и физическим лицам в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
3) риск возникновения ответственности за несоблюдение договора поставки, за качество продукции, производимой предприятием. [4, c. 24]
Риск потери прибыли или дохода по различным причинам:
‒ вследствие вынужденных перерывов в производстве;
‒ в результате утраты имущества;
‒ в результате невыполнения поставщиками своих договорных обязательств в части количества, качества, ассортимента, сроков поставки продукции;
‒ в результате изменения конъюнктуры рынка и необходимости перепрофилирования на вывоз новой продукции;
‒ в результате замены устаревшего оборудования, внедрения новой техники и технологии;
‒ вследствие проведения забастовок и иных общественно-политических актов.
Риск, связанный с реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынке:
‒ риск в определении структуры и объемов производства новых и старых изделий;
‒ риск, связанный с ценами и затратами;
‒ риск, связанный с изменением структуры производства и потребления;
‒ риск таможенных операций при реализации товаров на внешнем рынке.
Риски, возникающие в результате взаимодействия контрагентов в цепи поставок:
1) Поставщики, производители (обладатели) товара — покупатель товара
1.1. Риск невыполнения договорных обязательств обладателем товара:
‒ банкротство поставщика;
‒ отказ в пролонгации договора;
‒ видоизменение первоначальных контрактных позиций — нарушение сроков поставки, недостача по объемам поставки, нехватка ассортимента закупаемых товаров, изменение ценовой политики, ухудшение первоначального качества товаров и т. п.
Вследствие риска невыполнения договорных обязательств происходит увеличение вероятности потерь, связанных с нарушением графиков работ, платежей и извлечения дохода фирмой-потребителем.
1.2. Риск противоправного действия со стороны обладателя товара:
‒ признание себя банкротом после получения денежных средств по предоплате;
‒ исчезновение руководителей компании-поставщика после получения денежных средств по предоплате.
2. Покупатели товаров — коммерческая фирма
2.1. затоваривание складов предприятия;
2.2. кредитный риск, связанный с возможностью неполучения дебиторской задолженности.
3. Обладатели информации — потребители информации
Участники рыночного процесса участники сталкиваются с асимметрией информации (одни обладают важной информацией, а другие вообще не обладают информацией). Например, продавцы гораздо лучше осведомлены, чем покупатели о качестве товара. При этом возникает риск неоправданных затрат на получение и распространения информации.
Любая информация, получение этой информации связана с затратами. Чтобы определить количество необходимой информации следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее получением.
Если выгоды от покупки информации превышают данные издержки, то информацию необходимо приобрести. Если наоборот, то необходимо отказаться от покупки такой информации.
4. Конкуренты и коммерческая фирма
4.1. Риск, обусловленный успешными действиями конкурентов — предложение более выгодных условий приобретения товара (низкие цены, высокое качество, ценовое и неценовое стимулирование сбыта).
4.2. Недобросовестная конкуренция, выражающаяся в нарушении законодательства в области предпринимательства. [2, c. 48]
Для снижения последствий негативных факторов логистических рисков применяется комплекс видов деятельности.
1) Оценка последствий и степени риска: предполагает определениеисточников риска, меры возможных потерь от рисков. В качестве оценки меры риска рассчитывается вероятность его возникновения, осуществляется прогнозирование возможного уровня потерь в стоимостном выражении.
2) Изменение условий контракта.При планировании хозяйственных операций целесообразно предусмотреть особые условия контракта, руководствуясь следующими логичнымиправилами:
‒ установление конкретной финансовой ответственности за односторонне расторжение контракта;
‒ фиксация типоразмеров, свойств, значимых характеристик товаров;
‒ установление правил отгрузки и упаковки, за нарушение этих условий предусматривается штраф;
‒ описание характера формирования ценовых условий. [1, c. 103]
3) Введение в действие внутрифирменных процедур и стандартов оценки поставщиков и потребителей. Выбор бизнес-партнеров может осуществляться по правилу 5 «С»:
‒ характер (character) — репутация в бизнесе, готовность выполнить обязательства
‒ финансовые возможности (capacity)
‒ имущество (capital)
‒ обеспечение (collateral)
‒ общие условия (conditions) — состояние конъюнктуры и другие факторы внешней среды
4) Диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными субъектами рынка, распределение сбытовых и снабженческих ресурсов между несколькими поставщиками и потребителями.
5) Лимитирование— установление предельных сумм расходов, продаж в кредита с целью обезопасить перспективную платежеспособность компании.
6) Страхование предпринимательских рисков — специфичная отрасль страхования, связанная с перераспределением риска на участников страхования (страховщиков) в случае наступления источников имущественных убытков, предусмотренных договором страхования. [7]
7) Применение сделок факторинга, т. е. продажи права требования долга, является способом управления кредитным риском.
8) Технологический контроль за качеством производимых товаров.
Эвристика — метод риск-менеджмента, сочетающий в себе элементы логики и математического анализа. Приведем существенные правила эвристики:
‒ мера риска должна быть меньше планируемого финансового результата;
‒ необходимо идентифицировать источники риска, планировать последствия логистических рисков.
В логистической системе одним из существенных последствий рисков, подлежащих оптимизации, выступают увеличивающиеся логистические издержки вследствие негативных последствий следующих внутренних и внешних факторов: [5, c. 55]
‒ затраты на повышение качества товаров для укрепления конкурентных позиций;
‒ издержки на связь для достижения договорных условий;
‒ закупка по завышенным ценам для своевременного выполнения договорных обязательств;
‒ поиск и извлечение дополнительной коммерческой информации.
Логистические издержки связаны с выполнением основных логистических операций по поиску и выбору оптимального поставщика, с заключением договоров, с размещением заказов, складированием сырья и товаров, с внешней и внутрипроизводственной транспортировкой продукции, с хранением.
В логистическом менеджменте затраты рассматриваются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, по элементам затрат, видам продукции, стадиям производственного процесса.
Пожалуй, наиболее неконтролируемая часть логистических затрат связана с вероятностью возникновения дефицита ресурсов на всех стадиях логистического цикла. И в этом случае дефицит может порождать компенсируемые и некомпенсируемые потери.
Возникновение некомпенсируемого дефицита материальных ресурсов характерно для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, когда невозможно конечное допущение дефицита, который устраняется любыми способами своевременно, не заменяется иными типами ресурсов. Тогда сильный рост логистических издержек, связанных с восполнением ресурсов в иных источниках, неизбежен, и предотвращение таких логистических рисков нерегулируемое.
Компенсируемый дефицит ресурсов является таковым, поскольку его можно избежать с наименьшими потерями, добившись позитивного финансового результата. К способам нейтрализации логистических рисков в традиционных отраслях промышленности можно отнести: использование взаимозаменяемого сырья, заключение договоров с альтернативными поставщиками, варьирование сортностью ресурсов.
Литература:
- Адамов Н. А., Элларян А. С. Особенности технологий принятия управленческих решений в условиях возрастания предпринимательских рисков // Менеджмент и бизнес администрирование. — 2014. — № 1. — с. 100–105.
- Булеев А., Милютина О. Переход потребителя от покупателя товара к создателю товара // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. — 2016. — № 1. — с. 46–50.
- Кольга П. В. Методы управления логистическими рисками на промышленных предприятиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 8–4. — с. 95–98.
- Пустохин Д. Основные риски во внутрипроизводственной логистической системе // Логистика. — 2015. — № 9. — с. 22–27.
- Сокращение затрат / Эндрю Уайлман; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 198 с.
- Соловьева Н. Детальная карта рисков компании // Финансовый директор. — 2016. — № 5. — с. 17–20.
- Стерлигов К. Механизмы управления рисками в логистике // http://www.bizeducation.ru/library/log/basic/3/risk.htm (дата обращения: 18.05.2016).
Ключевые слова
управление задолженностью, логистические издержки, финансовая логистика, управление задолженностью.Похожие статьи
Системный анализ в логистике снабжения ресторанного бизнеса
В данной работе рассматривается процесс оптимального управления материальными потоками в ресторанном бизнесе посредством инструментов логистики. Выявлены и описаны критерии выбора поставщика, принципы построения с ним взаимовыгодных отношений и налаж...
Особенности внедрения 1С:ERP на предприятиях малого и среднего бизнеса в кризис как мера антикризисного управления
В статье рассмотрены основные аспекты и блоки задач, которые приходится решать фирме при внедрении ERP-систем. В ходе исследования был рассмотрен требуемый в современных условиях ведения бизнеса подход к управленческому учету в организации и его соот...
Стоимостно-ориентированное управление компанией или создание стоимостного мышления
Данная статья посвящена рассмотрению стоимостно-ориентированного подхода в управлении компанией (value based management — VBM), как новому вектору развития и ведения бизнеса в условиях неопределенности. Проведенное исследование позволяет сделать выв...
Формы слияний и поглощений в банковском секторе
В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...
Диверсификация как метод рационального управления рисками
Сущность управления риском заключается не в том, чтобы избегать риска или устранять его, а в том, чтобы решить, какие риски можно использовать к выгоде, какие — переложить на инвесторов, а какие — избегать или диверсифицировать. Диверсификация являет...
Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий
В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...
Современные тенденции к созданию международных бизнес-альянсов, связанных с логистикой и таможенным оформлением
На сегодняшний день в глазах международного сообщества вокруг России и стран СНГ сложилась непростая геополитическая ситуация. Под угрозой кризиса стоят внешнеторговые отношения между Россией и странами мира, что влечет за собой отсутствие гарантий н...
Стратегия развития бизнеса в интернете
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...
Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)
На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...
Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия
В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...
Похожие статьи
Системный анализ в логистике снабжения ресторанного бизнеса
В данной работе рассматривается процесс оптимального управления материальными потоками в ресторанном бизнесе посредством инструментов логистики. Выявлены и описаны критерии выбора поставщика, принципы построения с ним взаимовыгодных отношений и налаж...
Особенности внедрения 1С:ERP на предприятиях малого и среднего бизнеса в кризис как мера антикризисного управления
В статье рассмотрены основные аспекты и блоки задач, которые приходится решать фирме при внедрении ERP-систем. В ходе исследования был рассмотрен требуемый в современных условиях ведения бизнеса подход к управленческому учету в организации и его соот...
Стоимостно-ориентированное управление компанией или создание стоимостного мышления
Данная статья посвящена рассмотрению стоимостно-ориентированного подхода в управлении компанией (value based management — VBM), как новому вектору развития и ведения бизнеса в условиях неопределенности. Проведенное исследование позволяет сделать выв...
Формы слияний и поглощений в банковском секторе
В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...
Диверсификация как метод рационального управления рисками
Сущность управления риском заключается не в том, чтобы избегать риска или устранять его, а в том, чтобы решить, какие риски можно использовать к выгоде, какие — переложить на инвесторов, а какие — избегать или диверсифицировать. Диверсификация являет...
Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий
В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...
Современные тенденции к созданию международных бизнес-альянсов, связанных с логистикой и таможенным оформлением
На сегодняшний день в глазах международного сообщества вокруг России и стран СНГ сложилась непростая геополитическая ситуация. Под угрозой кризиса стоят внешнеторговые отношения между Россией и странами мира, что влечет за собой отсутствие гарантий н...
Стратегия развития бизнеса в интернете
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...
Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)
На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...
Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия
В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...