Проблемы монетизации драматического кино | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Проблемы монетизации драматического кино / С. М. Захаров, И. А. Добренькова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8563/ (дата обращения: 15.11.2024).

Под драмой в кинематографе принято понимать жанр, изображающий частную жизнь человека и его социальные конфликты, акцент при этом делается на общечеловеческих противоречиях, воплощенных в поведении и поступках и конкретных персонажей. Как ни странно, данный жанр, который, по мнению генерального продюсера ООО «Продюсерская компания «Среда» Александра Цекало, является «королевой всех жанров» [3], претерпевает сложные времена: большая часть драм проваливается в прокате, тем самым уменьшая интерес зрителей и дистрибьюторов к новым драматическим кинопроектам.

В первую очередь, такое положение дел связано с сужением целевой аудитории кинотеатров. Ряд успешных проектов 1970–1980 гг., в частности «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Индиана Джонс» и «Челюсти» Стивена Спилберга и другие блокбастеры, чьи сборы в несколько раз превышали сборы драматического кино, привели к массовому притоку молодежной аудитории в кинозалы и последующему росту прибыли кинотеатров за счет продаж попкорна и газированных напитков [5, с. 25]. Как результат, подобные изменения последовательно привели сначала к уходу зрителей среднего возраста из кинотеатров, а затем и фильмов, снятых в жанре драмы. Так, например, в сотне самых кассовых фильмов в российском прокате в 2014 году только десять драм, совокупные сборы которых составили 2,167 млрд рублей. [1] Самые кассовые драмы 2014 года: «Волк с Уолл-стрит» (0,483 млрд рублей), «Ярость» (0,368 млрд рублей), «Шаг вперед: Все или ничего» (0,22 млрд рублей), «Поддубный» (0,217 млрд рублей), «Судья» (0,197 млрд рублей), «Афера по-американски» (0,192 млрд рублей), «Чемпионы» (0,183 млрд рублей), «Посвященный» (0,13 млрд рублей), «Забойный реванш» (0,095 млрд рублей), «Если я останусь» (0,082 млрд рублей).

Для того, чтобы максимально объективно оценить коммерческую эффективность драматических фильмов в целом, проанализируем, сколько в среднем данные фильмы зарабатывают в прокате, и сопоставим эти данные с картинами-представителями других жанров.

Для этого нам необходимо изучить топ-100 самых кассовых фильмов в российском прокате за 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годы, выявив количество фильмов одного жанра, их совокупные кассовые сборы и вычислив наработку на один фильм [2, с. 126] (табл. 1):

Таблица 1

Динамика изменения жанровых предпочтений российских кинозрителей в 2010–2014 гг.

Жанр

Год

Количество фильмов жанра, шт.

Совокупные кассовые сборы, млрд руб.

Наработка на один фильм, млрд руб.

Средняя наработка за 5 лет, млрд руб.

Комедия

2010

28

5,315

0,19

0,232

2011

30

7,481

0,249

2012

28

5,939

0,212

2013

31

8,885

0,287

2014

31

6,944

0,224

Фантастический боевик

2010

9

3,953

0,439

0,563

2011

13

5,3

0,408

2012

15

8,498

0,567

2013

14

9,239

0,66

2014

17

12,597

0,741

Полнометражный мультфильм

2010

14

6,615

0,473

0,458

2011

14

6,248

0,446

2012

15

7,566

0,504

2013

13

6,467

0,497

2014

16

5,886

0,368

Приключенческий боевик

2010

7

1,848

0,264

0,315

2011

13

6,013

0,463

2012

8

2,373

0,297

2013

15

3,787

0,252

2014

10

2,973

0,297

Драма

2010

11

1,613

0,146

0,279

2011

6

1,725

0,288

2012

12

2,844

0,237

2013

12

6,094

0,508

2014

10

2,167

0,217

Фэнтези

2010

10

5,087

0,509

0,84

2011

6

2,088

0,348

2012

6

3,394

1,768

2013

7

4,098

0,585

2014

8

7,903

0,988

Фильм ужасов

2010

8

1,2

0,15

0,201

2011

7

1,365

0,195

2012

8

1,578

0,197

2013

5

1,312

0,262

2014

5

1,003

0,201

Триллер

2010

3

0,342

0,114

0,227

2011

6

1,158

0,193

2012

3

0,882

0,294

2013

5

1,312

0,262

2014

3

0,81

0,27

Мелодрама

2010

8

1,539

0,192

0,171

2011

5

1,342

0,268

2012

5

1,964

0,393

2013

0

0

0

2014

0

0

0

Документальный фильм

2010

2

0,199

0,0995

0,0199

2011

0

0

0

2012

0

0

0

2013

0

0

0

2014

0

0

0

 

На основе полученных данных расставим жанры в порядке убывания средней наработки за пять лет (табл. 2):

Таблица 2

Средняя наработка фильмов-представителей жанра в 2010–2014 г.

№ жанра по уровню средней наработки фильмов-представителей жанра за пять лет

Жанр фильма

Средняя наработка фильмов-представителей жанра за пять лет, млрд руб.

1

Фэнтези

0,84

2

Фантастический боевик

0,563

3

Комедийный/ приключенческий мультфильм

0,458

4

Приключенческий боевик

0,315

5

Драма

0,279

6

Комедия

0,232

7

Триллер

0,227

8

Фильм ужасов

0,201

9

Мелодрама

0,171

10

Документальный фильм

0,0199

 

Таким образом, драма занимает пятое место в данном рейтинге. Каждая драма, вышедшая в 2010–2014 гг. и при этом сумевшая попасть в топ-100 самых кассовых фильмов, заработала в среднем 0,279 млрд рублей. Данный факт позволяет заметить, что наиболее сильные представители жанра имеют шансы для того, чтобы конкурировать с боевиками и фэнтези. И нельзя не отметить, что по наработке в среднем на один фильм драме удалось обогнать даже комедию, неизменного лидера топ-100 по количеству фильмов.

Учитывая тот факт, что каждый кинопроект в той или иной степени представляет собой результат творческого труда, сравнивать исключительно статистические данные некорректно, поэтому необходимо более детально погрузиться в анализ истории кассового успеха конкретных проектов.

Рассмотрим двадцать наиболее кассовых драм, выходивших в российский прокат в 2010–2015 годах (табл. 3):

Таблица 3

Топ-20 самых кассовых драм в российском прокате в 2010–2015 гг.

№ фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката фильма

Название фильма

Страна-производитель фильма

Прокатчик фильма

Кассовые сборы в РФ, млрд. руб.

Жанр фильма

1

10.10.2013

Сталинград

Россия

WDSSPR

1,7

Военная драма

2

12.02.2015

Пятьдесят оттенков серого

США

UPI

1,1

Драма

3

01.01.2013

Жизнь Пи

США-Тайвань-Великобритания-Канада

Двадцатый век Фокс СНГ

0,928

Приключенческая драма

4

18.04.2013

Легенда № 17

Россия

Централ Партнершип

0,923

Биографическая драма

5

01.12.2011

Высоцкий. Спасибо, что живой

Россия

WDSSPR

0,868

Биографическая драма

6

03.10.2013

Гравитация

США-Великобритания

Каро-Премьер

0,700

Фантастическая драма

7

16.05.2013

Великий Гэтсби

США-Австралия

Каро-Премьер

0,560

Драма

8

08.11.2012

Облачный атлас

США-Германия-Гонконг-Сингапур

Двадцатый век Фокс СНГ/ A Company

0,517

Фантастическая драма

9

05.03.2015

Духless-2

Россия

UPI

0,490

Драма

10

06.02.2014

Волк с Уолл-стрит

США

West

0,483

Драма

11

20.02.2015

Батальонъ

Россия

WDSSPR

0,481

Военная драма

12

27.10.2011

Время

США

Двадцатый век Фокс СНГ

0,447

Фантастическая драма

13

02.04.2015

Битва за Севастополь

Россия-Украина

Двадцатый век Фокс СНГ

0,432

Военная драма

14

04.10.2012

Духless

Россия

UPI

0,416

Драма

15

05.04.2012

Титаник

США

Двадцатый век Фокс СНГ

0,397

Романтическая экшн-драма

16

12.08.2010

Шаг вперед 3D

США

West

0,370

Танцевальная драма

17

30.10.2014

Ярость

США-Китай-Великобритания

WDSSPR

0,368

Военная драма

18

21.02.2013

Метро

Россия

Наше кино

0,365

Экшн-драма

19

21.02.2012

Август. Восьмого

Россия

Двадцатый век Фокс СНГ

0,296

Военная драма

20

26.07.2012

Шаг вперед-4

США

West

0,274

Танцевальная драма

 

Самой кассовой драмой в 2010–2015 гг. стал фильм Федора Бондарчука «Сталинград», являющийся, на данном этапе, самым кассовым российским фильмом в отечественном прокате. В списке самых кассовых фильмов российского проката «Сталинград» занимает третье место, уступая «Аватару» Джеймса Кэмерона (3,6 млрд рублей) и четвертой части франшизы «Пираты Карибского моря» — «На странных берегах» (1,8 млрд рублей).

Нельзя не заметить, что в рейтинге самых кассовых драм в 2010–2015 гг. помимо «Сталинграда» есть еще четыре военные драмы: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева (0,481 млрд рублей), «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого (0,432 млрд рублей), «Ярость» Дэвида Эйра (0,368 млрд рублей) и «Август. Восьмого» Джаника Файзиева (0,296 млрд рублей). Все выше указанные фильмы, за исключением «Ярости», во главе истории ставят женщину. На наш взгляд, это связано с тем, что многочисленные исследования аудитории кинотеатров показывают, что решение о выборе фильма для просмотра принимают женщины, а не мужчины, и именно в связи с этим военные драмы адаптируют под запросы женской аудитории.

Также высоким спросом у зрителей пользуются драмы, снятые по мотивам бестселлеров: «Пятьдесят оттенков серого» (1,1 млрд рублей), «Жизнь Пи» (0,928 млрд рублей), «Великий Гэтсби» (0,56 млрд рублей), «Облачный атлас» (0,517 млрд рублей), «Волк с Уолл-стрит» (0,483 млрд рублей), «Духless» (0,416 млрд рублей). Качественная литературная основа, доказавшая свою востребованность у аудитории, является своеобразной гарантией кассового успеха фильма.

Отдельного упоминания заслуживают биографические драмы. В российский прокат выходит большое количество байопиков, но спросом пользуются исключительно драмы о российских героях, в частности истории о жизни хоккеиста Валерия Харламова («Легенда № 17»; 0,923 млрд рублей) и автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого («Высоцкий. Спасибо, что живой»; 0,868 млрд рублей). Биографические драмы о зарубежных великих мира сего работают в отечественном прокате гораздо скромнее: например, «Социальная сеть» о становлении основателя «Facebook» заработала лишь 0,141 млрд рублей, а жизнеописание создателя «Apple» «Джобс: Империя соблазна» достигло 0,188 млрд рублей.

Зрительским спросом пользуются и фантастические драмы: «Гравитация» (0,7 млрд рублей), «Облачный атлас», «Время» (0,447 млрд рублей). Секрет фантастических драм состоит в том, что они совмещают в себе присущий фантастическому кино эскапизм, позволяющий зрителю сбежать от реальности, и повышенную степень драматизма. Подобные фильмы также весьма успешно привлекают как привыкшую к развлекательному кино молодежь, так и любителей арт-хауса.

Также следует отметить и интерес аудитории к экшн-драмам, так называемым фильмам-катастрофам, показывающим отношения людей в момент в момент природного или техногенного бедствия, наилучшие результаты в этой категории показали фильмы «Титаник», заработавший в момент повторного проката 0,397 млрд рублей, и «Метро», достигшая отметки в 0,365 млрд рублей.

Также в топ-20 попали и танцевальные драмы — третья и четвертая части франшизы «Шаг вперед», заработавшие 0,37 и 0,274 млрд рублей соответственно. Несмотря на негативные отзывы критиков, считающих что фильмы данной серии не дотягивают по уровню драматургии до «Грязных танцев» (1987), дэнс-драмы сформировали лояльную аудиторию в первую очередь благодаря хореографии, а не за счет драматических изысков.

Кроме того, нельзя забывать и о значении исполнителя главной роли в успехе фильма. Несмотря на то, что, по мнению многих кинокритиков и продюсеров, в эпоху 2010-х нет института звезд (то есть нет актеров, которые гарантированно смогут принести кассу любому фильму вне зависимости от его содержания), данный рейтинг доказывает, что есть актеры, способные привести аудиторию на драмы со своим участием, в частности Леонардо ДиКаприо («Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Титаник») и Данила Козловский («Легенда № 17», «Духless», «Духless-2»). [4]

Таким образом, в нише драматического кино кассовый успех достигают только те фильмы, которые максимально отвечают текущим запросам зрительской аудитории, показывая актуальные события, поднимая злободневные вопросы и рассказывая историю киноязыком, понятным современному зрителю кинотеатров.

 

Литература:

 

1.                  Аналитика [Электронный ресурс] // Бюллетень кинопрокатчика: [сайт]. — URL: http://www.kinometro.ru/kino/analitika (10.07.2015)

2.                  Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. — СПб.: ЕАО, 2014. — 213 с.

3.                  Мастер-класс Александра Цекало в СПбГИКиТ (13.11.2014). Полная версия [Электронный ресурс] // СПбГИКиТ: [сайт]. — URL: http://www.gukit.ru/video/2014/12/master-klass-aleksandra-cekalo-v-spbgikit-13112014-polnaya-versiya (10.07.2015)

4.                  Проблемы кино в России [Электронный ресурс] // Дилетант: [сайт]. — URL: http://diletant.ru/duels/52258/ (10.07.2015)

5.                  Роднянский А. Е. Выходит продюсер. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): млрд рублей, WDSSPR, драм, россия, фильм, UPI, российский прокат, США, военная драма, фантастическая драма.