Порядок отчета физических лиц о счетах, открытых в иностранных банках | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)

Дата публикации: 28.07.2015

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Аксенова, А. А. Порядок отчета физических лиц о счетах, открытых в иностранных банках / А. А. Аксенова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8601/ (дата обращения: 16.10.2024).

В данной статье рассматриваются изменения, внесенные в ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле, касающиеся физических лиц: их обязанности отчитываться о счетах в иностранных банках и о всех операциях, производящимся по этим счетам.

Ключевые слова: физическое лицо, операции по счетам, отчет, Министерство финансов РФ, ответственность

 

С 1 января 2015 года россияне, хранящие деньги на банковских счетах за границей, обязаны отчитываться обо всех проведенных операциях. Действующее законодательство гарантирует россиянам право открывать счета и вклады в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Но есть одна обязанность — с 2007 года они должны в месячный срок уведомлять налоговую инспекцию о факте открытия или закрытия счета, а также в случае изменения его реквизитов. Игнорирование такой обязанности приводит к административному штрафу в сумме до 5 тысяч рублей, а нарушение сроков отправки уведомления — 1500 рублей.

Совсем не для многих российских граждан счет в зарубежном банке — прихоть. Например, без него обучающиеся за границей студенты не могут получить грант или стипендию. В некоторых странах без счета в местной кредитной организации невозможно купить недвижимость, заплатить налоги и совершить многие иные операции, типа оплаты коммунальных платежей. Данный закон распространяется на всех постоянно проживающих в Российской Федерации граждан, за исключением тех, кто уехал больше чем на год.

Министерство финансов РФ придерживается точки зрения, что операции по переводу денежных средств на собственные счета в иностранных банках в ряде случаев связаны с незаконным выводом за рубеж крупных денежных средств. «При этом отчеты о движении денежных средств являются единственным инструментом контроля за законностью осуществляемых по счету валютных операций», — констатируют работники финансового ведомства [3].

До сих пор частные лица должны были сообщать только о фактах открытия счетов в зарубежных банках. Формировать полный отчет с приложением выписок, всех платежных и иных документов обязаны только юридические лица. Принятые в июле 2014 года и вступившие с 1 января поправки распространяют такие требования и на физических лиц.

Проект такого закона был подготовлен правительством России и касался исключительно деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако ко второму чтению объем документа значительно вырос. В частности, по предложению Натальи Бурыкиной — выпускницы Московского текстильного института им. А. Н. Косыгина, а ныне депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» [2], в него была внесена одна строчка, возлагающая на частных лиц обязанность представлять отчет о счетах в заграничных банках — «в части 7 слова физических лиц резидентов исключить». Такое изменение было внесено в статью 12 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле [1].

По ее инициативе во втором чтении проекта закона с длинным названием О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений была добавлена новая статья с корректировкой валютного законодательства. Эта корректировка не имеет ни малейшего отношения к пенсионному страхованию. [3]

Итак, резиденты, имеющие после 1 января 2015 г. счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом правительством РФ по согласованию с Банком России. Прежде эту обязанность несли только юридические лица.

Следует обратить внимание на то, под какой порядок подпали граждане России. Сегодня он действует в виде Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. Согласно этим правилам резидент в течение 30 дней по окончании каждого квартала представляет в налоговый орган отчет по установленной форме и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете по состоянию на последнее число отчетного квартала. Сделать это можно лично или направив заказное письмо с уведомлением. Форма такого отчета была утверждена еще в 2005 году и включает сведения об остатках, а также объеме поступивших и списанных средств с классификацией по видам операций. Но помимо самого отчета в налоговую службу необходимо представить все банковские документы за последний квартал, в том числе выписки и подтверждающие операции платежные поручения, ордера и так далее. Причем исключительно в виде нотариально заверенных копий. Если же документ составлен на иностранном языке — необходимо приложить еще и засвидетельствованный нотариусом перевод на русский язык.

Заверение одной страницы копии по закону стоит 10 рублей, реально многие нотариусы берут порядка 30–50 рублей за технические работы. Официальный тариф за свидетельствование верности перевода документа — 100 рублей за страницу, реальный — как минимум 300–400. Таким образом, если в течение квартала по счету в зарубежном банке было проведено, допустим, 20 операций, то только нотариусу придется заплатить в лучшем случае порядка 7 тысяч рублей. Плюс расходы на подготовку отчета, его отправку и так далее.

Но чтобы оформить копии и переводы, нужно иметь соответствующие оригиналы документов. Некоторые банки за небольшую комиссию отправляют «бумажные» выписки почтой, в том числе и за границу. Хотя сроки доставки никто не гарантирует. В других странах иная практика — в том числе финские кредитные организации готовы предоставлять только электронные выписки. Можно договориться с местным адвокатом или иным лицом, которое по доверенности будет получать выписки и отправлять их курьерской службой в Россию.

Еще один альтернативный вариант — обратиться к нотариусам. По действующим правилам они вправе «удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу» — то есть могут заверить распечатку полученной через Интернет выписки. Но только если она подписана квалифицированной электронной подписью, и нотариус может сие установить. Официальный тариф — всего 50 рублей за страницу, но найти совершающего такие действия нотариуса не просто.

Однако следует отметить, что введя новую обязанность, законодательно не внесены корреспондирующиеся изменения в другие законы. Тогда как санкции за непредоставление отчета в соответствии с действующим КоАП РФ установлены исключительно для организаций и их должностных лиц. Уголовная ответственность наступает только за уклонение от репатриации денежных средств и совершение валютных операций с использованием подложных документов.

Вероятно, будет все как в деле наказания за нарушение правил таможенного декларирования валюты, тоже установленного законодателями еще в июне 2014 года. Прежде, если гражданин ввозил или вывозил валюту без декларации и это обнаружилось, но эта валюта была приобретена им на доказанных законных основаниях, то максимум, который ему грозил, это административный штраф от 1000 до 2500 руб. Что было вполне справедливым за мелкое нарушение, ведь декларация в условиях отсутствия таможенных платежей за ввоз и вывоз наличной валюты это всего лишь требование статистики.

Сейчас не предоставление декларации гражданами с внесением в нее наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), влечет штраф на всю или даже двойную сумму незадекларированной валюты.

А согласно вновь введенной статье 200.1 УК РФ, если сумма незадекларированной валюты превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством к перемещению без письменного декларирования, то действия нарушителя считаются контрабандой. Они наказываются штрафом от трех- до 15-кратного размера от суммы незадекларированной валюты, а то и ограничением свободы или принудительными работами на срок до четырех лет [3].

Проект о санкциях за нарушение нового требования уже подготовлен Министерством финансов РФ. За непредставление отчета предлагается налагать штраф в размере до 5 тысяч рублей, просрочку — предупреждать или штрафовать на 500–5000 рублей в зависимости от длительности задержки. Пока законопроект проходит общественные слушания, а применять его планируется только с 2016 года. Причем такую отсрочку объясняют необходимостью внесения изменений в правила сдачи отчетности.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ в ред. от 29.06.2015 «О валютном регулировании и валютном контроле»

2.      www.duma.gov.ru — официальный сайт Государственной Думы РФ

3.      www.vedomosti.ru — официальный сайт газеты Ведомости (СМИ)

Основные термины (генерируются автоматически): счет, банк, лицо, Министерство финансов РФ, операция, рубль, административный штраф, валютное регулирование, валютный контроль, зарубежный банк.

Похожие статьи

Финансовый учет, оформление и контроль операций по движению денежных средств в правоохранительных органах Российской Федерации

В статье рассмотрен финансовый учет по движению денежных средств в правоохранительных органах. Определены положения учетной политики в казенных учреждениях. Обозначены контрольные функции Федерального казначейства за движением денежных средств в указ...

Санкционные меры государства в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

В статье рассматриваются актуальная тема, которая связана с рассмотрением установленных законодательством, видов санкционного обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также правовые аспекты и особенности каждого способа обесп...

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации

В статье рассматриваются основы государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Особенности оформления платежных поручений по переводу денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации

В статье рассмотрены сложные вопросы указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации и контроля банками значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответст...

Бухгалтерский учет удержаний из заработной платы в Российской Федерации

Рассмотрены виды удержаний из заработной платы работников, даны им характеристики. Приведены основные нормативно-законодательные акты, которые регламентируют порядок и учет удержаний из заработной платы работников. Раскрыты особенности бухгалтерского...

Классификация административных правонарушений в области рынка ценных бумаг

Административная ответственность за различные виды правонарушений в области рынка ценных бумаг определяется положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бу...

Актуальные вопросы налоговых последствий при банкротстве юридических лиц

В статье автором анализирует проблема надлежащего исполнения налоговых обязательств в период прохождения юридическим лицом (организацией) процедуры банкротства, а также предлагаются возможные изменения действующего законодательства Российской Федерац...

Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства

В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о бан...

Отчет о движении денежных средств: способы составления, анализ и внутренний контроль

В статье рассмотрен порядок составления отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО (IAS) 7 и ПБУ 23/11, анализ и внутренний контроль денежных средств и риски, связанные с движением денежных средств

Похожие статьи

Финансовый учет, оформление и контроль операций по движению денежных средств в правоохранительных органах Российской Федерации

В статье рассмотрен финансовый учет по движению денежных средств в правоохранительных органах. Определены положения учетной политики в казенных учреждениях. Обозначены контрольные функции Федерального казначейства за движением денежных средств в указ...

Санкционные меры государства в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

В статье рассматриваются актуальная тема, которая связана с рассмотрением установленных законодательством, видов санкционного обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также правовые аспекты и особенности каждого способа обесп...

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации

В статье рассматриваются основы государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Особенности оформления платежных поручений по переводу денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации

В статье рассмотрены сложные вопросы указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации и контроля банками значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответст...

Бухгалтерский учет удержаний из заработной платы в Российской Федерации

Рассмотрены виды удержаний из заработной платы работников, даны им характеристики. Приведены основные нормативно-законодательные акты, которые регламентируют порядок и учет удержаний из заработной платы работников. Раскрыты особенности бухгалтерского...

Классификация административных правонарушений в области рынка ценных бумаг

Административная ответственность за различные виды правонарушений в области рынка ценных бумаг определяется положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бу...

Актуальные вопросы налоговых последствий при банкротстве юридических лиц

В статье автором анализирует проблема надлежащего исполнения налоговых обязательств в период прохождения юридическим лицом (организацией) процедуры банкротства, а также предлагаются возможные изменения действующего законодательства Российской Федерац...

Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства

В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о бан...

Отчет о движении денежных средств: способы составления, анализ и внутренний контроль

В статье рассмотрен порядок составления отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО (IAS) 7 и ПБУ 23/11, анализ и внутренний контроль денежных средств и риски, связанные с движением денежных средств