Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований
Автор: Сафаров Ширинбек Юлдашевич
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)
Дата публикации: 10.08.2015
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Сафаров, Ш. Ю. Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований / Ш. Ю. Сафаров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8649/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящей научной статье изложена впервые разработанная научная методика организации автоматизированного вычисления, учёта и отчётности показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по заимствованным средствам в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета, которая способствует строгому целевому использованию бюджетных средств и предотвращению возникновения необоснованных сумм задолженности или переплат при обслуживании государственного долга и исполнении гарантий Республики Узбекистан.
Результаты наших научных исследований и анализ практической деятельности показывают, что в настоящее время возникла необходимость в разработке научно обоснованного механизма расчёта показателей эффективности казначейских операций, проводимых в различных валютах при обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга (далее — ГВВД) и методики всемерного совершенствования данного механизма. Их целесообразно реализовать по нижеследующим направлениям:
- эффективное управление средств заимствований с помощью Единого казначейского счёта (далее — ЕКС);
- рациональным образом направлять средства казначейских лицевых счётов (далее — КЛС) местных бюджетов при обслуживании долга за счёт средств бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
- организовать на системной основе и на всех уровнях бюджетной системы ведение учёта и отчётности показателей эффективности по ГВВД на базе результатов предварительного, текущего и последующего контрольных мероприятий, проводимых соответствующими подразделениями казначейства (далее — СПК), соответствующими подразделениями финансовых органов (далее — СПФО) и другими организациями и учреждениями;
- на основе возможностей и преимуществ, предусмотренных в Законах Республики Узбекистан “Об электронном документообороте”, “Об электронных платежах”, “Об электронной коммерции” совершенствовать процесс обслуживания государственного долга, широко внедрить электронный обмен соответствующей информацией между заёмщиками (субзаёмщиками), СПК, СПФО и уполномоченными банками в установленном законодательством порядке;
- для вычисления показателей эффективности по ГВВД разработать соответствующие алгоритмы и отдельный программный модуль, а также ввести порядок автоматизированного вычисления этих показателей;
- широко внедрить во всех регионах нашей страны научно обоснованные методики по дальнейшему совершенствованию механизма расчёта показателей эффективности ГВВД и организовать непрерывное и бесперебойное функционирование данного механизма.
В настоящей методике применяются ряд основных понятий.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:
STQSHGBFCi,J = ∑STQSHRBFCi,J + ∑STQSHRKFCi,J +∑STQSHBOFCi,J +
+ ∑ STQSHBTFCi,J (1),
где
STQSHRBFCi,J, STQSHRKFCi,J, STQSHBOFCi,J, STQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Вместе с этим, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, в целях погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов районов и городов, определяются по нижеследующей формуле:
STQSHRKFCi,J = ∑STQSHRK(BRAY) FCi,J + ∑STQSHRK(BGOR) FCi,J (2),
STQSHBOFCi,J = ∑STQSHBO(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBO(BGOR) FCi,J (3),
STQSHBTFCi,J = ∑STQSHBT(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBT(BGOR) FCi,J (4),
где STQSHBRAYFCi,J, STQSHBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.
Аналогичным образом, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:
STQTGBFCi,J = ∑STQTRBFCi,J + ∑STQTRKFCi,J +∑STQTBOFCi,J + BTFCi,J (5),
где
STQTRBFCi,J, STQTRKFCi,J, STQTBOFCi,J, STQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Также можно проводить анализ эффективности казначейских операций в различных валютах по бюджетам районов и городов при обслуживании финансовых обязательств по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, используя приводимую формулу:
STQTRKFCi,J = ∑STQTRK(BRAY)FCi,J + ∑STQTRK(BGOR) FCi,J (6),
STQTBOFCi,J = ∑STQTBO(BRAY)FCi,J + ∑STQTBO(BGOR) FCi,J (7),
STQTBTFCi,J = ∑STQTBT(BRAY)FCi,J + ∑STQTBT(BGOR) FCi,J (8),
где STQTBRAYFCi,J, STQTBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:
SIQSHGBFCi,J = ∑SIQSHRBFCi,J + ∑SIQSHRKFCi,J +∑SIQSHBOFCi,J + BTFCi,J (9),
где SIQSHRBFCi,J, SIQSHRKFCi,J, SIQSHBOFCi,J, SIQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Вместе с этим, в автоматизированном виде можно вычислить суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов при обслуживании заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов соответствующих районов и городов.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:
SIQTGBFCi,J = ∑SIQTRBFCi,J + ∑SIQTRKFCi,J +∑SIQTBOFCi,J + BTFCi,J (10),
где SIQTRBFCi,J, SIQTRKFCi,J, SIQTBOFCi,J, SIQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Качественная и тщательная разработка настоящей научной методики и её практическая реализация обеспечивает нижеследующие преимущества и удобства:
во-первых, эта методика будет основываться на рекомендациях международных финансовых институтов, позитивных достижениях экономически развитых стран и нашего государства в области эффективного управления финансовых ресурсов, широком применении передовых и прогрессивных экономико-математических, статистических и других научно-практических методов;
во-вторых, настоящая методика будет всемерно и непрерывно совершенствоваться с учётом изменений и дополнений, вносимых в действующие законодательные акты нашей страны;
в-третьих, вычисление показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будет производиться в автоматизированном режиме с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство”, настоящая методика с учётом преимуществ ЕКС и особенностей управления средствами КЛС республиканского и местных бюджетов предварительно апробирована в СПК на основе программных модулей “ГВВД” и “Бюджетные ссуды”;
в-четвёртых, при расчёте показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут обеспечены: минимизация влияния субъективных факторов со стороны уполномоченных сотрудников (казначейских и финансовых подразделений, организаций — заёмщиков и субзаёмщиков или уполномоченных банков) и прозрачность этих показателей благодаря полной автоматизации данного процесса;
в-пятых, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” создаётся возможность формирования в автоматическом режиме отчётов для соответствующих отчётных периодов (месячные, квартальные, годовые) и любого периода соответствующего финансового года;
в-шестых, будет внедрён механизм объективного и оперативного оценивания деятельности и проведённых контрольных мероприятий соответствующими подразделениями СПК, СПФО и другими организациями на республиканском уровне и в масштабе каждого региона, города и/или района;
в-седьмых, создаётся возможность проведения мониторинга в режиме реального времени (“On-line”) по формированию платёжных документов заёмщиками (субзаёмщиками), уполномоченными банками и другими организациями, осуществлению платежей в счёт погашения кредитов и другим процессам при обслуживании долга в установленном порядке.
Настоящая научная методика и разрабатываемый программный модуль для вычисления показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут совершенствоваться с учётом вносимых изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, Законы Республики Узбекистан “О внешних заимствованиях”, “О рынке ценных бумаг” и другие нормативно-правовые документы, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” в автоматическом режиме будут вычислены показатели эффективности по ГВВД в разрезе республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента и представлены соответствующие отчёты.
В условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан успешное внедрение настоящей научной методологии создаёт возможность повышения эффективности республиканского и местных бюджетов, оперативного выполнения финансовых операций, формирования в автоматизированном виде отчётов о направлениях финансирования государственных финансовых ресурсов, обеспечения ещё более эффективного управления государственным внутренним и внешним долгом и финансовыми ресурсами нашей страны.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП594 от 28 февраля 2007 года “О мерах по дальнейшему развитию казначейского исполнения государственного бюджета” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 9–10, ст. 82.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 53 от 20 марта 2007 года “Об утверждении положения о Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 12, ст. 109. «Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан», 2007 г., № 2–3, ст. 15.
4. Сафаров Ш. Ю. Об эффективном управлении государственными заимствованиями в условиях казначейского исполнения государственного бюджета. // «Справочник финансового работника» № 5 за 2013г.
Похожие статьи
Способы оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и факторы, влияющие на их выбор
Цель исследования — раскрыть особенности существующих способов оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и их отличительные признаки. В результате исследования выполнено сопоставление способо...
Современные технологии по учету и аудиту доходов и расходов предприятия
В данной научной статье рассматриваются принципы учета и аудита доходов и расходов, как основных элементов финансовой отчетности, влияющих на финансовые результаты субъекта. Особое внимание уделено научно-обоснованным методам ведения бизнес-процессов...
Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих
В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...
Проблематика учета поступления основных средств по российским и международным стандартам финансовой отчетности
В производственном потенциале организации основные средства играют одну из важнейших ролей. В статье рассматриваются основные проблемные вопросы учета по-ступления объектов основных средств, возникающие в условиях перехода на Междуна-родные стандарты...
Совершенствование правовых средств использования доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
В статье проводится анализ актуальных мероприятий совершенствования правовых средств использования доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела с целью их систематизации. Автор аргументировал необходимость исп...
Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса бухгалтерского учета выручки
Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. В статье рассмотрены и проанализированы экономические содержания таких понятий, как «реализация» и «выручка», так как реализация гот...
Проблемы совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района
В статье проведен анализ исследования проблем совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Одним из основных основополагающих проведения действенной политики в области управления общественными финансами счи...
Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления
В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...
Совершенствование платежной дисциплины как инструмент улучшения финансового состояния предприятия
В статье показана роль расчетных взаимоотношений в повышении финансового состояния организаций, обоснована необходимость их совершенствования в современных условиях. С помощью общенаучных методов исследования проанализирована динамика показателей пла...
Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)
В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...
Похожие статьи
Способы оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и факторы, влияющие на их выбор
Цель исследования — раскрыть особенности существующих способов оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и их отличительные признаки. В результате исследования выполнено сопоставление способо...
Современные технологии по учету и аудиту доходов и расходов предприятия
В данной научной статье рассматриваются принципы учета и аудита доходов и расходов, как основных элементов финансовой отчетности, влияющих на финансовые результаты субъекта. Особое внимание уделено научно-обоснованным методам ведения бизнес-процессов...
Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих
В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...
Проблематика учета поступления основных средств по российским и международным стандартам финансовой отчетности
В производственном потенциале организации основные средства играют одну из важнейших ролей. В статье рассматриваются основные проблемные вопросы учета по-ступления объектов основных средств, возникающие в условиях перехода на Междуна-родные стандарты...
Совершенствование правовых средств использования доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
В статье проводится анализ актуальных мероприятий совершенствования правовых средств использования доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела с целью их систематизации. Автор аргументировал необходимость исп...
Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса бухгалтерского учета выручки
Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. В статье рассмотрены и проанализированы экономические содержания таких понятий, как «реализация» и «выручка», так как реализация гот...
Проблемы совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района
В статье проведен анализ исследования проблем совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Одним из основных основополагающих проведения действенной политики в области управления общественными финансами счи...
Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления
В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...
Совершенствование платежной дисциплины как инструмент улучшения финансового состояния предприятия
В статье показана роль расчетных взаимоотношений в повышении финансового состояния организаций, обоснована необходимость их совершенствования в современных условиях. С помощью общенаучных методов исследования проанализирована динамика показателей пла...
Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)
В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...