Влияние факторов внешней среды предприятия на эффективность управленческих решений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Дата публикации: 02.08.2016

Статья просмотрена: 1374 раза

Библиографическое описание:

Жилкина, Е. А. Влияние факторов внешней среды предприятия на эффективность управленческих решений / Е. А. Жилкина, Д. В. Борцова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10934/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторами анализируется влияние факторов внешней среды на структуру управления промышленным предприятием в целях определения возможностей ее трансформации в рыночных условиях.

Ключевые слова: внешняя среда, факторы внешней среды, системы внешней среды, динамика внешней среды, влияние факторов внешней среды

Совершенствомеханизмов управления промышленным предприятием должно учитывать внешние и внутренние условия формирования структуры и методов внутрифирменного менеджмента. Очень важно понимать особенности глобального внешнего окружения промышленного предприятия, которое влияет на результаты его деятельности.

Быстро меняющееся внешнее окружение регулярно ставит перед организацией те или иные проблемы, которые требуют оперативного решения. Промышленное предприятие является исключительно сложным образованием, поэтому построение внутренней структуры организации, которая была бы адекватна внешней среде, следует считать весьма актуальным.

На протяжении последних десятилетий компоненты внешней среды промышленного предприятия исследовали специалисты разных стран: П. Друкер, Д. Белл, М. Мескон, Б. Мильнер и др., в том числе России: Архипов В. И., Бурков В. Н., Винокуров В. А., Виханский О. С., Григорьев В. В., Земцова Л. С. и другие.

Различные исследователи предлагают различную трактовку и структуру компонентов внешней среды, несколько по-разному показывают их взаимосвязь и особенности влияния на предприятие.

По мнению О. С. Виханского, внешняя среда организации включает такие элементы как поставщики, потребители, конкуренты, финансовые организации, правительственные учреждения, источники трудовых ресурсов [2].

В последние десятилетия активность внешней среды часто характеризуется с помощью понятия «хаотичных изменений» [3].

В современных условиях в Башкортостане изучение динамично меняющейся внешней среды представляет исключительный практический интерес и помогает решать актуальные вопросы прогнозирования развития регионального промышленного сектора экономики, а также модернизировать механизмы управления на предприятиях.

Для товаропроизводителей региона прогнозируемость изменений внешней среды в первую очередь важна с точки зрения обеспечения рационального и устойчивого функционирования в сложных экономических обстоятельствах.

Условия региональной действительности требуют активизировать работу по созданию внешне ориентированных «отказоустойчивых» механизмов управления. Создав их и поддерживая эти механизмы в дальнейшем, предприятие могло бы более рационально использовать свои ресурсы и укрепиться в новых рыночных условиях.

В работах таких исследователей как В. М. Архипов, Ф. К. Беа, З. П. Румянцева, О. А. Дедов, современное промышленное предприятие рассматривается как система, динамично взаимодействующая с окружающим миром. Для поддержания своей деятельности оно получает извне сырье, энергию, информацию, услуги и другие ресурсы; преобразует их в товары и получает прибыль. Промышленное предприятие взаимодействует с различными системами внешней среды:

− политической системой;

− экономической системой;

− социальной системой;

− ресурсной системой;

− технологической системой [1].

В исследованиях различных авторов влияние внешней среды рассматриваются с различной степенью детализации, а факторы внешней среды подразделяются на оказывающие прямое и косвенное воздействие. К факторам косвенного воздействия относятся:

− состояние экономики;

− международные события;

− политические события;

− социально-культурные события;

− научно- технический прогресс.

Очевидно, что факторы внешней среды нельзя рассматривать изолированно, и в условиях рыночных отношений успех работы предприятия связан с полнотой знаний о его окружении.

Количество факторов внешней среды, которое необходимо учитывать при организации и ведении бизнеса, характеризует сложность управления. На различных предприятиях не может быть единой, одинаково эффективной для всех структуры управления. Многофакторное внешнее окружение требует создания адекватных среде механизмов его функционирования. Сбалансированность работы таких механизмов является важнейшей задачей управления [5].

Внешняя среда имеет также и динамические характеристики. Динамика или подвижность внешней среды выражается в частоте, величине и регулярности тех или иных изменений, которые необходимо учитывать при принятии решений.

Таким образом, организуя работу предприятия, необходимо учитывать большое количество факторов. На рис. 1 приведена динамика некоторых значимых показателей внешней среды, в % к предыдущему году: динамика инвестиций в основной капитал, экспорт промышленной продукции, динамика валового регионального продукта, объем производства промышленной продукции, уровень цен на продукцию промышленного производства, производство электроэнергии в республике Башкортостан.

Рис. 1. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Динамика инвестиций в основной капитал (по РБ)

Рис. 2. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Экспорт промышленной продукции (из РБ)

Рис. 3. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Динамика валового регионального продукта (в РБ)

Рис. 4. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Объем производства промышленной продукции (в РБ)

Рис. 5. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Уровень цен на продукцию промышленного производства (в РБ)

Рис. 6. Динамика показателей внешней среды промышленного предприятия, в % к предыдущему году [4]. Производство электроэнергии в РБ

Перечисленные показатели выбраны из весьма обширного перечня значений макроэкономического характера, так как характеризуют наиболее важные направления деятельности промышленного предприятия.

Таким образом, организуя работу промышленного предприятия, необходимо учитывать большое количество факторов внешней среды для принятия эффективных управленческих решений.

Литература:

  1. Архипов В., Ветошкова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. — М., 1998г — № 12, с. 139.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело,1997.
  3. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во Гардарики, 2002.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели за 2010–2015г. – [Электронный ресурс] // URL:www.gks.ru.
  5. Жилкина Е. А. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, промышленное предприятие, динамик показателей, промышленная продукция, Башкортостан, валовый региональный продукт, динамик инвестиций, косвенное воздействие, основной капитал, промышленное производство.

Ключевые слова

факторы внешней среды, внешняя среда, системы внешней среды, динамика внешней среды, влияние факторов внешней среды

Похожие статьи

Формирование факторного пространства, влияющего на экономическую устойчивость предприятий в условиях позитивного и негативного влияния рисков

В статье рассматриваются вопросы определения основных факторов внешней и внутренней среды предприятий, оказывающих влияние на их экономическую устойчивость, в условиях позитивного и негативного воздействия рисков с учетом особенностей существующих ур...

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

В статье рассмотрены различные классификации факторов внешней и внутренней среды, сделаны выводы об особенностях функционирования организаций в современных условиях хозяйствования.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Конкурентоспособность как результат развития бизнес-процессов предприятия

В статье автор определяет, как настроенные бизнес-процессы на предприятии могут влиять на его конкурентоспособность.

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

В статье описаны основные экономические институты, а также рассматривается их роль в современных рыночных условиях. Проанализированы положительные и негативные факторы экономических институтов, влияющие на экономику.

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства

В этой статье рассмотрен финансовый механизм активизации инновационного процесса, а также проанализированы факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности предприятий.

Инновационная активность организации: современные методы оценки

В статье проанализированы основные аспекты инновационной активности организации, а также методики и инструменты ее оценки.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...

Похожие статьи

Формирование факторного пространства, влияющего на экономическую устойчивость предприятий в условиях позитивного и негативного влияния рисков

В статье рассматриваются вопросы определения основных факторов внешней и внутренней среды предприятий, оказывающих влияние на их экономическую устойчивость, в условиях позитивного и негативного воздействия рисков с учетом особенностей существующих ур...

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

В статье рассмотрены различные классификации факторов внешней и внутренней среды, сделаны выводы об особенностях функционирования организаций в современных условиях хозяйствования.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Конкурентоспособность как результат развития бизнес-процессов предприятия

В статье автор определяет, как настроенные бизнес-процессы на предприятии могут влиять на его конкурентоспособность.

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

В статье описаны основные экономические институты, а также рассматривается их роль в современных рыночных условиях. Проанализированы положительные и негативные факторы экономических институтов, влияющие на экономику.

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства

В этой статье рассмотрен финансовый механизм активизации инновационного процесса, а также проанализированы факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности предприятий.

Инновационная активность организации: современные методы оценки

В статье проанализированы основные аспекты инновационной активности организации, а также методики и инструменты ее оценки.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...