Динамика внешнеэкономической деятельности Алтайского края: оценка и перспективы
Авторы: Потапов Василий Дмитриевич , Шевчук Наталья Александровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 15.09.2016
Статья просмотрена: 725 раз
Библиографическое описание:
Потапов, В. Д. Динамика внешнеэкономической деятельности Алтайского края: оценка и перспективы / В. Д. Потапов, Н. А. Шевчук. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10715/ (дата обращения: 15.11.2024).
Приграничное положение Алтайского края обязывает регион к активному развитию внешнеэкономической деятельности. В частности, этому процессу способствует углубление интеграционных процессов в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, выразившееся в создании Евразийского экономического сообщества, а также активизация отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Характеризуя регион, следует отметить, что темпы прироста ВРП на душу населения Алтайского края в период с 2012 по 2015 г. В целом сопоставимы со среднероссийскими значениями и зачастую превосходят темпы прироста ВРП регионов СФО [1].
Мировая практика показывает, что геоэкономическое положение приграничных регионов является фактором, определяющим их экономическое развитие за счёт активного участия во внешнеэкономической деятельности.
Темпы прироста показателей внешнеэкономической деятельности в структуре экономики Алтайского края свидетельствует о существующем экспортном потенциале и о способности региона реализовывать политику импортозамещения (рис. 1). В отличие от регионов СФО, сравнительно высокие темпы прироста внешнеторгового оборота которых обеспечивались ростом объёма импорта при снижении темпов роста экспорта, темпы прироста экспорта Алтайского края заметно опережают темпы прироста импорта. Сальдо внешнеторгового оборота Алтайского края с 2010 по 2015г. было положительным, вместе с тем сальдо внешнеторговой деятельности некоторых регионов СФО, в частности, Новосибирской области, Республики Тыва и Забайкальского края, является традиционно отрицательным [1]. Таким образом, приграничное положение Алтайского края позволяет региону отчасти реализовать свой экспортный потенциал, поставляя на зарубежные рынки преимущественно сельскохозяйственную продукцию, в то время как вышеуказанные регионы используют приграничные государства не в качестве рынков сбыта собственной продукции, а в качестве поставщиков.
Экспортная квота (отношение экспорта к ВРП) РФ в 2012–2014 гг. составляла в среднем около 30 %, СФО — 20 %, такое значение обеспечили Кемеровская область (значение показателя в 2013 г. — 42,76 %) и Республика Хакасия, экспортная квота которой в 2013 г. составляла 37,70 % рис. 1.
Рис. 1. Экспортная квота РФ, СФО и Алтайского края. Рассчитано по: [2, 3]
Динамика импортной квоты, представленная на рисунке 2, иллюстрирует относительно низкую степень зависимости регионов СФО и, в частности, Алтайского края от импорта. Импортная квота РФ в течение 2012–2015 г колебалась в интервале от 17,47 до 18,76 %, таким образом, около пятой части ВВП страны расходуется на оплату импортных товаров и услуг. В регионах СФО этот показатель составляет немногим более 5 %, а в Алтайском крае около 4 %.
Такое различие в значениях можно объяснить, во-первых, тем, что большая часть потребительских импортных товаров ввозится через другие регионы Российской Федерации, в том числе через крупные федеральные розничные сети, а, во — вторых, отсутствием стабильного спроса на импортные инвестиционные товары ввиду существующей структуры предпринимательства в регионе.
Коэффициент открытости экономики Алтайского края находится в пределах 10 %, что объясняется тем, что ВРП региона растет более высокими темпами, чем внешнеторговый оборот, так как валовая часть производимой в Алтайском крае продукции реализуется на внутреннем рынке РФ и ТС.
Рис. 2. Импортная квота РФ, СФО и Алтайского края. Рассчитано по: [2, 3]
В целом, показатели оценки внешнеэкономической деятельности Алтайского края на протяжении исследуемого периода демонстрируют относительную стабильность. Отчасти это можно объяснить созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, так как темпы прироста рассчитаны по показателям внешнеэкономической деятельности без учёта данных о взаимной торговле с участием этих стран. Однако следует согласиться с мнением о том, что большая часть продукции, производимая в регионе, не является конкурентоспособной на внешнем рынке. Текущая ситуация на валютном рынке РФ может повысить конкурентоспособность товаров, производимых в РФ, за счёт снижения их стоимости в иностранной валюте в краткосрочной перспективе, но только в отношении ограниченного спектра товаров, как правило, товаров с низкой добавленной стоимостью.
Безусловно, активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского края будет способствовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 г. [4]. Однако следует отметить, что наиболее серьезным препятствием для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности и, в частности, приграничной торговли в Алтайском крае является отсутствие доступной инфраструктуры, в частности, транспортно — логистической, а также низкая степень мотивации субъектов хозяйственной деятельности к участию во внешнеэкономической деятельности.
Литература:
- Балашова С. П., Казитова Э. И. Сравнительная характеристика динамики внешнеэкономической деятельности приграничных регионов СФО // Сборник материалов VI Международной научно — практической интернет — конференции «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы».
- Данные Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — URL: www.gks.ru.
- Данные Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.customs.ru.
- Договор о Евразийском экономическом союзе / Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depSNG/agreement — eurasian — economy-union.