Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента
Автор: Майорова Татьяна Владимировна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 16.10.2016
Статья просмотрена: 103 раза
Библиографическое описание:
Майорова, Т. В. Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента / Т. В. Майорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11196/ (дата обращения: 19.12.2024).
Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций всфере экологического менеджмента
Майорова Татьяна Владимировна, старший преподаватель
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.
Ключевые слова: экономика, образование, ключевые компетенции, экологический менеджмент
The article examines the processes of integrating Russian and European standards of education. A review of problems of development and implementation of educational programs aimed at the formation of the key competences in the sphere of environmental management.
Keywords: economics, education, key competencies, environmental management
Для интеграции европейских стандартов образования и развития экономики, основанной на знаниях, необходимо использование единых механизмов и принципов для внедрения систем профессионального образования и обучения, в том числе прозрачности квалификаций и компетенций, образования в течение всей жизни.
Это требует, в частности:
развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории и осуществлять непрерывное обучениевизменяющихся социально-экономических условиях;
опережающего определения потребности в умениях и планированию образования, что особенно важно для формирования ключевых компетенций в условиях экономики, основанной на знаниях.
В России завершается переход к профессиональному образованию, основанному на компетенциях и образовательных стандартах профессионального образования, ориентированных на результат обучения. Дальнейшая интеграция европейской системы образования лежит в плоскости развития и реализации форм открытого обучения, непрерывного обучениявтечение жизни, определения и планирования будущих умений.
Компетентностный подход, положения которого закреплены в документах ЕС, лежит в основе европейской и национальной системы квалификаций, формируемой в целях обеспечения сопоставимости на международном уровне, для международного признания квалификаций, содействия зарубежной мобильности студентов и выпускников.
Европейская стратегия роста «Европа 2020» устанавливает три взаимодополняющих приоритета: высокий уровень занятости, производительности и социальной сплоченности. ЕС установил пять целей, которые должны быть достигнуты к 2020 году в сфере занятости, инноваций, образования, искоренения бедности и борьбы с изменением климата:
- Обеспечить 75 % занятости людей в возрасте от 20 до 64 лет.
- Инвестиции в инновации 3 % от ВВП ЕС
- Сокращение выбросов парниковых газов на 20 %, производство 20 % энергии из возобновляемых источников, повышение энергоэффективности на 20 %
- Снизить процент ранних выпускников школ на 10 %, увеличить на 40 % 30–34-летних, завершивших высшее образование.
- Сократить количество бедных или подверженных риску бедности и социальной изоляции людей на 20 миллионов.
Эти цели взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга:
лучшее образование помогает в поиске занятости и сокращение бедности;
исследования и инновации в экономике, в сочетании с более эффективным использованием ресурсов повышают конкурентоспособность и создают рабочие места;
инвестиции в экологически чистые технологии помогают бороться с изменением климата, создавая новые возможности для бизнеса и работы.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одной из основных областей сотрудничества России и европейских стран в рамках Европейской политики соседства (ЕПС). Страны региона имеют общие экологические проблемы, а также сталкиваются с новыми видами воздействия на окружающую среду, сопровождающими ускорение экономического роста. К типичным проблемам относятся низкая энергоэффективность, плохое состояние природоохранной инфраструктуры, несбалансированная эксплуатация природных ресурсов, а также загрязнение воздуха. По объему выбросов парниковых газов страны Евросоюза и Россия занимают, соответственно 4 и 5 места в мире. Национальные планы действий стран ЕПС содержат мероприятия по совершенствованию управления в природоохранной сфере, решению конкретных экологических проблем, а также развитию регионального и трансграничного сотрудничества по природоохранным вопросам.
Взаимоотношения стран Евросоюза и России по природоохранным вопросам основаны на стратегическом партнерстве, так как Россия не является участницей ЕПС. При этом Россия является активным участником работы в области экологических показателей, ведущейся под эгидой Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. С 2011 года систематически развивается использование показателей для подготовки национальных докладов о состоянии окружающей среды, согласно детальному обзору, подготовленному ЕЭК ООН в 2015 году, три из восьми приоритетных показателей из основного набора показателей (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выбросы парниковых газов, концентрация аммония в реках) полностью отвечают согласованным требованиям, а в отношении остальных ведется работа по их совершенствованию.
В соответствии с планом действий Европейской Комиссии в области умений и мобильностиосновной целью образовательного процесса становится формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места, учиться и работать в странах Европейского Союза и России.
Такая постановка цели усиливает роль образования как системообразующего фактора экономической и социальной политики и средства повышения конкурентоспособности Европы и России в мировом масштабе и требует разработки и реализации стратегии, целью которой является усиление взаимодействия в области экономики, занятости и развития человеческих ресурсов, универсализации результатов обучения и компетенций, повышение отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы.
Формирование ключевых компетенций в области улучшения эффективности использования ресурсов, создание экологически чистых производств важно для Европейского союза (ЕС) и его соседей, так как загрязнение окружающей среды и изменение климата не знают государственных границ, и их последствия сказываются на всех.
Образовательные программы,направленные на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях устойчивого развития, должны обеспечить получение новых знаний, адаптацию имеющихся знаний, личностную адаптацию к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, ситуации на рынке труда в условиях экологической реновации экономики.
Цель реализации образовательных программ— обеспечение углубленного изучения вопросов в сфере экологического менеджмента, формирование квалификаций и компетенций, необходимых в условиях динамично меняющейся экономики, и в то же время поощрение преподавателей и исследователей в области интеграции европейской системы образования.
Экологический менеджмент — эффективный инструмент глобальной политической и экономической конкуренции в условиях устойчивого развития экономики, стержнем которого является концепция низкоуглеродной экономики, реализация которой — эффективный способ управления национальным инновационным процессом, стимул для технологического обновления отраслей и создания новых рабочих мест.
Низкоуглеродная экономика стала приоритетом ряда политических программ, включая стратегию развития Европейского Союза до 2020 года «Европа 2020», Дорожную карту по продвижению к низкоуглеродной экономике до 2050 года и приоритеты декарбонизации для энергетического и транспортного секторов.
В соответствии с задачами Копенгагенского процесса, результат завершения образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента — приобретенные и продемонстрированные ключевые компетенции, которые обеспечат:
повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования квалификаций и компетенций, соответствующих общеевропейским требованиям;
подготовку к трудовому рынку, развитие занятости в условиях перехода к низкоуглеродной экономике во всех отраслях;
реализацию возможностей обучения в течение всей жизни;
личное развитие и участие в развитии и обслуживании широкого спектра основ передового знания.
Проект реализации образовательной программы, направленной на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента включает три этапа:
Этап 1. Исследование деятельности Европейского Союза и России в области окружающей среды:
пути обеспечения благосостояния в рамках экологических возможностей планеты;
направления повышения эффективности использования ресурсов и развития низкоуглеродной экономики;
разработка совместной системы экологической информации со странами Восточного соседства.
Этап 2. Рамка квалификаций в системе экологического менеджмента:
интеграция стандартов экологического менеджмента Европейского Союза EMAS, Международной организации по стандартизации ISO 14000, России;
рамка квалификаций в системе экологического менеджмента Европы и России;
сближение систем мониторинга, отчетности и подтверждения достоверности данных о выбросах парниковых газов в контексте всемирного соглашения об изменении климата.
Этап 3. Формирование ключевых компетенций в соответствии с 6 и 7 уровнем квалификации EQF и НРК России:
формирование готовности к самостоятельному проведению исследований и решению проблем в сфере экологического менеджмента;
формирование готовности к инновационной деятельности с приобретением навыков самостоятельного освоения знаний в условиях развития низкоуглеродной экономики;
готовность к трудовому рынку, занятости, профессиональной деятельности на высших должностях в области специализации.
Создание и реализация образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента становится элементом эффективной системы развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории; непрерывного обучения в изменяющихся социально-экономических условиях; опережающей подготовки и переподготовки кадров, что важно для экономики, основанной на знаниях, и имеет первостепенное значение с точки зрения ответственного управления в условиях реализации концепции устойчивого развития.
Литература:
- Кузнецова Н. В. Методологические аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки менеджеров: деятельностный подход // The Fourth International Conference on Eurasian scientific development. Сб. трудов конференции. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. 228 с. С. 53–57.
- Майорова Т. В. Эффективный экологический менеджмент как способ обеспечения устойчивого развития // Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт. Сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2-х частях. Часть I. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. 151 с. С.102–103
- Майорова Т. В. Экологическое управление в условиях развития низкоуглеродной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 129–131.
- Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 481–483.
- Balynskaya N. R. Management of the process of vocational training of a competent specialist / Balynskaya N. R., Sinitsina O. N., Kuznetsova N. V., Koptyakova S. V. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S4. С. 538–545.
Похожие статьи
Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере
Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.
Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества
В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...
Формирование информационно-образовательной среды вуза
В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.
Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)
В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...
Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов
В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...
Государственно-частное партнерство в сфере экологического менеджмента
В статье рассмотрены основные проблемы и принципы регулирования государственной политики в области экологии. Выделены наиболее перспективные направления развития ГЧП в экологической сфере.
Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности
В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...
К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах
В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.
Образовательная инноватика: к постановке вопроса
Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.
Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах
В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Похожие статьи
Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере
Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.
Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества
В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...
Формирование информационно-образовательной среды вуза
В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.
Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)
В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...
Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов
В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...
Государственно-частное партнерство в сфере экологического менеджмента
В статье рассмотрены основные проблемы и принципы регулирования государственной политики в области экологии. Выделены наиболее перспективные направления развития ГЧП в экологической сфере.
Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности
В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...
К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах
В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.
Образовательная инноватика: к постановке вопроса
Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.
Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах
В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.