Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия
Авторы: Болиева Инга Ахтемировна, Сурхаева Илита Наваговна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2016
Статья просмотрена: 10097 раз
Библиографическое описание:
Болиева, И. А. Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия / И. А. Болиева, И. Н. Сурхаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11420/ (дата обращения: 15.11.2024).
In the article the concept of personnel controlling, considered its main goals, objectives and functions. The necessity of the application of controlling in order to improve the efficiency of human resources policy and the work of all services of the enterprise as a whole.
Keywords: controlling, corporate planning, human resources, labor productivity, feedback, HR
В условиях обострения конкуренции повышаются требования к информационной и методической поддержке кадровых решений, технологичности и прозрачности HR-процедур. Возникает острая необходимость в эффективных оценочных механизмах системы управления персоналом как средствах повышения качества менеджмента организации. Один из них — кадровый контроллинг.
Контроллинг перонала- это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом предприятия.
Контроллинг персонала подразумевает разработку и предоставление инструментов для обеспечения факторов увеличения производительности труда на предприятии. Главная задача контроллинга персонала — осуществлять постоянную обратную связь между планированием и анализом планов и отклонений от них.
Роль контроллинга в организации, кадровом планировании, создании информационной системы, проведении исследований эффективности планов, ведении системы кадровой информации, составлении отчетов по кадрам
Получаемая с помощью кадрового контроллинга информация позволяет периодически оценивать тенденции изменения состава кадров на предприятии; разрабатывать научно обоснованные и комплексные прогнозы и планы потребности в кадрах и на этой основе формировать кадровую работу, согласующуюся с планами социального развития каждого предприятия.
Кадровый контроллинг позволяет интегрировать все аспекты работы по управлению человеческими ресурсами с целями компании для достижения синергетического эффекта. По мнению многих исследователей в области HR и систем менеджмента организации, кадровый контроллинг — это инновационный инструмент, наиболее востребованный в период перехода к информационному обществу, направленный на повышение качества управленческих решений с опорой на неразрывную связь знаний, процессов и компании. В системе управления персоналом он создает информационный контур обратной связи, обеспечивая выполнение HR-задач (Рис.1.).
Рис. 1. Модель контроллинга в организации
Контроллинг персонала– это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению сотрудниками. Контроллинг персонала подразумевает разработку и предоставление инструментов для обеспечения потенциала производительности труда на предприятии.
Важнейшими целями кадрового контроллинга являются:
– поддержка кадрового планирования;
– обеспечение гарантии надежности и повышение качества информации о персонале;
– обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации;
– повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы.
Выделяют следующие основные функции контроллинга персонала:
- Информационно-обеспечивающая функция — это построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала, с возможностью формирования отчетов.
- Плановая функция — это получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.
- Управляющая функция — это разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фактическими затратами на обучение на одного работника в год, то служба контроллинга персонала дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.
- Контрольно-аналитическая функция — это измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Но если наблюдается обратная тенденция, то данная служба обращается в соответствующие подразделения предприятия и сообщает о тревожных тенденциях. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4–5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.
Для реализации перечисленных функций служба контроллинга персонала должна решать следующие задачи:
– предоставлять информацию, сервис и услуги начальнику кадрового отдела;
– проверять эффективность использования персонала за отчетный период (как правило, раз в год). Оценка производится руководством предприятия на основе методик и инструментов, разрабатываемых службой контроллинга;
– определять потребность в кадрах в стратегическом, тактическом и оперативном аспектах. Эти расчеты проводятся службой контроллинга персонала на основании следующих данных: стратегический и оперативный план, виды выпускаемой продукции (услуг), их количество, сегменты рынка;
– осуществлять развитие, подбор, стимулирование и увольнение сотрудников, а также менеджмент затрат на персонал.
Современный кадровый контроллинг представляет собой самостоятельное направление финансово-экономической работы, взаимосвязанное с организационно-управленческим «вектором» для принятия оперативных и стратегических (оптимальных) решений.
Стратегический кадровый контроллинг предназначен для обоснования текущих эффективных оперативных решений в условиях рынка и несет ответственность за обоснованность долгосрочных планов. Стратегический контроллинг персонала увязывает перспективы в области работы с персоналом со стратегией управления компанией. Например, если предполагается выход на новые рынки и повышение качества продукции, то должны планироваться мероприятия по привлечению (обучению) высококвалифицированных специалистов.
Оперативный контроллинг персонала реализует тактические мероприятия, ориентируясь на стратегические цели. На оперативном уровне на первом плане стоит задача достижения экономической эффективности использования кадров. Например, измеряются и оцениваются такие показатели, как выработка на одного человека в рублях или натуральных величинах (тоннах, метрах и т. п.), затраты на персонал в структуре производственной или полной себестоимости, денежный поток на одного сотрудника и т. п.
Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентируется на тенденции будущего периода, а второй — на настоящий период.
Также выделяют такие виды кадрового контроллинга как качественный и количественный контроллинг.
Количественный контроллинг персонала направлен на сбор, обработку и исполнение количественных данных, например, численность и состав трудовых ресурсов, уровень и состав затрат на персонал, показатели производительности труда и т. д.
Качественный контроллинг оперирует качественными показателями, как управление мотивацией, управление карьерой и т. д.
Контроллинг сегодня является ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Возникает необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это приводит к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства бизнесом через координацию управленческой системы.
Литература:
- Беликова И. П. Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия. — № 54.. — М.: Экзамен, 2015. — 708 с.
- Иванесин Н. М., Варшалин П. К.. Реструктуризация компании и реструктуризация кадровая // Кадровик.Кадровый менеджмент. — 2008. — № 11. — С. 155.
- Одегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности — М.: Экзамен, 2004. — 313 с.
- Пикульский Г. В. Использование контроллинга в управлении предприятием России. Транспортные процессы: опыт России и Германии. — М.: Каталог, 2003. — 196 с.
- Контроллинг персонала: функции и задачи // Национальный союз кадровиков.URL:http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=9153 (дата обращения: 17.11.2016).
- 9 главных HR-задач // HR-Portal Сообщество и Публикации. URL: http://www.hr-portal.ru/article/kontrolling-v-upravlenii-personalom-organizacii (дата обращения: 17.11.2016).
- Сущность, цели, задачи и функции контроллинга персонала // СтудопедиЯ. URL: http://studopedia.org/4–21541.html (дата обращения: 17.11.2016).
Ключевые слова
производительность труда, внутрифирменное планирование, контроллинг, обратная связь, HR, человеческий ресурсПохожие статьи
Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики
Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...
Оптимизация работы по набору персонала на предприятии
Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...
Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации
В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...
Эффективность использования трудовых ресурсов в организации
Обобщено понятие «трудовые ресурсы» на современном этапе экономики. Проанализированы задачи предприятий по обеспечению трудовыми ресурсами. Отмечены проблемы предприятий в подборе кадров и пути их разрешения.
Эффективность труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути решения
В статье анализируются основные кадровые проблемы в сфере ЖКХ, рассматриваются основные методы воздействия на персонал для повышения эффективности труда и улучшения показателей деятельности организаций ЖХХ. Указаны опорные точки для создания оптималь...
Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли
В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...
Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия
В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...
Методика анализа социально-психологического климата в коллективе
Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...
Менеджмент в социальной работе
Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...
К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием
Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.
Похожие статьи
Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики
Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...
Оптимизация работы по набору персонала на предприятии
Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...
Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации
В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...
Эффективность использования трудовых ресурсов в организации
Обобщено понятие «трудовые ресурсы» на современном этапе экономики. Проанализированы задачи предприятий по обеспечению трудовыми ресурсами. Отмечены проблемы предприятий в подборе кадров и пути их разрешения.
Эффективность труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути решения
В статье анализируются основные кадровые проблемы в сфере ЖКХ, рассматриваются основные методы воздействия на персонал для повышения эффективности труда и улучшения показателей деятельности организаций ЖХХ. Указаны опорные точки для создания оптималь...
Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли
В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...
Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия
В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...
Методика анализа социально-психологического климата в коллективе
Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...
Менеджмент в социальной работе
Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...
К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием
Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.