Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета
Авторы: Ахметзянова Ильназ Сагитовна, Краснова Лидия Николаевна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
Дата публикации: 01.12.2016
Статья просмотрена: 11953 раза
Библиографическое описание:
Ахметзянова, И. С. Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета / И. С. Ахметзянова, Л. Н. Краснова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11472/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.
Ключевые слова: НДС, федеральный бюджет, доходы, расходы, ВВП, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы
В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги), которая оплачивается конечным потребителем. НДС является федеральным налогом, только за 2015 год за счет него формируется 36,1 % всех доходов федерального бюджета. Выполняя свою основную функцию — фискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемый на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому НДС возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость. А живой труд есть на каждом этапе создания товара — начиная от добычи сырья и заканчивая торговлей. При этом по мере продвижения товара растут затраты, соответственно, возрастает и величина НДС. Каждый участник этой цепочки включает НДС в цену своего товара, реализует его и получает от покупателя деньги. Из этих денег и уплачивается налог. Таким образом, предприятия и организации можно рассматривать только как сборщиков налога, конечным же его плательщиком является конечный потребитель товара. Именно на нем лежит вся тяжесть налогового бремени, что дает полное основание причислить НДС к налогам на потребление.
Налоговая база по НДС определяется в соответствии со ст. 153 НК РФ и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.
Так ввоз товаров в Россию (импорт товаров) признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог при этом уплачивается в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза).
При этом сумма налога рассчитывается по особым правилам.
Например, если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:
НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины + Акцизы × Ставка НДС.
Рис. 1. Объекты налогообложения НДС
По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 160 и пунктом 5 статьи 166 Налогового кодекса РФ.
С точки зрения экономической практикифедеральный бюджет — важнейший элементмакроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (БК гл. 3 ст. 16)
За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
В структуре федерального бюджета, безусловно, выделяются его доходная и расходная части. Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Структура налоговых доходов федерального бюджета закреплена в статье 50 Бюджетного Кодекса РФ. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов; налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов и проч. (см. ст. 50 БК РФ) [1].
Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах представлена в следующей таблице 1 [4].
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах, млрд. руб.
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
млрд. руб |
в% кобъему доходов фед. бюджета |
млрд. руб |
в% кобъему доходов фед. бюджета |
млрд. руб |
в% кобъему доходов фед. бюджета |
|
Доходы, всего |
13485,5 |
100,0 |
14767,5 |
100,0 |
15908,1 |
100,0 |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
5944,5 |
44,1 |
6404,8 |
43,4 |
6586,7 |
41,4 |
в том числе: |
||||||
НДПИ |
2437,9 |
18,1 |
2548,7 |
17,3 |
2605,5 |
16,4 |
Таможенные пошлины |
3506,6 |
26,0 |
3856,2 |
26,1 |
3981,2 |
25,0 |
Ненефтегазовые доходы |
7541 |
55,9 |
8363,6 |
56,6 |
9321,4 |
58,6 |
в том числе: |
||||||
Налог на прибыль организаций |
440,7 |
3,3 |
477,9 |
3,2 |
536,6 |
3,4 |
НДС |
4445,7 |
33,0 |
5043,5 |
34,2 |
5743,5 |
36,1 |
Акцизы |
727,5 |
5,4 |
857,4 |
5,8 |
1032,6 |
6,5 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
20,8 |
0,2 |
22,5 |
0,2 |
23,8 |
0,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
704,8 |
5,2 |
718,9 |
4,9 |
721,4 |
4,5 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
1201,5 |
8,9 |
1243,4 |
8,4 |
1263,5 |
7,9 |
Таким образом, из вышеприведенной таблицы мы можем проследить, что доля нефтегазовых доходов за 2013–2015 гг. снижается на 2,7 %, а доля ненефтегазовых доходов повышается на 2,7 %. Это происходит так как меняется соотношение нефтегазового и ненефтегазового секторов в структуре ВВП, а также действует бюджетное правило, согласно которому нефтегазовые доходы не расходуются, а идут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что значительную часть налоговых доходов федерального бюджета поставляют поступления по НДС. Как видно из таблицы 1, удельная доля НДС в федеральном бюджете за 2013–2015 гг. увеличивается от 33,0 % до 36,1 %, то есть на 3,1 %.
Для наглядности представим данную таблицу в виде графика (рис. 2).
Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах, млрд. руб.
Заметим, что с каждым годом доходы в федеральный бюджет растут и удельный вес в поступлениях в бюджет занимают доходы, поступившие от уплаты НДС.
«Налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и является одним из решающих налогов во всей системе налогообложения России. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы» [5].
В трехлетней перспективе 2014–2017 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Относительно налогообложения в части НДС на указанный период со стороны Правительства РФ не запланировано существенных изменений [1].
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф (принят ГД ФС РФ 17.07.1998); действующая редакция от 01.09.2016 [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget
- Райзберг Б. А. Экономика и управление [Текст]: словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский; Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. — 488 с.
- Романовский М. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ М. В. Романовский, О. В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2008. — 576 с.
- Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Исполнение доходной части бюджета РФ / Режим доступа: https://www.nalog.ru
- Налог на добавленную стоимость: основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]: НДС портал / Режим доступа: http://www.nds-nalog.ru
- Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
- Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
Ключевые слова
доходы, расходы, НДС, федеральный бюджет, ВВП, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходыПохожие статьи
Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации
В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.
Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии
В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета
В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.
Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.
Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.
Прогнозирование доходов в местный бюджет
Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.
Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации
В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...
Современные тенденции налогообложения доходов физических лиц
В статье обоснована значимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, представлен анализ структуры консолидированного бюджета и динамики исследуемого налога. Дана оценка текущих тенденций экономического роста в применении пропорциона...
Сущность налога на доходы физических лиц
В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.
Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов
В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.
Похожие статьи
Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации
В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.
Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии
В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета
В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.
Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.
Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.
Прогнозирование доходов в местный бюджет
Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.
Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации
В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...
Современные тенденции налогообложения доходов физических лиц
В статье обоснована значимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, представлен анализ структуры консолидированного бюджета и динамики исследуемого налога. Дана оценка текущих тенденций экономического роста в применении пропорциона...
Сущность налога на доходы физических лиц
В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.
Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов
В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.