Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 2803 раза

Библиографическое описание:

Есиева, И. В. Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны) / И. В. Есиева, А. Д. Абдулина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11577/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время в развитых странах современного мира всё большую популярность приобретает концепция человеческого развития. В 2010 году Программой развития Организации Объединённых Наций было сформулировано такое определение: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете» [4, c. 8].

При этом особую роль в развитии личности играет сфера искусства и культуры. Сегодня её влияние на развитие человеческого потенциала признано всеми ведущими странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Кроме того, в современном мире сфера искусства и культуры играет, кроме социальной, еще и существенную экономическую роль. По мнению одного из ведущего мирового экономиста и политологов Ф. Фукуяма, в ближайшие годы культура станет движущей силой возникновения новых социально–экономических структур, культура, как общественный капитал, будет играть для экономического развития более важную роль, чем международные денежные потоки и инфраструктуры [5, c. 68]. С финансовой точки зрения сфера культуры сегодня является единственной сферой социального блока, где происходит хранение, накопление, производство весьма значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние. По своей реальной стоимости эта часть национального достояния превосходит стоимость основных фондов многих отраслей хозяйства и уникальна тем, что не подвержена инфляции и является реальным средством накопления. Не случайно необходимость поддержки и развития культуры в России признана на уровне высших органов власти страны.

Особенно актуальны проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора, поскольку культурный потенциал муниципального образования, включающий в себя нравственный, моральный, духовный, творческий факторы развития — это возможности совокупного объема реализуемых и нереализуемых культурных ценностей, доступных на данном этапе развития общества, максимально удовлетворить потребности населения муниципального образования. К тому же, являясь социальными инвестициями, культура и искусство имеют и экономическое влияние, способствуя повышению имиджа региона среди инвесторов, повышают уровень жизни населения, создают инфраструктуру деловых контактов.

С введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] государство передало полномочия муниципальным образованиям и возложило на них ответственность за формирование и реализацию муниципальной культурной политики и обеспечение жизнедеятельности муниципальных учреждений культуры.

Это способствует началу активного совершенствования управления культурными процессами на муниципальном уровне.

Процесс становления и развития культурной политики в муниципальных образованиях возможно проследить на примере г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Происходящие в последние годы в обществе процессы совершенствования политической, экономической и социальной сфер жизни выявили глубокий разрыв между имеющимися культурным потенциалом и состоянием материально–технического и организационно–правового обеспечения сферы культуры. Устойчивый дефицит бюджета, тенденция к снижению реальных доходов населения так же неблагоприятно повлияли на развитие культуры и искусства города Набережные Челны.

Одной из характерных черт культуры Набережных Челнов, как и многих других крупных промышленных городов, является отставание развития объектов социально — культурной сферы от темпов роста самого города. Следствием этого является диспропорция между размерами города и степенью сформированности его социально — культурной инфраструктуры. Это выражается в высокой контрастности ресурсного обеспечения учреждений культуры по районам и типам организаций культуры, в их размещении на территории города. Так, учреждения культуры расположены на территории города неравномерно, сосредоточенность их в центральной части создает неудобства в культурном обслуживании жителей микрорайонов, отдаленных от центра.

Площадкой культуры является весь город, его социальная среда, которая до настоящего времени горожанами недостаточно освоена и осмыслена. Многие точки локализации объектов культуры и культурных интересов населения носят случайный характер. Во многих микрорайонах плохо сформирована среда организованных форм досуга под открытым небом, имеющиеся площадки в художественном и смысловом плане не отражают специфический облик Набережных Челнов. Кроме того, при всем внешнем благополучии и благоустроенности центральной части и главных улиц отдельных районов, на наш взгляд, требуются значительные усилия по формированию культурной среды окраин — «спальных микрорайонов», поселков. Проблема заключается в отсутствии элементарного обустройства пространства дворов и улиц в той зоне, где сосредоточен основной контингент жителей города. Такая среда не дает развиваться нормальному городскому поведению, провоцирует нежелательные социальные явления, способствует отчуждению, проявлению вандализма, росту преступности. [3]

Кроме недостаточности самих учреждений культуры остро стоит проблема оснащения их современным оборудованием. В последние годы в городе особенно остро ощущался дефицит финансовых средств, получаемых учреждениями культуры, относящимися к различным ведомствам. Тяжелое финансовое положение большинства промышленных предприятий города вынуждало передавать свои учреждения социальной сферы в коммунальную собственность. Таким образом, резко сократилось регулярное финансирование культуры от предприятий города. Рост муниципальной сети приводит к размыванию бюджетных средств на большее число объектов. Библиотеки, музыкальные и художественные школы, дворцы и дома культуры оснащены давно устаревшими: оборудованием, музыкальными инструментами, предметами художественного творчества, мебелью.

Качество обслуживания населения основной массой стандартных объектов культуры так же остается явно недостаточным. В свою очередь, этот фактор приводит не только к низким показателям посещаемости, но и к формированию устойчивого негативного стереотипа у жителей города относительно проведения свободного времени в муниципальных учреждениях культуры.

При этом, в неудовлетворительном обслуживании населения не всегда вина самих объектов культуры, зачастую это последствия неудовлетворительного отношения (по остаточному принципу) к самой культуре властей всех уровней.

Помимо прочего, в условиях перехода на муниципальное управление и модернизации сферы культуры, одной из ключевых становится и кадровая проблема, так как экономический потенциал отрасли культуры в первую очередь определяют трудовые ресурсы. Из–за низкой заработной платы молодые специалисты не всегда идут с желанием в вышеперечисленные учреждения. Сохранение и пополнение кадрового потенциала с каждым годом становится все сложнее.

В неблагоприятном положении находятся и вопросы культурно –исторического сохранения и возрождения памятников истории, архитектуры, народных промыслов и ремесел, музейного дела. Выделяемые в этих целях средства не соответствуют жизненным реалиям. Это может привести в дальнейшем к ухудшению состояния или даже невосполнимой потере ряда памятников архитектуры, истории и культуры.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что решение этих проблем на городском уровне требует концептуально обоснованного и программно — целевого подхода. Возникла необходимость в разработке новой стратегии, включающей целую систему социальных ориентиров, решение организационно — правовых, экономических, материально — технических преобразований, тактических действий.

Новое время и новый социокультурный статус Российской Федерации, Республики Татарстан, Набережных Челнов требуют по–новому взглянуть на имеющиеся ценности городской культуры, их использование в образе жизни челнинцев в их развитии на нынешнем этапе, на ближайшую и отдаленную перспективу.

Для поддержки приоритетных направлений сохранения и развития культуры города Набережные Челны, сохранности и передачи последующим поколениям образцов духовных и материальных ценностей, необходимо разработать целую Программу развития культуры города на ближайшее время. Программа должна включать в себя следующие мероприятия:

‒ специализированное финансирование целевых муниципальных культурных программ (театральных фестивалей, конкурсов, пополнение книжных фондов библиотек и т. д.);

‒ выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по специально разработанному комплексу номинаций;

‒ развитие и популяризация туристических направлений;

‒ строительство досуговых центров в отдалённых районах города;

‒ привлечение спонсоров и меценатов к финансовой поддержке отдельных деятелей культуры и искусства, а также творческих коллективов и талантливых учеников через единовременные акции, через создание специализированных некоммерческих фондов.

‒ взаимодействие с национальными культурными центрами в реализации актуальных задач социокультурного развития города.

Вышеуказанные задачи невозможно решить за счет текущего финансирования. На наш взгляд, перспективным направлением решения данного вопроса, является развитие государственно-частного партнерства, особенно в условиях сохраняющегося дефицита бюджетных средств. Совместное финансирование сферы культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств, других юридических и физических лиц должно дать хорошие результате для всех заинтересованных сторон. Такое партнерство может не только способствовать росту экономики, но и эффективному развитию социально-культурной сферы в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализуя общественно значимые проекты. В целях привлечения инвесторов к инвестиционным проектам сферы культуры, государство может применять стимулирующие инвестора меры (льготное налогообложение, субсидии, субвенции, прямое возмещение инвестиционных затрат и др.).

Сегодня сфера культуры обладает хорошей финансовой эффективностью, охватом различными культурными мероприятиями среди населения. Средства, выделяемые на сферу культуры в г. Набережные Челны равномерно растут, что связано с пониманием важности и вниманием к данной сфере руководства города. Таким образом, при надлежащей муниципальной политике города Набережные Челны в области культуры и искусства еще остается большой потенциал для реализации проектов и условий для развития сферы культуры и искусства.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  2. Постановление Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 13.12.2013 N 7553 «О Муниципальной программе развития культуры в городе Набережные Челны на 2014–2016 годы»
  3. Решение КСНД от 02.12.2002 N 2–13 «О развитии культуры в г. Казани»
  4. Гринченко К. А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С. Е. Чаннова. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 208 с.
  5. Отчет управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны за 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, Российская Федерация, культурный потенциал, муниципальное образование, муниципальное учреждение культуры, национальное достояние, современный мир, социальная сфера, Татарстан, центральная часть.

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Технологии и методы мотивации труда персонала в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Ненецкого краеведческого музея)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Технологии и методы мотивации труда персонала в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Ненецкого краеведческого музея)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым