Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савенкова, И. В. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях / И. В. Савенкова, С. Н. Коваленко, Л. Н. Бутенко, А. А. Цыгулева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11593/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная экономика построена на законах конкурентной борьбы, как между производителями товаров и услуг, так и между торговыми субъектами. Интенсивность конкуренции всегда сопровождается высокими рисками и неопределенностями на рынке. Чем более известные торговая марка или бренд, тем более они востребованы на рынке, а компаниям, начинающим свою деятельность, необходимо затрачивать максимум усилий для завоевания приверженности потребителей.

В последние двадцать лет в мировом деловом сообществе, и Россия не исключение, набирает обороты такой вид бизнеса, как франчайзинг. Франчайзинг представляет собой вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработаннуюбизнес-модельего ведения.

Главным преимуществом нарастающей востребованности данного вида бизнеса является его условия сотрудничества. Подписывая контракт на ведение бизнеса по франшизе, франчайзи, в первую очередь опирается на быстрый старт, который обеспечивается известным именем и наработанными методами ведения бизнеса. Франчайзер при необходимости обеспечивает дополнительные займы, страхование, аренду и помощь при выборе месторасположения. Приобретение франшизы — это:

‒ возможность работать под известным брендом с наработанной клиентурой, что минимизирует риски при старте в бизнесе;

‒ новые рабочие места, что способствует росту занятости населения;

‒ практическое обучение работников на предприятиях, то есть повышение экономической грамотности населения;

‒ внедрение инновационных технологий, что способствует привлечению инвестиций в российскую экономику.

Развитие франчайзинга влечет за собой быстрое и стремительное развитие малого и среднего предпринимательства в стране, развитие регионов в частности, стимулирование добросовестной конкуренции, повышение потребительского спроса на качественные товары и возможное прогнозирование потребительского поведения населения [2, 4, 6].

Анализируя тенденцию развития франчайзингового бизнеса в России, отметим, что за последние 5 лет, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, рынок франчайзинга на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается приблизительно на 25 %, а за последний год снизился на 15 % (рис. 1), а общий объем рынка оценивается в 5 млрд. долларов [2].

Рис. 1. Динамика развития франчайзинга на территории РФ в 2010–2015 гг.

Российский рынок франшиз представлен более чем 60 видами сфер деятельности, которые невозможно сравнить между собой. По статистике, представленной журналом «Франчайзи», в 2015 году больше половины современных франшиз связаны с торговлей [5]. Так же в представленный топ входят: общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье (рис. 2).

Рис. 2. ТОП самых популярных франшиз по отраслям в России за 2015 год

Среди лучших франшиз с небольшими инвестициями — до 0,5 млн.руб. — в 2015 году оказались компании, работающие в сфере детских товаров, в сфере предоставления услуг населению, в сфере розничной торговли и IT-технологий. Среди самых дорогих франшиз — более 10 млн.руб. — ресторанный бизнес.

Рассматривая примеры самых популярных компаний в России, работающих на условиях франчайзинга, которые могут быть известны рядовому потребителю, то в их числе можно указать«Лукойл», «Перекресток Экспресс», «Планета Фитнес», «Пятерочка»,«Инвитро», «IL Патио», Subway, «Шоколадница», Tele2имногие другие.

В рамках исследования российского рынка франчайзинга, авторами был составлен сводный рейтинг популярности франшиз по отраслям за 2013–2016 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг франшиз по отраслям вРоссии за 2013–2016гг.

п/п

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

МТС

(розничная торговля)

БЕГЕМОТиК

(детская франшиза)

33 Пингвина

(кафе и рестораны)

FixPrice

(розничная торговля)

2.

NUIRussia

(отдых и развлечения)

Пятерочка

(розничная торговля)

SUBWAY

(кафе и рестораны)

33 Пингвина

(кафе и рестораны)

3.

SUBWAY

(кафе и рестораны)

SUBWAY

(кафе и рестораны)

ИНВИТРО

(спорт, здоровье и красота)

ИНВИТРО

(спорт, здоровье и красота)

4.

БЕГЕМОТиК

(детские франшизы)

МТС

(розничная торговля)

Milavitsa

(одежда)

Пятерочка

(розничная торговля)

5.

33 Пингвина

(кафе и рестораны)

33 Пингвина

(кафе и рестораны)

БЕГЕМОТиК

(детская франшиза)

Аскона

(товары для дома)

6.

Пятерочка

(розничная торговля)

Стардог!S

(кафе и рестораны)

Крошка Картошка

(кафе и рестораны)

Бэби-клуб

(детская франшиза)

7.

Лукойл

(авто)

Велл

(отдых и развлечения)

Traveler`scoffee

(кафе и рестораны)

Лаборатория Гемотест

(спорт, здоровье и красота)

8.

Oodji

(одежда)

Oodji

(одежда)

2ГИС

(ИТ и интернет)

SUBWAY

(кафе и рестораны)

9.

Экспетро!

(подарки)

Лукойл

(авто)

Аскона

(товары для дома)

Стардог!S

(кафе и рестораны)

10.

220 Вольт

(розничная торговля)

Экспетро!

(подарки)

Лаборатория Гемотест

(спорт, здоровье и красота)

TELE2

(услуги для населения)

Анализируя данные сводного рейтинга, можно наблюдать лидерство и устойчивость на рынке франчайзинга сферы розничной торговли и общепита на протяжении всего исследуемого периода.

Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2013–2016 гг. с более ранним периодом, можно сказать, что, например, в 2012–2013 гг. наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым обслуживанием активно развивались такие сегменты, как информация, производство, вединг и финансы [3].

Имея определенные преимущества, франчайзинг как бизнес-модель, имеет и недостатки, которые невольно преобразуются на пути своего развития в определенные трудности и проблемы, препятствующие дальнейшему росту на территории России. По словам одного из ведущих российских экспертов в этой сфере — генерального директора ООО «Франчайзинг-Интеллект», представителя Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области — Юлии Богушевской: «По общему признанию российских экспертов, наша страна отстает в развитии франчайзинга от передовых стран мира примерно лет на 10. Мы сейчас, конечно, не в начале пути, но пройти нам предстоит еще очень много. Это касается и качества большинства российских франшиз, и законодательства, и инфраструктуры развития франчайзинга, и этики взаимоотношений сторон франчайзингового договора, и уважения к интеллектуальной собственности…» [4].

В числе главных преград развития франчайзинга в России следующие:

‒ во-первых, это отсутствие качественной недвижимости, которая могла бы обеспечивать данный вид бизнеса;

‒ во-вторых, нехватка высококвалифицированных специалистов данной отросли, а точнее посредников между одной и другой стороной отношений, то есть между франчайзером и франчайзи.

Это приводит к тому, что получив франшизу, франчайзи остается с ней один на один, не имея возможности, а точнее специализированного работника для консультации по каким-либо вопросам в этой сфере. Так же при всем при этом выдвигается трудность в финансовой обеспеченности, то есть все и сразу взваливается на плечи франчайзи. Можем назвать это отсутствием материальной поддержки, материального фундамента для дальнейшего развития. И самой, по нашему мнению, главной проблемой торможения роста франчайзинга на сегодняшний день является не сформированная, не внятная законодательная база, что приводит к закрытости самих франчайзеров, то есть скрытию исчерпывающей информации о статистики, той или иной отрасли и условия на которых они готовы сотрудничать.

Развитию франчайзинга мешает и отсутствие законодательной базы в Российской Федерации [6]. Это деятельность регулируется только лишь Гражданским кодексом, в 24 главе которого даются общие рекомендации по тому, что могут и чего не могут делать франчайзер и франчайзи коммерческой концессии. В соответствии с ней, по договору коммерческой концессии, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право натоварный знак,знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение,секрет производства(ноу-хау).

Таким образом, можно сказать что, современные условия российской экономики, характеризующиеся кризисными явлениями и стагнацией, не являются препятствием для развития рынка франчайзинга, так как быстрый старт, готовая ниша, доступ к разработанным и апробированным методам ведения бизнеса, наработанная клиентура сводят всевозможные рыночные риски к нулю и определяют достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга.

Дальнейшему развитию и росту популярности в деловой среде могут способствовать ряд мероприятий, в числе которых можно выделить: программы поддержки франчайзинга со стороны государственных и региональных органов власти; разработка концепций развития франчайзинга; поддержка малого и среднего бизнеса; субсидирование стартапов; подготовка высококвалифицированных кадров в области франчайзинга и т. д.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение Гарант — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/4955:2
  2. Как развивается франчайзинг в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Российская Ассоциация Франчайзинга — Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/newsraf/304/
  3. Рейтинг франшиз [Электронный ресурс]: БИБОСС — Режим доступа: http://www.beboss.ru/rating
  4. Савенкова И. В. Процесс принятия потребительского решения как результат стратегии продвижения товара [Текст] / И. В. Савенкова, Е. А. Нефедова, Л. А. Бутенко // VI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук», Praha, CzechRepublic, 25 апреля 2016г./ материалы конференции. Часть 2. — Изд-во: Printinghouse. — С. 4–8.
  5. Самое важное [Электронный ресурс]: Франчайзи — журнал для франчайзи о франшизах — Режим доступа: http://www.franchisee.su/
  6. Снитко Л. Т. Система франчайзинга и его эффективность на конкурентном товарном рынке [Текст] / Л. Т. Снитко, И. В. Савенкова // Вестник Белгороского университета кооперации, экономики и права. — 2016. — № 3. — С. 51–61.
  7. Франчайзинг по-русски: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: Новый бизнес. Социальное предпринимательство — Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/franchising-po-russki.html
Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, SUBWAY, Россия, вид бизнеса, кафа, ресторан, детская франшиза, развитие франчайзинга, франшиза, Российская Федерация.