Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики
Авторы: Абдуллаева Матлуба Нематовна, Акбарова Лайло Упашевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 06.02.2017
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Абдуллаева, М. Н. Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики / М. Н. Абдуллаева, Л. У. Акбарова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11822/ (дата обращения: 20.12.2024).
Сформировавшиеся нынешние рыночные отношения в Узбекистане требуют применение новых подходов и методов в управлении малыми предприятиями, поскольку на первый план выходят экономические, а также рыночные критерии их деятельности. Реформирование отечественной экономики направлено на создание такой экономической системы, в которой должны быть задействованы эффективные формы и методы хозяйствования, требующие теоретического обоснования. В связи с этим необходимо совершенствовать инструменты и технологии управления малыми промышленными предприятиями с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности и максимизации прибыли.
Среди факторов, определяющих стратегическую эффективность малых промышленных предприятий, главное место приобретает уровень внедрения инноваций, вызывающий принципиальное обновление технологии производства, выпуск новых видов продукции. При этом возможности инновационного развития определяются не только финансовым состоянием и характеристиками ресурсного потенциала малого предприятия, уровнем развития инновационной инфраструктуры в регионе, но и, прежде всего, существующими методами управления.
В нынешних условиях малые промышленные предприятия вынуждены пересматривать свои позиции на рынке, добиваясь конкурентных преимуществ. Это невозможно сделать без четко сформулированной программы развития, которая предусматривает позиционирование этих предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с этим в республике была разработана Антикризисная программа, которая состоит из комплекса мероприятий направленных на решение основных задач [1].
Между тем несколько слов об особенностях деятельности субъектов малого предпринимательства. Как известно перед малыми предприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение «свободной ниши», образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок крупными предприятиями. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и является «нишой» для малого предпринимательства.
Во-вторых, не менее важна роль малых промышленных предприятий в формировании конкурентных отношений в экономике.
В-третьих, развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
В-четвертых, присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране. Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность.
В-пятых, изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся.
В-шестых, формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур.
В-седьмых, развитие инновационного потенциала экономики.
В современных условиях хозяйствования главным фактором функционирования рынка является потенциальная конкуренция со стороны малых предприятий, использующих современные технологии. Необходимо отметить, что «… модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке» [1]. Поэтому для успешного функционирования малым промышленным предприятиям необходимо эффективно реализовывать инвестиционно-инновационныестратегии. В данных условиях необходимы инструменты и механизмы эффективного стратегического развития промышленных предприятий, направленные, прежде всего, на развитие стратегического потенциала предприятий и повышение их инновационной активности в целом. В этой связи, когда любая производственная структура имеет весьма ограниченный объем финансовых средств, все большее значение приобретает инвестиционная деятельность как фактор его дальнейшего развития.
Учитывая постоянно растущие потребности малого промышленного предприятия в ресурсах для развития и исключительной важности их наличия или доступности во внешней среде, нужно проводить оценку динамики изменений во внешней среде и ее благоприятности путем оценивания доступности ресурсов.
При выборе стратегии необходима оценка внутренней среды предприятия. Для малого промышленного предприятия это — оценка внутренних элементов организации, развитие которых формирует ее потенциал и конкурентоспособность. Эта оценка должна рассматриваться как характеристика развития бизнес-фундамента данного субъекта.
Главный показатель высокой степени развития компетенций в области организационного развития малого промышленного предприятия — это формирование его структуры, позволяющей максимально использовать возможности и сильные стороны ее внутренних ресурсов и выстраивать эффективные и рациональные отношения с внешней средой. При анализе существующей структуры управления малым инновационным предприятием помимо известных параметров оцениваются также перспективы организации научно-исследовательского центра и создания собственной патентно-лицензионной службы, наличие группы стратегического развития и т. п.
На начальном этапе развития малого предприятия необходимы сильные движущие силы и высокий уровень инициативности делу со стороны всего персонала малого предприятия. Также необходимо оценить лидерские качества руководителя малого предприятия и его способность донести свою идею в отношении инвестиционно-инновационной стратегии до персонала.
Между тем главной проблемой остается слабая способность привлечения инвестиций сферы малого предпринимательства. Она выражается, прежде всего, в отсутствии на многих субъектах малого предпринимательства достаточного количества предложений в виде эффективных инвестиционных проектов для вложения капитала.
Реализацию инвестиционной деятельности малого промышленного предприятия по блокам влияния на процессы развития его экономики можно представить следующим образом [2]:
– создание имиджа объекта инвестирования;
– привлечение прямых инвестиций;
– создание экономических стимулов и гарантий для привлечения инвестиций.
Реализация комплекса мер по данным блокам позволяет повышать уровень развития малых промышленных предприятий и достигать позитивных социально-экономических и финансовых результатов инвестиционной деятельности этих субъектов хозяйствования.
Основными направлениями влияния инвестиционной деятельности малых промышленных предприятий на стратегическое развитие малого бизнеса в целом являются проблемы их развития; определение целевых установок инвестиционной деятельности; выбор организационно-экономических форм и методов активизации инвестиционной деятельности для повышения экономического потенциала в сфере малого бизнеса.
Инвестиционная деятельность тесно связана с объектами инвестиционной деятельности, которыми являются вновь создаваемые или модернизируемые основные фонды, оборотные средства в отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, включая имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
В свою очередь, эффективность инвестиционной деятельности малого промышленного предприятия определяется степенью улучшения экономики в сфере малого предпринимательства в более благоприятную сторону, что в свою очередь прямым образом влияет на дальнейшее совершенствование инвестиционного процесса.
Необходимо отметить, что основной целью инвестиционно-инновационного развития является выпуск конкурентоспособной продукции. Для увеличения объемов спроса на реализуемую конкурентоспособную продукцию стратегия должна базироваться на четырех составляющих: производство, инвестиции, модернизация производства, развитие и расширение научно-технического потенциала.
Стратегическая инвестиционно-инновационная деятельность предприятия предполагает формирование последовательных, проникающих друг в друга пяти основных факторов: оценка финансового и производственного состояния малого предприятия; отбор инновационных проектов; планирование параметров инновационного мониторинга и прогнозирование внедрения инновационных проектов; анализ текущей и перспективной инновационной деятельности; стратегическая ориентация. Проведенный мониторинг предоставит возможность учитывать конъюнктуру рынка, влияние инфляции на внутреннюю и внешнюю среду.
Для повышения эффективности инвестиционной деятельности малых предприятий целесообразно использовать стратегический подход, позволяющий значительно усилить инвестиционную привлекательность данных субъектов малого предпринимательства в рамках ряда показателей.
В целом стратегический подход к развитию малых промышленных предприятий должен быть направлен на решение следующих ключевых проблем:
– эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого бизнеса на базе существенного увеличения производительности труда;
– эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
– преодоление ограничений сбыта продукции, а также работ, услуг, присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода малых предприятий на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
– повышение конкурентоспособности малых промышленных предприятий прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, а также за счет облегчения доступа к новейшим технологиям;
– структурирование и формирование независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.
Таким образом, решение вышеперечисленных проблем обеспечит высокий уровень развития малых промышленных предприятий.
Литература:
- Каримов И. А. «Мировой финансово-экономический кризис. Пути и меры его преодолению в условиях Узбекистана».- Т.: «Узбекистан» — 2009г.
- Дворкович А. В. и др. Экономическая стратегия и инвестиционный климат. — М.: 2000г., с. 61.