Таксономия механизма стратегического управления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Текиев, М. В. Таксономия механизма стратегического управления / М. В. Текиев, И. А. Болиева, С. В. Панкратов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11830/ (дата обращения: 15.11.2024).



Под стратегическим менеджментом понимается особый тип управления организацией, суть которого И. Ансофф определил как «взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь».

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных долгосрочных целей и задач [1].

Можно предложить следующую таксономию механизма стратегического управления (таксономия — это наука о классификации объектов, явлений). Она позволяет упорядочить представление о механизме управления и понимание связей между его элементами. Модель механизма стратегического управления представлена на рис.1.

Рис. 1. Модель механизма стратегического управления

Размерность модели: 7 х 5 х 6 = 210

Каждая клетка в модели имеет определенный смысл.

Так, клетка 1.3.-2.3. (заштрихована) — означает модель процесса разработки стратегических планов производства продукции; клетка 1.1.-2.2. — модель процесса целеполагания в сфере маркетинга.

Это представление процесса стратегического управления на плоскости. Для объемного представления механизма стратегического управления дополним его третьей характеристикой — элементами. Получим геометрическую фигуру — четырехгранник. Тогда фигура 1.3.-2.3.-3.1. будет означать модель информационной системы процесса разработки стратегических планов производства продукции. В целом же модель будет включать все виды работ, которые необходимо системно выполнять в ходе разработки и осуществления стратегии предприятия.

Совершенствование управления должно быть направлено на то, чтобы поставлять на внутренний и внешний рынок качественные и конкурентные, пользующиеся спросом товары и услуги. А это невозможно без внедрения стратегического управления, при этом не отдельных его элементов, а системы механизмов. Для реализации общей экономической цели предприятия система стратегического управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния организации с внешней средой, т. е. ее адаптации к внешним изменениям, и, следовательно, должна иметь адаптивные механизмы.

Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на адаптивных системах, присущих живой природе и технике.

Существуют три типа подобных механизмов:

  1. Механизмы с пассивной адаптацией к внешней среде. Они решают задачу функционирования системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде и направлены на выбор наиболее благоприятных условий деятельности организации из тех, что уже имеются в сложившейся `нише` внешней среды. Существенное изменение условий в рамках выбранной `ниши` приводит к качественной внутренней перестройке производственно-хозяйственной системы организации. Эти механизмы характерны для таких систем управления, как системы реактивной адаптации, бюджетно-финансового контроля, долгосрочного планирования, стратегического планирования
  2. Механизмы с активной адаптацией. В их основе лежит непосредственная адаптация Они направлены на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые `ниши`. Адаптивная реакция организации на изменения во внешней среде по большей части проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. Внимание уделяется построению систем прогнозирования состояния среды и разработке ответных внутренних мероприятий. Механизмы с активной адаптацией подходят к типам управления, которые И. Ансофф определил как системы управления путем выбора стратегической позиции, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, а также управления в условиях стратегических неожиданностей
  3. Механизмы, направленные на формирование внешней среды. Они используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В их основе лежит предварительная адаптация. Основным направлением использования этих механизмов является формирование элементов среды, обеспечивающих набор внешних параметров, оптимальных для функционирования организации. Стратегические решения при этом принимаются на основе интуитивных предложений о состоянии внешней среды и `коллективной логики`. Механизмы, направленные на формирование внешней среды, применимы для систем управления на основе коллективной стратегии, инновационного управления и др.

Итак, по своей сути адаптивные механизмы представляют собой совокупности определенных действий (или бездействий) организации, основанные на информации, полученной в результате стратегического анализа с помощью методов SWOT и PEST. Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия организации с внешней средой [3].

Таким образом, все предложенные механизмы должны быть включены в единую систему стратегического управления как элементы общей системы управления.

Литература:

  1. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. Учебник. М. А. Чернышев и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 506 с.
  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание. — СПб. Питер, 2009.
  3. Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, стратегическое управление, механизм, система управления, PEST, SWOT, активная адаптация, модель механизма, производство продукции, функционирование организации.