Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское»
Автор: Ермакова Ирина Александровна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 05.03.2017
Статья просмотрена: 1453 раза
Библиографическое описание:
Ермакова, И. А. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» / И. А. Ермакова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12034/ (дата обращения: 20.12.2024).
В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, STEP (PEST)-анализ, молочный подкомплекс АПК
Смысл конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса предприятия, экономического выживания и некой борьбы «всех против всех». Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями для обеспечения благоприятных возможностей производства и сбыта продукции, удовлетворения различных потребностей потребителей [1, с. 144].
Относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326].
Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. Конкурентоспособность можно выявить только при помощи методов сравнения между собой этих предприятий, как в пределах рынка страны, так и в масштабах мирового рынка.
В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Они зависят от эффективности использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей [1, с. 145].
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, условно можно разделить на 2 группы:
К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, относятся: потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля; уровень технического обслуживании в постпроизводственный период; сервисного, гарантийного обслуживания. То есть к внутренним факторам относятся потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.
К внешним факторам относятся: меры государственного воздействия, как экономического характера — амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, система государственного страхования; участие в международном разделении труда, так и административного характера — разработка, совершенствование и реализация законодательных актов; государственная система стандартизации и сертификации продукции; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований и стандартов; правовая защита интересов потребителя. То есть все то, что определяет внешние правила деятельности субъекта хозяйствования на региональном или мировом рынке.
Представленные факторы тесно связаны между собой. И оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия, в частности на его конкурентоспособность [1, с. 150].
Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.
Для определения значения оценки конкурентоспособности предприятия необходимо обозначить среду, т. е. рынок, на котором оно действует, и выявить приоритетные направления развития предприятия. STEP-анализ (также обозначается, как PEST-анализ) позволяет выделить социальные, технологические, экономические и политические факторы, которые способствуют, либо препятствуют развитию бизнеса.
Применим STEP–анализ для оценки конкурентоспособности ООО «Суксунское».
ООО «Суксунское» образовалось в сентябре 2009 года путем реорганизации СХПК «Суксунский». ООО «Суксунское» расположено с северо-западной части Суксунского района недалеко от поселка Суксун.
Предприятие производит и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет работы и услуги. Целью деятельности ООО «Суксунское» является получение прибыли от производства сельскохозяйственной продукции. Миссия предприятия заключается в удовлетворении потребностей покупателей в молочной продукции.
Проведем сравнительный анализ по объему производства молока и молочной продукции Пермского края за 2011–2016 гг. (рис. 1) [4].
Рис. 1. Объем производства молока и молочной продукции за 2011–2016 гг. в Пермском крае
В настоящее время рынок молочной продукции представлен следующими предприятиями-производителями: ООО «Маслозавод Нытвенский» (26,74 %), ОАО «Кунгурский молочный комбинат» (13,16 %), ЗАО «Вемол» (16,06 %), ООО «Ашатли» (5,13 %), Филиал «Молочный комбинат «Пермский» ОАО компании «Юнимилк — Данон» (36,74 %), ООО «Суксунское» (0,5 %) — это связано с небольшими объемами производства. На рисунке 2 представлены доли рынка, занимаемые данными предприятиями [3].
Рис. 2. Доли рынка, занимаемые производителями молочной продукции
Дадим оценку конкурентоспособности ООО «Суксунское» на основе проведения STEP-анализа (таблица 1).
Таблица 1
STEP-анализ для предприятия ООО «Суксунское»
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Экономические факторы |
− Торговая политика. − Затраты на сырье предприятия. − Экономический рост. − Уровень инфляции. |
Колебание закупочных цен на молоко. Прогнозирование увеличения спроса на продукцию, в том числе и на молочную. Повышение цен на продукцию из-за увеличения себестоимости. Достижение соглашения между местной администрацией, производителями продуктов питания первой необходимости и представителями ведущих предприятий торговли областного центра в области ценообразования. |
Социальные факторы |
− Снижение реальных доходов населения. |
Изменение структуры «моделей покупки», т. е. смещение спроса в сторону совершения покупок товаров по более низкой цене, в ущерб вопросам качества. |
Технологические факторы |
− НТП в сфере производства. |
Появление нового оборудования, новой технологии производства, обработки. Совершенствование технологии обработки, например, усиленная пастеризация и ультрапастеризация, позволит увеличить сроки хранения молочной продукции. Совершенствование холодильного оборудования повысит качество продукции. |
Таким образом, все факторы — экономические, социальные, технологические — взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы, в свою очередь, отражают реальную ситуацию спроса на молочную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.
Итак, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия.
Литература:
- Белкин В. Н. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, Л. Б. Владыкина // Экономика региона. — 2015. — № 1. — С. 144–155.
- Демин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Демин // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 325–329.
- Пермьстат. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://permstat.gks.ru/.
- Сельское хозяйство Пермского края. Аналитическая статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ab-centre.ru/.
- Черникова С. А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем рекструктуризации учетных систем / С. А. Черникова // Известия Уральского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 97–102.
Ключевые слова
конкурентоспособность, конкуренция, конкурентные преимущества, STEP (PEST) -анализ, молочный подкомплекс АПК, STEP (PEST)-анализПохожие статьи
Развитие бизнес-процессов предприятия в условиях Амурской области на современном этапе (на примере ООО «АСК» г. Благовещенска)
В статье автор исследует основные бизнес-процессы предприятия ООО «АСК» г. Благовещенска. Проанализированы финансовые показатели деятельности и дана оценка эффективности бизнес-процессов.
Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»
В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...
Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования»
В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ). Систематизированы показатели, характеризующие работу 67 морских портов РФ, использованы модель ССR и алгоритм...
Основные направления модернизации производства в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» (Пермский муниципальный район Пермского края)
Модернизация оборудования является важным аспектом деятельности любого предприятия. В статье проведены основные направления модернизации молочного производства. В качестве методов использованы: анализ экономической и статистической информации, экспер...
Оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч» Ивановского района Амурской области
В статье авторами произведена комплексная оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч».
Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке
В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...
Влияние конкуренции на развитие экономики производственного предприятия (на материалах ЗАО АИС «Фермароста»)
В статье рассматривается влияние конкуренции на развитие экономики производственного предприятия, на примере ЗАО АИС «ФермаРоста». Дано описание предприятия, его структуры и развития за последние годы. Представлены результаты влияния конкуренции на п...
Пути повышения эффективности производства молочной продукции в ООО «Суксунское»
В данной статье рассматриваются теоретические основы повышения эффективности производства в молочной отрасли ООО «Суксунское», раскрываются основные проблемы и пути повышения эффективности работы предприятия, также в статье представлена информация об...
Анализ эффективности производства молока в ООО «Заполье»
В статье дается трактовка понятия «эффективность» разных авторов. Раскрыты основные факторы, влияющие на эффективность молочного скотоводства. Представлен анализ эффективности молочного скотоводства в ООО «Заполье». Предлагаются направления действий,...
Перспективное развитие предприятия (на примере ООО ПКФ «Благодать»)
В данной статье разработаны основные направления перспективного развития предприятия ООО ПКФ «Благодать». Актуальность темы исследования заключается в том, что разработка и планирование перспектив развития предприятия представляет собой положительную...
Похожие статьи
Развитие бизнес-процессов предприятия в условиях Амурской области на современном этапе (на примере ООО «АСК» г. Благовещенска)
В статье автор исследует основные бизнес-процессы предприятия ООО «АСК» г. Благовещенска. Проанализированы финансовые показатели деятельности и дана оценка эффективности бизнес-процессов.
Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»
В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...
Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования»
В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ). Систематизированы показатели, характеризующие работу 67 морских портов РФ, использованы модель ССR и алгоритм...
Основные направления модернизации производства в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» (Пермский муниципальный район Пермского края)
Модернизация оборудования является важным аспектом деятельности любого предприятия. В статье проведены основные направления модернизации молочного производства. В качестве методов использованы: анализ экономической и статистической информации, экспер...
Оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч» Ивановского района Амурской области
В статье авторами произведена комплексная оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч».
Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке
В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...
Влияние конкуренции на развитие экономики производственного предприятия (на материалах ЗАО АИС «Фермароста»)
В статье рассматривается влияние конкуренции на развитие экономики производственного предприятия, на примере ЗАО АИС «ФермаРоста». Дано описание предприятия, его структуры и развития за последние годы. Представлены результаты влияния конкуренции на п...
Пути повышения эффективности производства молочной продукции в ООО «Суксунское»
В данной статье рассматриваются теоретические основы повышения эффективности производства в молочной отрасли ООО «Суксунское», раскрываются основные проблемы и пути повышения эффективности работы предприятия, также в статье представлена информация об...
Анализ эффективности производства молока в ООО «Заполье»
В статье дается трактовка понятия «эффективность» разных авторов. Раскрыты основные факторы, влияющие на эффективность молочного скотоводства. Представлен анализ эффективности молочного скотоводства в ООО «Заполье». Предлагаются направления действий,...
Перспективное развитие предприятия (на примере ООО ПКФ «Благодать»)
В данной статье разработаны основные направления перспективного развития предприятия ООО ПКФ «Благодать». Актуальность темы исследования заключается в том, что разработка и планирование перспектив развития предприятия представляет собой положительную...