Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы
Автор: Шепелев Данил Романович
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 26.03.2017
Статья просмотрена: 6897 раз
Библиографическое описание:
Шепелев, Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы / Д. Р. Шепелев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ
В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль, а также анализ финансового состояния государственных организаций.
В условиях текущей экономической ситуации появилось множество проблем, которые привели к снижению и качеству государственного финансового контроля. Так, в настоящее время в России функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, которые слабо взаимодействуют между собой [5]. Действия контролирующих органов не имеют единого ритма и четкой координации, что приводит к отсутствию общей цели — сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства [3].
Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом [4].
В таблице 1 представлен анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ.
Таблица 1
Основные показатели деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015гг. [10].
Показатель |
2015 |
2014 |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий из них: контрольных мероприятий экспертно-аналитических мероприятий |
322 244 78 |
445 345 96 |
Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями/количество юридических лиц |
2594 |
2483 |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, обращениям и запросам из них на основании: постановлений и поручений Совета Федерации, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов Совета Федерации постановлений и поручений Государственной Думы, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы |
93 24 50 |
114 22 29 |
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), млрд. рублей/количество |
516,5/3445 |
524,5/2587 |
Обеспечен возврат средств в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства, млн. рублей |
10317,0 |
1034,7 |
из них: в ходе проведения контрольных мероприятий по завершении контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения представлений Счетной палаты |
29,8 10287,2 |
468,6 566,1 |
Количество участников бюджетного процесса, в отношении которых Минфином России применены меры бюджетного принуждения на основании уведомлений Счетной палаты сокращены лимиты бюджетных обязательств, по результатам рассмотрения уведомлений Счетной палаты о применении мер бюджетного принуждения, млн. рублей |
22 1093,4 |
25 213,2 |
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты |
65 |
65 |
Количество заключений, подготовленных по результатам проведения экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов |
699 |
559 |
Всего следственными органами возбуждено уголовных дел по материалам контрольной деятельности Счетной палаты |
40 |
24 |
Штатная численность сотрудников Счетной палаты в том числе: |
1232 |
1263 |
По итогам 2015 года Счетная палата проверила более 2 тысяч объектов во всех субъектах РФ. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала Совет Федерации и Государственную Думу РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. При этом особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства [2].
В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах многих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, среди них:
– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;
– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в целях международного сотрудничества;
– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;
– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;
– анализ реализации в 2014–2016 годах Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
Следует отметить, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2015 году составила 516,5 млрд. рублей (524,5 млрд. рублей в 2014 году). В 2015 году Счетной палатой обеспечен возврат в федеральный бюджет более 10 млрд. рублей (в 2014 году — 977 млн. рублей).
При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата принимает различные меры, которые направлены на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы не только государственных структур, но и иных участников бюджетного процесса [6].
Итоги деятельности Счетной палаты в 2014–2015 годах свидетельствуют о том, что ее работа по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств и подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков эффективна. Это означает, что сегодня Счетная палата РФ стала важнейшим инструментом осуществления аудита обществом своего государства.
Роль государственного финансового контроля в современных непростых экономических условиях трудно переоценить. Поэтому важное значение приобретает необходимость его совершенствования. Рассмотрим основные направления, по которым должна осуществляться трансформация государственного финансового контроля [1].
Во-первых, необходимо составить единую концепцию государственного финансового контроля в России, определяющая систему органов, которая будет осуществлять финансовый контроль, и устанавливающая четкие единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в России. В связи с этим важно разработать научные и методические основы для оценки деятельности органов государственного финансового контроля.
Во-вторых, важным аспектом совершенствования государственного финансового контроля в РФ может стать разработка национальных российских стандартов ГФК. Данные стандарты должны базироваться на конкретном описании отчетных рабочих документов, куда также будет включаться перечень всех нарушений и отклонений от действующих нормативных актов [9]. Там должны предлагаться все возможные решения, которые принимает контролер по итогам проверки. Всё это позволит установить единые нормы и правила осуществления контроля.
Стандарты должны быть разработаны по отдельности для каждого контрольного органа, который осуществляет какой-либо вид контроля и который функционирует в определенном регионе. Разработанными стандартами должны быть определены вопросы, подлежащие обязательной проверке. К примеру, для проведения ревизии компании (любой формы собственности), работающая с государственными бюджетными средствами, обязательный анализ должен проводиться по следующем показателям:
– Структура капитала компании;
– Бизнес-планирование в компании;
– Анализ финансовых результатов деятельности компании за последние три-четыре года;
– Размер привлечения внешних финансовых ресурсов;
– Объем капитала компании, вложенный в основные средства;
– Анализ системы бюджетирования;
– Статистика использования оборотных средств компании;
– Анализ безналичных расчетов и кассовых операций.
Данные показатели должны отвечать определенным параметрам, которые предметно будут расписываться стандартом. Разработка национальной системы стандартов государственного финансового контроля приведете к повышению качества контроля и разграничению прав и обязанностей контролирующих органов.
В настоящее время в России отсутствует орган, обладающий статусом высшего контрольного органа. В связи с этим необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, при этом важно, чтобы законом был закреплен их приоритет в вопросах методологии финансового контроля [8].
Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного финансового контроля необходима при разработке законодательных и нормативных актов для того, чтобы определить структуру и состав контролирующих органов, а также чтобы разработать задачи и функции органов финансового контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня органы государственной власти Российской Федерации должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т. к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.
Литература:
- Григорьев, Е. К. Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования / Е. К. Григорьев. — М.: Лаборатория книги, 2013. — 118 с.
- Туманян Ю. Р. Экономические основы НТП в аспекте теории интересов / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003.№ S12. С. 56–64.
- Туманян Ю. Р. Проблемы перехода российской экономики к инновационной модели развития / В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития современной России материалы V Международной очной научно-практической конференции. Ответственный редактор — Р. Р. Мукучян. 2015. С. 152–157.
- Туманян Ю. Р. Экономические отношения в эпоху иновационой экономики / Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2012. № 2 (22). С. 6–11.
- Криворотова Н. Ф. Роль совместных предприятий в повышении инвестиционной привлекательности отечественной экономики / В сборнике: Академическая наука — проблемы и достижения Материалы X международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Научно-издательский центр «Академический». 2016. С. 180–182.
- Криворотова Н. Ф. Формы и инструменты внешнего воздействия на экономику как составляющие механизма государственного регулирования экспорта / В сборнике: Современные проблемы развития национальной экономики Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 80–84.
- Криворотова Н. Ф. Региональный аспект функционирования механизма привлечения иностранных инвестиций / Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 32–2. С. 110–114.
- Криворотова Н. Ф. Мировая экономика / Курс лекций для направлений подготовки бакалавриата 080100.62 «Экономика» / Ставрополь, 2015.
- Криворотова Н. Ф. Микроэкономика Учебное пособие (практикум) / Ставрополь, 2014.
- Счетная палата РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/ (Дата обращения: 04.03.2017).
Ключевые слова
бюджет, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, Счетная палата РФ, финансовая политикаПохожие статьи
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.
Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации
В статье авторами рассматриваются основные проблемы государственного финансового контроля, сформировавшиеся на современном этапе развития финансового права Российской Федерации, а также пути их решения.
Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации
В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...
Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе
Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...
Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля
Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.
Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля
В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...
Особенности правового регулирования финансового контроля
В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...
Антимонопольная политика современной России
В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы ...
Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России
В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.
Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля
Рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации
Похожие статьи
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.
Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации
В статье авторами рассматриваются основные проблемы государственного финансового контроля, сформировавшиеся на современном этапе развития финансового права Российской Федерации, а также пути их решения.
Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации
В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...
Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе
Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...
Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля
Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.
Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля
В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...
Особенности правового регулирования финансового контроля
В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...
Антимонопольная политика современной России
В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы ...
Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России
В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.
Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля
Рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации