Стабилизационная политика государств в контексте глобализации
Авторы: Командоров Владимир Павлович, Миронова Анна Михайловна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 01.04.2017
Статья просмотрена: 598 раз
Библиографическое описание:
Командоров, В. П. Стабилизационная политика государств в контексте глобализации / В. П. Командоров, А. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12186/ (дата обращения: 19.12.2024).
Экономическое развитие стран не является устойчивым вследствие циклических колебаний в экономике и возникновения «шоков», носящих стохастический характер. Глобализация усиливает существующую нестабильность, так как она является процессом всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Этот объективный процесс носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Именно в контексте глобализации новое значение приобретают вопросы стабилизационной политики государств, а именно: какую роль должна играть национальная экономическая политика в регулировании экономической активности? Как возможно противостоять глобальному распространению экономических колебаний при взаимозависимости экономики всех стран? Какие проблемы возникают в процессе глобализации для реализации государством макроэкономической экономической политики?
Академические исследования показывают, что глобализация влияет на экономическую политику страны. Можно отметить противоречивый характер этого влияния: позитивный и негативный. Существуют 2 концепции экономической политики в условиях глобализации.
Согласно первой концепции, экономическая политика различных стран взаимосвязана, ее различные национальные модели ассимилируются и влияние национальной политики государства сокращается. Эта гипотеза основана на модели Хекшера-Олина, теореме Столпера-Самуэльсона, теории межправительственной конкуренции. Была доказана, основанная на утверждениях вышеупомянутых теорий, взаимосвязь между властью групп интересов страны и производственными факторами (движение труда и капитала) [2]. С одной стороны, чем выше эта взаимосвязь, тем сильнее влияние этих факторов на национальную экономическую политику.
Тем не менее, движение труда и капитала между странами усиливает сближение между институтами и проводимой экономической политикой. Глобальный капитализм создается там, где между странами заключено соглашение о свободной торговле, и в этих странах находятся похожие экономические институты [2].
Вторая гипотеза, которая получила название гипотезы расхождения (дивергенции) противоречит описанной выше теории сближения (конвергенции). Ученые, доказывающие ее состоятельность утверждают, что в условиях глобализации не происходит сближения экономической политики стран, в силу различий в институциональных структурах, правовом регулировании и традиций. Все эти факторы предопределяют различные ответы стран перед лицом глобальных вызовов. Согласно этой теории, необходимо создание условий для уникальной национальной стабилизационной политики [3]. Теория расхождения также утверждает, что различия в экономической политике разных государств лишь усиливаются в условиях глобализации.
Однако, все ученые согласны в том, что проводимые стабилизационные меры стран на современном этапе больше похожи друг на друга, чем несколько десятилетий назад. Так, например, происходит сближение процессов либерализации и регулирования в экономиках стран, структурных экономических реформ, создания условий для механизмов саморегулирования рынка и так далее. Ассимиляция стабилизационных политик разных стран часто ассоциируются учеными [4, 5] с растущей мобильностью трудовых ресурсов и капитала, более эффективным использованием финансовых ресурсов, открытостью экономик, неопределенностью предложения. Усиление делового сотрудничества, увеличение специализации на рынке труда и движения товаров и услуг, уменьшение затрат на получение информации позволяют экономическим субъектам быстро реагировать на изменения. Мобильность капитала, а именно задача привлечения инвестиций мотивирует правительства поддерживать низкие уровни инфляции и внешней задолженности, отказаться от действий, которые могут вызвать такие нежелательные последствия, как миграция труда и многие другие. Из-за подобных условий многие методы стабилизационной политики, такие как наращивание предложения, теряют свою эффективность. Экспансионистская политика увеличивает инфляцию и препятствует саморегулированию рынка. Методы, которые регулируют покупательную способность граждан также становятся неэффективны в условиях экономической открытости, так как повышение доходов населения, развитие импорта уменьшают способности претворять в жизнь цели национальной стабилизационной политики.
Однако, многие ученые отмечают противоречивые последствия саморегулирования рынка в условиях глобализации. Существуют дискуссии на тему целесообразности прекращения регулирования рынка [6], пользы структурных реформ, так как эти меры дифференцируют общество и разрушают средний класс путем перераспределения доходов. Эти меры становятся спорными в связи с эффективностью мер самостабилизации рынка в ответе на шоки предложения, увеличением потребления общественных благ в условиях рынка.
Увеличение возможностей адаптации рынка и более быстрое принятие решений экономическими субъектами увеличивают конкурентоспособность экономических субъектов. Реакцией на растущую конкуренцию со стороны других стран становится стремление к проведению международной стабилизационной политики и создание различных форм интеграционных объединений (валютные союзы, коалиции, соглашения и т. д.) Примером этого является создание Европейской Валютной Системы. Единая валюта создает возможности для стран Еврозоны преодолевать растущую конкуренцию других стран более эффективно. Международные соглашения и интеграционные объединения ограничивают способности стран проводить собственную стабилизационную политику. Чем больше экономическая политика координируется на межстрановом уровне, тем слабее становятся импульсы национальной политики.
Современный этап глобализации может быть охарактеризован смешением различных взглядов на вопросы проведения стабилизационной политики. Ученые, анализирующие проблемы глобализации выдвигают две гипотезы: сближения и расхождения экономической политики различных стран. Гипотеза сближения предполагает, что происходит сближение стабилизационных мер различных стран. Одновременно с этим, по их мнению, происходит сокращение роли национальных, уникальных мер в проведении стабилизационной политики. Противоположная гипотеза расхождения утверждает, что с усилением процессов глобализации возрастает и сила национальной стабилизационной политики. Это происходит с одной стороны из-за неудач стран в их попытках сближения друг с другом, а с другой- из-за того, что национальные меры стабилизационной политики по-прежнему являются самыми эффективными. Влияние глобализации на национальную экономическую политику является противоречивым, так как, уменьшая влияние национальной экономической политики, глобализация одновременно дает толчок на создание эффективных институтов, целью создания которых является противостояние растущей конкуренции.
Литература:
- Paliulyte R. Stabilization policy in global economic conditions // Вісник Киiвського нацiонального унiверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економiка. 2012. № 141 С. 30–33.
- Sachs J., Warner A. Economic Reform and the Process of Global Integration // Brookings Papers on Economic Activity, 1995. — Vol. 1. — p. 1–118
- Soskice D. Divergent Production Regimes: Coordinated and Uncoordinated Market Economies in the 1980s and 1990s. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 134 p.
- Glissmann K. O. Globalisierung = Staat ohne Macht?. — Munchen: GRIN Verlag, 2007. — 116 p.
- Schmitz M. Wettbewerb der Regionen in Zeiten der Globalisierung. Munchen: GRIN Verlag, 2008. — 22 p.
- Krugman P. Vorwort zur Neuauflage von Keynes General Theory. — London:Palgrave, 2007. — 36 p.