Концепция А. Фейгенбаума как новая философия в области управления предприятием | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 24.05.2017

Статья просмотрена: 4472 раза

Библиографическое описание:

Гарипова, А. И. Концепция А. Фейгенбаума как новая философия в области управления предприятием / А. И. Гарипова, Д. В. Юдина, А. И. Чернова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12481/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQM), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. Особое внимание обращается на четыре «смертных греха» в подходах к качеству.

Ключевые слова: экономика качества, управление затратами, система управления качеством, производительность, издержки

This article discusses the concept of a comprehensive (total) quality management (TQM), which became in the 60-ies of the new philosophy in the field of enterprise management. Particular attention is drawn to the four «mortal sin» in approaches to quality.

Keywords: Economics of quality, cost control, control system quality, performance, costs.

Арманд В. Фейгенбаум — знаменитый во всем мире американский специалист, автор концепции комплексного управления качеством, академик и бывший президент Американского общества по качеству (ASQ). [1]

Начиная с ранних периодов своей профессиональной карьеры, Арманд Фейгенбаум проявлял колоссальный интерес общественной работе по пропаганде деятельности в области управления качеством. [2]

Во время обучения Арманд Фейгенбаум уже имел огромный практический опыт работы в компании «Дженерал электрик» (General Electric — GE), которую возглавлял его дед. По предложению издательства McGraw — Hill (Нью-Йорк) в 1951 г. Фейгенбаум издал свою первую книгу «Контроль качества: принципы, практика и администрирование», которая в то время приобрела широкую популярность. В 1961 г. вышло второе издание под наименованием «Комплексный контроль качества», переведённое на множество языков. Публикация 1983 г. переведена на русский язык и опубликована в СССР издательством «Экономика» в 1986 г. под наименованием «Контроль качества продукции ". В 1991 г. в Соединенных Штатах Америки вышло 40-е, юбилейное издание. [1]

Тема нашей статьи актуальна, так как А. Фейгенбаума можно считать основоположником системного подхода к управлению качеством и «отцом» системы менеджмента качества, концепцию которого используют по сей день.

По мнению А. Фейгенбаума, высшему руководству компании необходимо отдавать приоритет, в первую очередь, обеспечению качества, что является одной из самых важных задач в управлении. [3]

Под Всеобщим контролем качества А. Фейнгенбаум понимал такую концепцию, которая давала возможность решать вопрос качества продукции и ее стоимости в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьюторов. Кроме того, он считал, что качество — это «образ мышления», которое является важнейшим требованием и должно расцениваться не только при окончательным результате производства изделия, но и учитываться на каждом этапе его создании.

Также необходимо выделить то, что, по мнению А. Фейгенбаума, наступил период переоценки самой концепции эффективности. Если обычно она измеряется количеством выпущенной продукции на единицу затраченных ресурсов, теперь же её необходимо измерять количеством высококачественной, удачно реализуемой на рынке продукции на единицу затраченных совокупных ресурсов — трудовых, материальных и финансовых. Пересчет, произведённый на основе переоценки показал, что действительная эффективность ниже на 30 %. Такой подход приобретает большое распространение как в теории, так и на практике, укореняясь в сознании высших управляющих американских компаний. Вводится понятие «эффективной производительности», в соответствии с которым производительным необходимо считать работу, потраченную на производство только лишь высококачественной продукции. [2]

А. Фейгенбаумом сформулировано четыре «смертных греха», которые необходимо принимать во внимание, для того чтобы старания при осуществлении программ в области качества не оказались безрезультатными. [1]

Рис. 1.

Первый грех заключается в поощрении программ, базирующихся на «провозглашении лозунгов» и на поверхностных изменениях.

Второй грех заключается в том, что выбираются программы, в первую очередь, нацеленные на работников («синие воротнички»), не учитывающие значительной роли инженерных служб («белые воротнички»). [2]

Третий грех — неготовность признать, что постоянного уровня качества не существует (уровень качества обязан постоянно расти).

Четвёртый грех — это заблуждение, касающееся автоматизации, которая не способствует повышению качества. По мнению Арманда Фейгенбаума, существует отличие между попытками построить качество в роботизации и созданием на его основе программ, основанных на человеческом факторе. [4]

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, по мнению Арманда Фейгенбаума, качество необходимо учитывать на всех периодах формирования продукции и уровнях управленческой иерархии компании при осуществлении технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятии, а проблемы могут быть удачно решены только в том случае, если будет сформирована новая организационная структура. [3] Вклад Арманда Фейгенбаума в науку и практику управления качеством нельзя переоценить, а его концепцию бесспорно можно назвать «новой философией» в области управления предприятием.

Литература:

  1. Кузнецова, Н. В. Управление качеством. Учебное пособие / Н. В. Кузнецова — Издательство: Флинта, Москва, 2016. — 362 с.
  2. Минько, Э. В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Э. В. Минько // А. Э. — СПб.: Питер, 2013. — 272 с.
  3. Трутнев, В. В. Организация ресурсосбережения на машиностроительном предприятии//Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2012. — 125 с.
  4. Щурин, К. В. Управление качеством в историко-философском аспекте / / К. В. Щурин, А. Л. Воробьев, Д. А. Косых; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». — Оренбург: Университет, 2013. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): TQM, качество, область управления, ASQ, грех, управление качеством, уровень качества.

Похожие статьи

Инновационная модель управления предприятием как основа повышения конкурентоспособности

В статье рассматривается модель инновационного развития предприятия. Модель представлена набором из ключевых систем управления. К ним относятся: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персо...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь с управлением организацией

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами. Рассматривается процесс взаимного влияния управления организацией и стратегиче...

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Научные подходы к антикризисному управлению предприятием

В статье отражены понятия: антикризисное управление предприятием, рассмотрены характерные особенности антикризисного управления, выделены научные подходы к пониманию сущности антикризисного управления, рассмотрено антикризисное управление как двоякий...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Похожие статьи

Инновационная модель управления предприятием как основа повышения конкурентоспособности

В статье рассматривается модель инновационного развития предприятия. Модель представлена набором из ключевых систем управления. К ним относятся: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персо...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь с управлением организацией

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами. Рассматривается процесс взаимного влияния управления организацией и стратегиче...

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Научные подходы к антикризисному управлению предприятием

В статье отражены понятия: антикризисное управление предприятием, рассмотрены характерные особенности антикризисного управления, выделены научные подходы к пониманию сущности антикризисного управления, рассмотрено антикризисное управление как двоякий...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.