Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Сибирко, И. В. Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог / И. В. Сибирко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12833/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Ключевые слова: отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование

Современный этап развития экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны, как отмечают специалисты [2; 4; 6; 7], определяется уровнем интеллектуального развития общества. Образование служит одним из источников экономического роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и использованию на практике инноваций. Кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами [1; 9].

История железнодорожного образования в России неразрывно связана с развитием железных дорог. С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее. Об этом свидетельствуют время и география создания вузов. Первый вуз, положивший начало специализированной подготовке кадров для железных дорог, железнодорожному образованию в целом, был создан в 1809 г., еще до строительства первой железной дороги в Санкт-Петербурге и длительное время обеспечивал потребности всей страны. Затем по мере развития железных дорог в Европейской части и в первую очередь для кадрового обеспечения строительства Транссиба были созданы вузы в Москве и Омске (первоначально располагался в Томске).

Расширение сети железных дорог потребовало подготовки специалистов для Юга России (Ростов-на-Дону), Дальнего Востока (Хабаровск), а также создания еще одного вуза в Сибири (Новосибирск). Была создана опорная сеть вузов в районах наиболее плотной железнодорожной сети и в районах пролегания евро-азиатской магистрали. Затем шло создание дополнительных вузов, усиливающих эту сеть (Екатеринбург, Самара, Иркутск). Иркутский государственный университет путей сообщения был создан в 1975 г., что завершило продолжавшееся почти 170 лет формирование сети железнодорожных вузов. Параллельно шел процесс создания учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов) и филиалов вузов с программами высшего образования, подчинявшийся тем же потребностям размещении мест обучения в районах пролегания железных дорог, расположения крупных железнодорожных узлов.

Следуя за задачами железнодорожного транспорта, головные вузы поэтапно переходили от решения задач индустриализации — массовой подготовки инженеров, в первую очередь — занятых строительством, эксплуатацией транспортной инфраструктуры и транспортных средств — к решению комплексных задач развития фундаментального инженерного образования, подготовки специалистов в новых сферах техники и технологий (информационных, строительных, связи, экологии, безопасности). При этом вузы существовали в составе МПС, полностью выполняя ведомственное задание по подготовке кадров. С 1978 г. была внедрена система целевого приема.

Ситуация изменилась в 2003 году после создания ОАО «РЖД». Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта. К 2009 году, преследуя цель сохранить качество подготовки технических специалистов со средним образованием, бывшие техникумы вошли в структуру вузов в качестве филиалов, произошел процесс преобразования головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы, обеспечивающие подготовку по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (а также обучение по рабочим профессиям, школьное образование и довузовскую подготовку).

При этом вузы вошли в конкурентную среду, вышли на рынок образовательных услуг, сумев привлечь абитуриентов качеством реализуемых образовательных программ. Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и магистратуры [3; 5; 8]. Исходя из интересов отрасли список направлений подготовки расширился, включив в себя новые востребованные направления (логистика и мультимодальные перевозки, информационные технологии, машиностроение, робототехника и т. д.). Несмотря на структурные преобразования в отрасли, в железнодорожной системе образования сохранились объемы подготовки кадров по базовым специальностям для ОАО «РЖД» по программам специалитета.

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей на базе созданного АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», с которым выстроено тесное взаимодействие государственных университетов путей сообщения.

В целом сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней, обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных молодых специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сеть состоит из 9 университетских комплексов, включающих 70 филиалов, расположенных в 57 из 76 субъектов Российской Федерации, где есть железные дороги, в границах всех 16 железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», а также в Монголии. Все университетские комплексы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования, всех видов высшего образования, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования.

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012–2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне каждой дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения — от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД».

В УЦПК проводится профессиональная подготовка (обучение профессии впервые, получение второй или смежной профессии, переподготовка (например, обучение новому подвижному составу) более, чем по 100 профессиям. Разработка учебных планов и программ по соответствующим профессиям осуществляется на основании квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) авторскими коллективами, сформированными из наиболее подготовленных и авторитетных преподавателей УЦПК, специалистов филиалов и научных работников. Данные программы проходят рецензирование, согласование и утверждаются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим соответствующее направление работы в компании. В УЦПК работает более 1,6 тыс. преподавателей, для которых регулярно организуются курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства.

В связи с увеличением потребности холдинга «РЖД» в проведении профессиональной подготовки рабочих и служащих в УЦПК и для повышения качества их обучения реализуется инвестиционная программа по развитию материально-технической базы учебных центров. Учебно-лабораторная база УЦПК оборудована, в целом, современными средствами обучения. Она состоит из 300 электронных тренажеров, 150 компьютерных классов, около 4,0 тыс. персональных компьютеров с 250 компьютерными программами (обучающие, тестирующие, экзаменационные), 68 учебных площадок и полигонов, 32 мастерских и других ресурсов (макеты, видеофильмы). Учитывая активное поступление на сеть новой техники и технологий, процесс обновления инфраструктуры УЦПК осуществляется постоянно. Для совершенствования системы управления профессиональным обучением рабочих и служащих ОАО «РЖД» создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала.

В заключение, необходимо отметить, что сегодня одной из приоритетных задач системы железнодорожного образования является обеспечение высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического профиля. В этой связи в компании развивается система бизнес-образования, направленная на подготовку специалистов в сфере логистики и управления цепями поставок.

Литература:

  1. Бажуткин, Д. Г. Приоритетные повышения качества услуг: монография. — Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  2. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  3. Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З. М. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–1 (66–1).
  4. Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность понятия «инновационный вуза // и управление. — 2011. — № 5. — С. 135–137.
  5. Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
  6. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Ривчун Т. Е. Высшее заведение — эффективный национальной экономики взгляд): Монография, «РГУТиС». — М., 2010.
  8. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  9. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожное образование, вуз, дорога, железнодорожный транспорт, подготовка специалистов, программа, профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, сфера логистики.

Ключевые слова

бизнес-образование, кадровый потенциал, развитие персонала, , отраслевое образование

Похожие статьи

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической безопасности рос-сийских железных дорог

В статье проанализирован кадровый потенциал как объект системы управления экономической безопасности ОАО «РЖД». Сделан вывод о необходимости повышения конкурентоспособности Компании на рынке труда как основы обеспечения экономиче-ской безопасности Хо...

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Похожие статьи

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической безопасности рос-сийских железных дорог

В статье проанализирован кадровый потенциал как объект системы управления экономической безопасности ОАО «РЖД». Сделан вывод о необходимости повышения конкурентоспособности Компании на рынке труда как основы обеспечения экономиче-ской безопасности Хо...

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.