Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 06.08.2017

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Дупленко, В. И. Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской экономики / В. И. Дупленко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12835/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррупция в России является одной из главных проблем страны наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. Особенно большой вред акты коррупции наносят государству и обществу, будучи совершёнными в государственных органах или органах местного самоуправления. Коррупция в таком случае не только нарушает права граждан, но и ухудшает статус власти в целом [1, с. 76].

Центральное звено коррупции — взяточничество, которое является одним из опаснейших видов должностных преступлений против государственной власти. Взяточничество — обычай брать взятки, караемые законом; систематическое пользование взятками [2, с. 82].

Взятка, в свою очередь, — плата или подарок должностному лицу за совершение каких-нибудь незаконных действий по должности в интересах дающего.

В настоящее время принято считать, что коррупция — преступление, несущее вред обществу и нарушающее права человека и гражданина. Но так считалось не во все времена.

М. Вебер считал, что в том случае, если коррупция усиливает позиции элиты, которая выступает гарантом ускорения общественных изменений, коррупция является приемлемой для общества. Его сторонники считают, что коррупция, выполнив свои экономические (стимулирование инвестирования и предпринимательства за счёт ускорения прохождения бюрократических преград) и политические функции, исчезает.

Сторонники институционального подхода (например, С. Хантингтон) утверждал, что коррупция — единственно возможное средство постепенного создания демократических политических институтов. Тот факт, что индустриализация формирует новые постоянно меняющиеся источники власти и богатства, новые требования к социуму и политике, не позволяют формировать политическую институционализацию [3, с. 40].

В качестве способа выявления коррупционных правонарушений может выступать общественное мнение [4, с. 150]. Во многих европейских странах (например, в Дании), общество пристально следит за деятельность бюрократического аппарата, особенно руководящих постов, и подозрения общественности в совершение акта коррупции может послужить сигналом для правоохранительных органов к проведению проверок.

Способом предупреждения коррупции должно выступать формирование в обществе негативного образа коррупции.

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

В России за 2016 год за совершение коррупционных преступлений были осуждены свыше 13 тыс. человек, по данным Генеральной прокуратуры России.

Всего в истекшем году за совершение коррупционных преступлений осуждено 13 183 человека.

Всего в 2016 году было выявлено более 300 тыс. нарушений коррупционной направленности. По результатам их рассмотрения 72,6 тыс. лиц были наказаны в дисциплинарном порядке, в том числе 383 лица были уволены в связи с утратой доверия. По материалам прокуроров следственные органы возбудили 3,7 тыс. уголовных дел [6, с. 17].

В истекшем году прокурорами инициировано более 360 процедур контроля за расходами чиновников, в суды направлено 29 исков об обращении в казну государства имущества, приобретенного на сокрытые доходы. Общая его стоимость превысила 350 млн руб.

По исполненным решениям суда в доход государства были обращены 12 объектов, стоимость которых составила более 34 млн рублей.

Стоит отметить, что по данным Судебного департамента при Верховном суде, число лиц, которым суды выносят приговоры за коррупцию в России, ежегодно в среднем увеличивается на 1,5 тысяч человек. Если в 2012 году за коррупционные преступления в России было осуждено 6 тысяч человек, в 2013–8,5 тысяч, в 2014 году — 10,7 тыс., в 2015 году — уже 11,5 тыс. человек.

При этом больше всего осуждается за дачу взяток. Если в 2012 году за такие преступления были осуждены 2 тысяч человек, то в 2015 году суды вынесли приговоры в отношении 5,2 тыс. взяткодателей [6, с. 14].

Размер материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, в 2016 году составил 43,8 млрд руб. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупции составляет примерно 10 % от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по России.

Что касается мер по компенсации нанесенного вреда, то за последние полтора года суды удовлетворили гражданские иски прокуроров и потерпевших более чем на 11 миллиардов рублей. Коррупционеры добровольно погасили ущерб на 6,8 миллиарда рублей. Кроме того, у них изъяли деньги и ценности почти на 10 миллиардов рублей и арестовали имущество на 34,6 миллиарда.

В этом году осуждено 9932 лица за совершение коррупционных преступлений, из которых 984 должностных лица правоохранительных органов, то есть около 10 %. За коррупцию осуждены 629 сотрудников органов внутренних дел, 134 сотрудника Федеральной службы судебных приставов, 45 сотрудников наркоконтроля, 38 — Таможенной службы, 18 — Следственного комитета [6, с. 15].

Стоит отметить, что кривая коррупции пошла вверх не из-за ее естественного роста, а как следствие повышенного внимания к проблеме со стороны правоохранительных структур, в частности — Генпрокуратуры. Например, фактов взяточничества было выявлено почти на пять процентов больше, чем годом ранее.

Такое внимание к данному вопросу неслучайно: анализ показал, что доля коррупционных преступлений в общей массе — всего 1,5 процента, но материальный урон от них составляет седьмую часть общего ущерба, причиненного криминалом (по данным за 2016 год).

Сегодня усилия правоохранителей сосредоточены не только на сомнительных доходах чиновников, но и на благосостоянии их ближнего круга. За последние три года прокуроры предъявили более 40 исков на 2,4 миллиарда рублей. Суды удовлетворили 20 из них на общую сумму свыше двух миллиардов рублей. Важно, что эта методика применяется все чаще и из разовых акций превращается в устойчивый механизм.

Примечательно, что в РФ самым распространенным наказанием за коррупцию являются штрафы. Именно к ним приговариваются более половины осужденных коррупционеров. Вторым по частоте является условное лишение свободы. К реальному лишению свободы приговаривается примерно каждый восьмой коррупционер.

Например, в Орле суд удовлетворил исковое заявление прокурора об обращении в доход государства имущества местного депутата, приобретенного на неподтвержденные доходы. У него изъяли помещения хозяйственного назначения стоимостью 28 миллионов рублей, приобретенные в 2013 году, когда официальный доход депутата составлял 5,4 миллиона [7, с. 90].

В минувшем году в поле зрения прокурорских работников находились не только действующие, но и бывшие чиновники. Антикоррупционное законодательство предусматривает еще один способ пресечения коррупционных связей, которым раньше широко пользовались нечестные чиновники.

Несмотря на то, что ежегодно тысячи чиновников и рядовых граждан осуждаются за совершённые акты коррупции, её уровень по-прежнему остаётся высоким.

Таким образом, коррупция является одной из основных проблем современной России, волнующих население. Но примерно 40 % общества смирилось с тем, что коррупция — нормальное явление, которое было, есть и будет. Таким образом, общественное мнение как способ выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в Российской Федерации является малоэффективным как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований [8, с. 74].

Ежегодно за коррупционные преступления к ответственности привлекаются 10–15 тысяч человек. К уголовным наказаниям, в том числе к тюремному заключению, приговариваются как рядовые служащие на местах, так и высокопоставленные чиновники. Часть из них заслуживают общественного порицания, другие же находят поддержку даже после миллионных взяток и хищений. Привлечение к ответственности как способ борьбы с коррупцией является относительно эффективным в России, поскольку темпы расследования коррупционных преступлений весьма низкие, раскрывается лишь малая доля правонарушений [9, с. 151].

Высокий уровень коррупции в России известен и в мировом масштабе. В 2013 году Россия заняла 127 место в рейтинге коррупционной восприимчивости. Демократические способы борьбы с коррупцией как в Дании, либеральные как в Новой Зеландии или авторитарные как в Китайской Народной Республике не гарантируют низкого уровня коррупции. Меры, необходимые для борьбы с коррупцией, для каждой страны сугубо индивидуальны и зависят от таких факторов, как менталитет населения, историческое развитие, культурные ценности и другие.

Литература:

  1. Лысков А. Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4. — С. 75–80.
  2. Астанин В. В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4.- С. 81–83.
  3. Киселев И. А. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации // Следователь. — 2016. — № 2. — С. 37–42.
  4. Дупленко Н. Г., Дрок Т. Е. Влияние экономических санкций на предпринимательскую активность в приграничном регионе на Примере Калининградской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17). — С. 148–151.
  5. Актуальные экономические исследования калининградских вузов: Сборник научных трудов / Союз землячеств приморских регионов; Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт экономики и менеджмента. Казань, 2017. Том Выпуск 1.
  6. Гуреев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. — 2017. — № 1. — С. 11–18.
  7. Егорова Н. О национальном плане противодействия коррупции / Наталья Егорова // Уголовное право. — 2016. — № 6. — С. 88–93.
  8. Дупленко Н. Г. Проблемы оценки потенциала развития предпринимательства в муниципальных образованиях региона // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития экономики Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2014. С. 71–75.
  9. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2015. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, коррупция, преступление, взяток, Дания, коррупционная направленность, лицо были, материальный ущерб, общественное мнение, Российская Федерация.