Влияние секторальных санкций на состояние экономики РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быкова, А. В. Влияние секторальных санкций на состояние экономики РФ / А. В. Быкова, М. С. Соболь. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12911/ (дата обращения: 18.12.2024).



Секторальные санкции представляют собой законодательные ограничения международного уровня, вводимые различными государствами в отношении конкретного государства с целью изменить политическое направление и цели деятельности правительства через экономические, правовые и финансовые ограничения. По продолжительности разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Говоря об актуальности вопроса исследования, можно сказать, что изучение вопроса влияния вводимых секторальных санкций на состояние национальной экономики является одним из важных вопросов, которые касаются многих государств мира, в частности: РФ, Республики Беларусь, Венесуэлы, Кубы, КНДР, Ирана. Например, в результате геополитических решений и неоднозначной ситуации на Украине вокруг банковского, финансового, обрабатывающего и добывающего секторов российской экономики были поставлены значительные ограничения. Общие ограничения международного характера через экономическую сферу общества могут коснуться также и политических, правовых, культурных и социальных вопросов. Решение вопроса влияния санкций позволит подготовить стратегию смягчения воздействия ограничений на сектора национальной экономики.

Санкции международного сообщества против РФ были направлены на снижение возможности рефинансирования экономических и инфраструктурных проектов, разведки и добычи сложных залежей полезных ископаемых, ограничению ввоза технологий и патентования. Относительно аналогичные ограничения коснулись КНДР и Ирана в результате решения вопросах ядерной программы и мирного атома. В соответствии с данными вызовами правительства государств были вынуждено принимать решительные меры в ответ на ограничения со стороны международного сообщества.

Ограничения, вводимые государствами на международном уровне, приводят не только к финансово-экономическим потерям, приводящим к политическим и социальным изменениям, но и к возможности решения данных вызовов, путем приспособления или изменения структуры социально-экономического уклада жизни общества государства. Решения данных вопросов находится в компетенции и интересах совета безопасности каждой страны. Политические инструменты и методы воздействия на решение вопросов устанавливаются уровнями международного права.

Основной целью данной работы можно выделить сформировать систему исследования влияния секторальных санкций на состояние национальной экономики и формирования стратегии будущих управленческих решений.

В соответствии с целью данной работы были установлены следующие задачи:

  1. При помощи определения объекта, предмета и методики проведения анализа и оценки преимуществ, недостатков и результатов секторальных санкций на определенное государство ответить на вопрос: «Как можно исследовать санкции и их влияние?»
  2. Через логику процесса исследования рассмотреть вопрос степени влияния ограничительных мер на экономику государства. Ответить на вопрос «Почему и зачем нужно исследовать санкции?»
  3. Сформулировать выводы и рекомендации относительно возможности решения выявленных проблем, которые основных сфер жизнедеятельности общества в период ограничений и новых возможностей.

В период введения ограничительных мер перед государством появляются определенные трудности и открываются новые горизонты возможностей. Именно поэтому стоит исследовать вопрос влияния секторальных санкций на состояние национальной экономики.

Основным объектом исследования в вопросе применения санкций является национальная экономика. А именно, динамические процессы и статистические результаты взаимодействия экономических и политических институтов в моментах «до», «в момент введения санкций», «после снятия санкций». Это позволит провести комплексный анализ и сопоставлений ситуаций в соответствующие промежутки времени для установления цепочки последовательности шоковых процессов в государстве. Помимо прочего, также это даст возможность построить сценарный анализ будущих состояний вопроса и проблемы.

Направления решения вопросов исследования можно подразделить на уровни структур национальной экономики и добавить к ним влияния локальных сфер жизнедеятельности общества.

Говоря об предмете исследования, можно выделить следующие составляющие:

  1. Статистические социологические и экономические данные.
  2. Результаты всех отчетностей всех уровней бизнеса.
  3. Макро- и микроэкономические показатели.
  4. Оценки уровня спроса и предложения.
  5. Динамику акций на фондовых рынках и рейтинги компаний и государств.
  6. Внешнеэкономическое взаимодействие государства.
  7. Инвестиционную привлекательность государства и регионов.

Привлекательным методом исследования корреляции экономики государства и политических ограничительных мер в виде санкций и ответных санкций будет построение математической и эконометрической моделей состояния национальной экономики. Построение корреляционной зависимости при многофакторном анализе даст возможность установить конкретное влияние каждого фактора в рассматриваемых вариантах и сценариях.

Надежность модели проверяется по соответствующей методике гипотезы и критерию Фишера. Статистический анализ, проводимый путем выявления трендовых взаимосвязей, теоретических средних показателей и доверительного интервала с целью расширить наши возможности при построении моделей в вопросе влияния секторальных санкций на состояние отраслей национальной экономики.

Также, возможно использовать методику юридической оценки деятельности влияния санкций при определении правомерности их введения.

Для определения классификации показателей, получаемых в результате исследования, мы можем использовать следующие определители:

  1. Стандартную классификацию международных рейтинговых агентств, которые применяют методики общей оценки ликвидности бизнеса и возможности экономического роста как отрасли, так и региона, и государства или интеграционного объединения в целом.
  2. В качестве дополнительных параметров классификации вопроса выступают социологические и культурные определители, возникающие в результате изменения потребительских предпочтений и вкусов населения страны, попавшей под санкции.
  3. Правовые инструменты решения и вопросы, позволяющие избежать или уменьшить санкции юридическим путем.
  4. Например, учитывая ограничительные меры, поставленные западными странами в отношении отраслей первичного сектора РФ и Ирана мы можем увидеть взаимосвязь снижения показателей поступления отчислений в бюджет по результатам отчетностей компании, которые в результате окажут влияние на взаимодействующие сектора экономики и на население в целом. Практическая цепочка исследования влияния санкций и создания стратегии на сектора экономики может выглядеть следующим образом на рисунке 1.

Данная цепочка иллюстрирует общие уровни, к которым применим данный процесс исследования.

Рис. 1. Пункты исследований для выявления влияния санкций на национальную экономику

После проведения процесса исследования для каждого из секторов экономики с целью выявления уязвимостей и приоритетных отраслей для введения международных санкций правительство сможет сформировать анализ результатов при помощи введения определенной стратегии для ответных и превентивных мер «против» и «от» санкционного воздействия.

Получив основные модели по результатам анализа SWOT, PEST, эконометрических, математических, финансовых, бухгалтерских и логических показателей следует выработать стратегию, отвечающую на следующие вопросы:

  1. «Каково направление ограничительных санкций в секторах экономики?» (Финансовое, банковское, промышленно-материальное, культурное, ценностное, социальное).
  2. «Нужно ли принимать сразу ответные меры на определенном политическом уровне или стоит сфокусировать на принятии антикризисных решений?» (Аналог решения шахматной партии).
  3. «Какие ущербы прежде всего стоит выявлять с целью смягчения их влияния на жизнь граждан и существования экономической стабильности?»
  4. «Как сформировать целевое применение резервных ресурсов и спрогнозировать период применения санкций для реструктуризации активов и пассивов граждан, компаний, государства?»
  5. «Стоит ли проводить определенные экономические, политические, правовые, социальные, культурные реформы в государстве в результате влияния секторальных санкций?»
  6. «Какие новые возможности и преимущества можно извлечь из кризисного периода, какие отрасли стоит поддержать особенно внимательно?»
  7. «Будет ли принятие антикризисного плана результативным?»
  8. «Какие и в какой последовательности необходимо применить управленческие решения по вопросам регулирования и сглаживания кризиса?»
  9. «Как можно избежать санкций в будущем и при помощи каких решений это может произойти?»

Сформированная и исследованная по данным вопросам стратегия позволит государству решить вопрос задачи определения влияния секторальных санкций на национальную экономику.

Литература:

  1. База данных ЦБ РФ [URL] Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/
  2. Investing.com [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.investing.com
Основные термины (генерируются автоматически): национальная экономика, санкция, влияние, государство, Иран, сектор экономики, PEST, SWOT, международное сообщество, международный уровень.