Влияние секторальных санкций на состояние экономики РФ
Авторы: Быкова Анастасия Викториновна, Соболь Михаил Сергеевич
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 526 раз
Библиографическое описание:
Быкова, А. В. Влияние секторальных санкций на состояние экономики РФ / А. В. Быкова, М. С. Соболь. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12911/ (дата обращения: 18.12.2024).
Секторальные санкции представляют собой законодательные ограничения международного уровня, вводимые различными государствами в отношении конкретного государства с целью изменить политическое направление и цели деятельности правительства через экономические, правовые и финансовые ограничения. По продолжительности разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Говоря об актуальности вопроса исследования, можно сказать, что изучение вопроса влияния вводимых секторальных санкций на состояние национальной экономики является одним из важных вопросов, которые касаются многих государств мира, в частности: РФ, Республики Беларусь, Венесуэлы, Кубы, КНДР, Ирана. Например, в результате геополитических решений и неоднозначной ситуации на Украине вокруг банковского, финансового, обрабатывающего и добывающего секторов российской экономики были поставлены значительные ограничения. Общие ограничения международного характера через экономическую сферу общества могут коснуться также и политических, правовых, культурных и социальных вопросов. Решение вопроса влияния санкций позволит подготовить стратегию смягчения воздействия ограничений на сектора национальной экономики.
Санкции международного сообщества против РФ были направлены на снижение возможности рефинансирования экономических и инфраструктурных проектов, разведки и добычи сложных залежей полезных ископаемых, ограничению ввоза технологий и патентования. Относительно аналогичные ограничения коснулись КНДР и Ирана в результате решения вопросах ядерной программы и мирного атома. В соответствии с данными вызовами правительства государств были вынуждено принимать решительные меры в ответ на ограничения со стороны международного сообщества.
Ограничения, вводимые государствами на международном уровне, приводят не только к финансово-экономическим потерям, приводящим к политическим и социальным изменениям, но и к возможности решения данных вызовов, путем приспособления или изменения структуры социально-экономического уклада жизни общества государства. Решения данных вопросов находится в компетенции и интересах совета безопасности каждой страны. Политические инструменты и методы воздействия на решение вопросов устанавливаются уровнями международного права.
Основной целью данной работы можно выделить сформировать систему исследования влияния секторальных санкций на состояние национальной экономики и формирования стратегии будущих управленческих решений.
В соответствии с целью данной работы были установлены следующие задачи:
- При помощи определения объекта, предмета и методики проведения анализа и оценки преимуществ, недостатков и результатов секторальных санкций на определенное государство ответить на вопрос: «Как можно исследовать санкции и их влияние?»
- Через логику процесса исследования рассмотреть вопрос степени влияния ограничительных мер на экономику государства. Ответить на вопрос «Почему и зачем нужно исследовать санкции?»
- Сформулировать выводы и рекомендации относительно возможности решения выявленных проблем, которые основных сфер жизнедеятельности общества в период ограничений и новых возможностей.
В период введения ограничительных мер перед государством появляются определенные трудности и открываются новые горизонты возможностей. Именно поэтому стоит исследовать вопрос влияния секторальных санкций на состояние национальной экономики.
Основным объектом исследования в вопросе применения санкций является национальная экономика. А именно, динамические процессы и статистические результаты взаимодействия экономических и политических институтов в моментах «до», «в момент введения санкций», «после снятия санкций». Это позволит провести комплексный анализ и сопоставлений ситуаций в соответствующие промежутки времени для установления цепочки последовательности шоковых процессов в государстве. Помимо прочего, также это даст возможность построить сценарный анализ будущих состояний вопроса и проблемы.
Направления решения вопросов исследования можно подразделить на уровни структур национальной экономики и добавить к ним влияния локальных сфер жизнедеятельности общества.
Говоря об предмете исследования, можно выделить следующие составляющие:
- Статистические социологические и экономические данные.
- Результаты всех отчетностей всех уровней бизнеса.
- Макро- и микроэкономические показатели.
- Оценки уровня спроса и предложения.
- Динамику акций на фондовых рынках и рейтинги компаний и государств.
- Внешнеэкономическое взаимодействие государства.
- Инвестиционную привлекательность государства и регионов.
Привлекательным методом исследования корреляции экономики государства и политических ограничительных мер в виде санкций и ответных санкций будет построение математической и эконометрической моделей состояния национальной экономики. Построение корреляционной зависимости при многофакторном анализе даст возможность установить конкретное влияние каждого фактора в рассматриваемых вариантах и сценариях.
Надежность модели проверяется по соответствующей методике гипотезы и критерию Фишера. Статистический анализ, проводимый путем выявления трендовых взаимосвязей, теоретических средних показателей и доверительного интервала с целью расширить наши возможности при построении моделей в вопросе влияния секторальных санкций на состояние отраслей национальной экономики.
Также, возможно использовать методику юридической оценки деятельности влияния санкций при определении правомерности их введения.
Для определения классификации показателей, получаемых в результате исследования, мы можем использовать следующие определители:
- Стандартную классификацию международных рейтинговых агентств, которые применяют методики общей оценки ликвидности бизнеса и возможности экономического роста как отрасли, так и региона, и государства или интеграционного объединения в целом.
- В качестве дополнительных параметров классификации вопроса выступают социологические и культурные определители, возникающие в результате изменения потребительских предпочтений и вкусов населения страны, попавшей под санкции.
- Правовые инструменты решения и вопросы, позволяющие избежать или уменьшить санкции юридическим путем.
- Например, учитывая ограничительные меры, поставленные западными странами в отношении отраслей первичного сектора РФ и Ирана мы можем увидеть взаимосвязь снижения показателей поступления отчислений в бюджет по результатам отчетностей компании, которые в результате окажут влияние на взаимодействующие сектора экономики и на население в целом. Практическая цепочка исследования влияния санкций и создания стратегии на сектора экономики может выглядеть следующим образом на рисунке 1.
Данная цепочка иллюстрирует общие уровни, к которым применим данный процесс исследования.
Рис. 1. Пункты исследований для выявления влияния санкций на национальную экономику
После проведения процесса исследования для каждого из секторов экономики с целью выявления уязвимостей и приоритетных отраслей для введения международных санкций правительство сможет сформировать анализ результатов при помощи введения определенной стратегии для ответных и превентивных мер «против» и «от» санкционного воздействия.
Получив основные модели по результатам анализа SWOT, PEST, эконометрических, математических, финансовых, бухгалтерских и логических показателей следует выработать стратегию, отвечающую на следующие вопросы:
- «Каково направление ограничительных санкций в секторах экономики?» (Финансовое, банковское, промышленно-материальное, культурное, ценностное, социальное).
- «Нужно ли принимать сразу ответные меры на определенном политическом уровне или стоит сфокусировать на принятии антикризисных решений?» (Аналог решения шахматной партии).
- «Какие ущербы прежде всего стоит выявлять с целью смягчения их влияния на жизнь граждан и существования экономической стабильности?»
- «Как сформировать целевое применение резервных ресурсов и спрогнозировать период применения санкций для реструктуризации активов и пассивов граждан, компаний, государства?»
- «Стоит ли проводить определенные экономические, политические, правовые, социальные, культурные реформы в государстве в результате влияния секторальных санкций?»
- «Какие новые возможности и преимущества можно извлечь из кризисного периода, какие отрасли стоит поддержать особенно внимательно?»
- «Будет ли принятие антикризисного плана результативным?»
- «Какие и в какой последовательности необходимо применить управленческие решения по вопросам регулирования и сглаживания кризиса?»
- «Как можно избежать санкций в будущем и при помощи каких решений это может произойти?»
Сформированная и исследованная по данным вопросам стратегия позволит государству решить вопрос задачи определения влияния секторальных санкций на национальную экономику.
Литература:
- База данных ЦБ РФ [URL] Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/
- Investing.com [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.investing.com