Международная сертификация систем качества предприятий и компаний на соответствие требованиям ISO
Авторы: Постнов Владислав Владимирович, Селиверстов Антон Сергеевич, Митрофанов Дмитрий Евгеньевич, Уткин Дмитрий Юрьевич
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
Дата публикации: 27.10.2017
Статья просмотрена: 973 раза
Библиографическое описание:
Постнов, В. В. Международная сертификация систем качества предприятий и компаний на соответствие требованиям ISO / В. В. Постнов, А. С. Селиверстов, Д. Е. Митрофанов, Д. Ю. Уткин. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13152/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья рассказывает нам об основном стандарте управления качеством на предприятии, о особенностях международной сертификации. Проанализировав этапы мероприятий по сертификации деятельности предприятия, мы предоставили читателю список основных действий, которые необходимо сделать для этого.
Ключевые слова: предприятие, организация, ИСО, ISO, анализ, сертификация, соответствие, сертификат, стандарт, 9001, система
Система контроля и сертификации качества на предприятии ИСО (ISO) — это проведение анализа и проверки на степень соответствия мировым стандартам, которые установлены и строго регламентированы Международной Организацией по Стандартизации (International Organization for Standardization).
Первые стандарты по управлению качеством были разработаны в Англии еще в 1970-х годах, а с 80-х годов свою деятельность по созданию международного свода стандартов начала ISO. [2]
ИСО — это положение, которое подтверждает эффективность и качество внедренных на предприятие систем. К ним относятся:
- Система менеджмента организации.
- Производственные системы.
- Инфраструктура предприятия.
Основная деятельность International Organization for Standardization направлена на такие области качества:
- Планирование процессов по его достижению.
- Непосредственное управление.
- Дальнейшее обеспечение качества.
- Усовершенствование систем предприятия и достижение наиболее качественного производства.
Сертификация проводится как в рамках обязательных проверок продукции, так на добровольных началах, когда предприятие нацелено на выход на международный рынок.
Далее наиболее подробно разберем основную систему. Менеджмент качества — это управленческая система, которая отвечает за контроль качества на предприятии. Основана на анализе потребительских потребностей, миссии организации, количестве ресурсов для достижения основных целей, необходимых мероприятий для этого. [1]Направлена эта система на развитие общей структуры предприятия, на наладку всех имеющихся на нем процессов и контроль за качеством их выполнения.
Основной результат настройки всех систем менеджмента качества в организации — это получение международного сертификата о соответствии качества стандартам ISO. Он дает много преимуществ в конкурентной борьбе, а именно:
- Показатель качества выпускаемой продукции.
- Сокращение производственных расходов путем внедрения наиболее оптимизированного производства.
- Сертификации систем качества повышает уровень лояльности как потребителя, так и доверия к организации не рынках внутри страны и за ее пределами.
- Преимущество во время получения тендеров и заказов от государства.
Порядок получения сертификата ISO 9001.Для того, чтобы организация прошла сертификацию по стандартам ИСО, необходимо собрать следующие документы:
- Оформить заявку на получение сертификата (нужно предоставить такие данные, как деятельность организации, ее название, адрес, реквизиты ИНН/КПП, данные руководителей).
- Все реквизиты заявителя (то есть компании, которая будет проходить сертификацию).
- Копии ИНН и ОГРН.
Дальше комиссия в составе профильных экспертов и органов местного самоуправления будут изучать данную организацию. После проведенного анализа они вынесут решение о соответствии компании международным стандартам ИСО.
В процессе непосредственной сертификации предприятия выделяют несколько основных этапов, а именно:
- Анализ документации, которая ведется на предприятии, а также заключенных контрактов. На этой стадии необходимо определиться в области, которая будет проходить проверку, а также подобрать нужный перечень информации для планирования деятельности. Производится расчет длительности мероприятий по аудиту. Сразу после этого подписывается договор об оказании услуг по сертификации.
- Первостепенный проверка систем организации.
- Составление отчета и выдача рекомендаций управлению. После этого документация направляется в центральный офис сертификационной организации.
- Принятие решения комиссией о выдачи сертификата. Большее количество органов сертификации принимает решение об том только после полного устранения всех несоответствий еще до заключительного анализа.
- Аудит, нацеленный на выявление исправление имеющихся недочетов в системе качества.
- Заключительный аудит (для подтверждения решения о сертификации организации). [3]
Аудит начинается после заключения контракта. Сначала проводится проверка руководства, и только после этого начинается сертификация самого предприятий.
Стоит отметить, что большое количество организаций выдает ограниченный по времени сертификат соответствия (как правило — это 3 года). По истечении этого времени нужно проводить аудит систем управления качеством повторно, в ходе которого учитывается отчетность с первоначального аудита и время на данное мероприятие сокращается. [6]
Сертификацию системы качества предлагают множество органов по сертификации, как местных, так и международных. Именно по этой причине организация, которая нуждается в данной услуге, должна выбрать наиболее компетентную в определённой ситуации компанию. [7] Главные критерии во время выбора — это наличие опыта в данной сфере, а также опыт по аудиту данного профиля, примерная длительность работ, готовность работы консалтинговыми агентствами для подготовки пакета необходимых документов, а также аккредитация сертифицирующей компании в различных странах. [5]
Далее мы рассмотрим основные особенности международной системы проведения сертификации. Ее прохождение считается обязательным для выхода предприятия на международный рынок, ведь международные сертификаты открывают перед ним большие перспективы в увеличение как товарооборота, так и клиентской базы.
Одно из главных отличий международной системы сертификации от отечественной — это обязательный всесторонний мониторинг всех систем предприятия. Именно поэтому при его проведении анализируются все схемы решений организации:
- Процессы разработки продукции.
- Обновление имеющихся линий производства.
- Последующее обслуживание. [4]
Второе значимое отличие — это срок проведения проверки. Международная сертификации занимает гораздо больше времени. Также срок зависит и от объема данных, подлежащих проверке.
Проведение международной сертификации осуществляется в соответствие со строгим регламентом. Проверки подвергаются товары, возможность их продвижения на рынке, оборудование для производства, процессы производства, технология. Только при полном соответствии бизнес плана и всех процессов в целом, выдается сертификат международного соответствия стандарту ISO.
Несмотря на то, что международная процедура гораздо более сложная, дорогостоящая и длительная, при получении такого сертификата о соответствии стандартам качества организация получает большие возможности в дальнейшем развитие на международном рынке.
Литература:
- ISO. Сертификат соответствия системы менеджмента качества // ПРОГОСТ. URL: http://progost.com/sertifikaciya-tovarov/sertifikat-sootvetstviya-sistemy-menedzhmenta-kachestva/ (дата обращения: 16.10.2017).
- Метрология, стандартизация и сертификация // StudMe. URL: https://studme.org/17111208/tovarovedenie/sertifikatsiya_sistem_kachestva_proizvodstv (дата обращения: 16.10.2017).
- Сертификация систем качества // AllBest. URL: https://revolution.allbest.ru/management/00264385_0.html (дата обращения: 16.10.2017).
- МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ // GOST-RST. URL: https://www.gost-rst.ru/poleznaya-informats/mezhdunarodnaya-sertifikatsiya.html (дата обращения: 16.10.2017).
- Сущность и этапы работ по международной сертификации систем качества предприятий и компаний на соответствие требованиям // quality.eup.ru. URL: http://quality.eup.ru/SERTIFIC/sermssk.htm (дата обращения: 16.10.2017).
- Галина Дехтярь. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебное пособие. — Отдельное издание. — М.: Курс, 2016. — 154 с. (дата обращения: 16.10.2017).
- Пазушкина О. В. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 148 с. (дата обращения: 16.10.2017).
Ключевые слова
анализ, предприятие, сертификация, система, стандарт, организация, соответствие, ИСО, ISO, сертификат, 9001Похожие статьи
Проблема сертификации системы менеджмента качества
В данной статье рассмотрены понятие и сущность сертификации систем менеджмента качества, причины для ее выполнения на предприятии, а также исходные данные, необходимые для предварительной оценки данной системы. Также указаны различные проблемы, котор...
Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества
Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Управление качеством уникальной продукции на малых предприятиях
В статье рассмотрены основные понятия элементов управления качеством, виды нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации, характерные черты единичного производства. А также представлены необходимые условия для изготовления документа...
Сертификация систем качества
В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.
Управление качеством в логистических системах
В этой статье мы разберемся в том, что такое логистика, рассмотрим основную роль контроля качества в логистических системах предприятия. Также мы расскажем об основных принципах и приемах менеджмента качества в логистических системах, о таком стандар...
Содержание документированной процедуры «Управление несоответствующей продукцией» в преддверии ресертификации системы менеджмента организации
Ресертификация система менеджмента организации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2015 обязывает обновлять и актуализировать документацию СМК для результативного и эффективного прохождения как внутреннего, так и внешнего аудита.
Сертификация как способ повышения качества продукции
В этой статье будет разобрана классификация сертификации соответствия качеству, а также основные работы, которые осуществляются в процессе сертификации.
Зарубежные подходы к аудиту и сертификации
Каждая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения проверки всех систем, например, производственных или бухгалтерских. В данной статье мы рассмотрим устройство мероприятий по аудиту в некоторых зарубежных странах, проанализир...
Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства
В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии
Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок. В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.
Похожие статьи
Проблема сертификации системы менеджмента качества
В данной статье рассмотрены понятие и сущность сертификации систем менеджмента качества, причины для ее выполнения на предприятии, а также исходные данные, необходимые для предварительной оценки данной системы. Также указаны различные проблемы, котор...
Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества
Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Управление качеством уникальной продукции на малых предприятиях
В статье рассмотрены основные понятия элементов управления качеством, виды нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации, характерные черты единичного производства. А также представлены необходимые условия для изготовления документа...
Сертификация систем качества
В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.
Управление качеством в логистических системах
В этой статье мы разберемся в том, что такое логистика, рассмотрим основную роль контроля качества в логистических системах предприятия. Также мы расскажем об основных принципах и приемах менеджмента качества в логистических системах, о таком стандар...
Содержание документированной процедуры «Управление несоответствующей продукцией» в преддверии ресертификации системы менеджмента организации
Ресертификация система менеджмента организации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2015 обязывает обновлять и актуализировать документацию СМК для результативного и эффективного прохождения как внутреннего, так и внешнего аудита.
Сертификация как способ повышения качества продукции
В этой статье будет разобрана классификация сертификации соответствия качеству, а также основные работы, которые осуществляются в процессе сертификации.
Зарубежные подходы к аудиту и сертификации
Каждая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения проверки всех систем, например, производственных или бухгалтерских. В данной статье мы рассмотрим устройство мероприятий по аудиту в некоторых зарубежных странах, проанализир...
Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства
В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии
Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок. В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.