Система гибких бюджетов как способ эффективного планирования затрат организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Е. Система гибких бюджетов как способ эффективного планирования затрат организации / Н. Е. Иванова, А. В. Грицай. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13183/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается такое понятие как планирование, занимающее центральное место в управлении затратами организации. Представлена процедура составления гибкого бюджета.

Ключевые слова: планирование, бюджетирование, гибкий бюджет, формула сметы, постоянные расходы, административные накладные расходы

Планирование и контроль результата деятельности организации стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления организацией, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией руководство. В бюджете хозяйствующего субъекта находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа организации. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей.

Планирование затрат можно охарактеризовать как особый процесс принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются потенциальные ресурсы и разрабатываются цели организации на перспективу, а также приоритетность решения задач для их достижения.

Основной формой планирования затрат предприятия является их бюджетирование. Разработка плановых бюджетов осуществляется по организации в целом, в разрезе всех типов его центров ответственности, а также по отдельным видам выпускаемой продукции.

Бюджетирование — это процесс построения и исполнения бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений [1].

В управленческом учете термин «бюджет» приближен к понятию смета (смета доходов и расходов, или план). Составление бюджетов помогает планировать работу на перспективу с целью решения поставленных задач и достижения желаемых результатов. Кроме того, бюджет позволяет систематически контролировать деятельность, направленную на достижение поставленных целей и задач, и следить за потребляемыми нами ресурсами [2].

Гибкий бюджет (смета) является исключительно полезным инструментом контроля затрат. Он ориентирован на целый диапазон объемов производства и носит динамический характер, с помощью формулы соотношения затраты — объем исходя из различных уровней деловой активности можно легко разработать целый ряд смет и планов.

Гибкий бюджет — это план, рассчитанный для фактического уровня производства, но с использованием плановых показателей. В этой трактовке гибкий бюджет используется после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и плановыми показателями.

Поскольку некоторые затраты меняются в зависимости от изменений уровня деятельности, при подготовке отчетов о выполнении сметы для центров затрат необходимо учитывать изменчивость расходов. Если предполагается, что первоначальная смета может корректироваться по фактическому уровню деятельности, это называется составлением гибкой сметы. Зависимости (формулы) составления сметы следует строить для каждой статьи расходов. Когда определены сметные формулы для расчета, составляют гибкие сметы для разных уровней деятельности [3].

В смете указывается зависимость (формула сметы), которая может быть представлена. Например, если постоянные расходы 100 руб., а переменные оцениваются в 1 руб. на единицу выхода продукции, тогда сметная формула будет — 100 руб. постоянных расходов (ПР) + 1 руб./ед. выхода. Пример гибкой сметы в таблице 1.

Таблица 1

Пример гибкой сметы вцелом для промышленных организаций

Статьи затрат

Формула сметы

Уровень производства

Ед.

Ед.

Ед.

Ед.

Основные материалы

7 д.е. на 1 ед.

Заработная плата основных производственных рабочих

3 д.е. на 1 ед.

Переменные накладные расходы

6 д.е. на 1 ед.

Постоянные накладные расходы

100 д.е.

Всего себестоимость

х

Для анализа затрат и соответствующего управления ими необходимо иметь более конкретную информацию, например, о том, какие затраты (по характеру и величине) формируются на стадиях производства и сбыта, в сфере управления и т. д. В связи с этим при втором способе разработки гибких смет не делается попытка сформировать «чистые» статьи, а в основу кладется функциональное назначение затрат. Следует подчеркнуть, что деление затрат на переменные и постоянные сохраняется, и те статьи накладных расходов, которые являются смешанными, то есть включают в себя как постоянную, так и переменную составляющие, определяются на основе полной формулы гибкой сметы. В этом случае гибкая смета для рассматриваемой производственной фирмы будет выглядеть следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Пример расширенной гибкой сметы для промышленных организаций

Статьи затрат

Формула сметы

Уровень производства

Ед.

Ед.

Ед.

Ед.

Основные материалы

7 д.е. на 1 ед.

Заработная плата основных производственных рабочих

3 д.е. на 1 ед.

Производственные накладные расходы

23 д.е. **ПР + 3 д.е. на 1 ед.

Административные накладные расходы

44 д.е. **ПР

Реализационные накладные расходы

33 д.е. **ПР + 2 д.е. на 1 ед.

Всего себестоимость

x

** ПР—постоянные расходы.

Сравнение таблиц 1 и 2 показывает, что постоянные затраты в сумме 100 д.е., представленные в первом случае одной статьей, во втором варианте распределены по трем самостоятельным статьям накладных расходов притом, что только одна из них — «Административные расходы» — включает лишь постоянную составляющую. В свою очередь, гибкая смета, составленная по второму варианту, показывает, какой вклад в формирование переменных накладных расходов на единицу продукции вносят стадии производства и реализации (3 д.е. и 2 д.е. соответственно).

Во вторую гибкую смету входят такие показатели:

1) переменные накладные расходы распределяются на каждую производственную единицу на основе фактического использования производственных мощностей;

2) постоянные накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им;

3) производственные накладные расходы включают в себя все косвенные материальные затраты, косвенные затраты на заработную плату и прочие косвенные затраты, понесенные производством от выписки заказа до его выполнения;

4) административные накладные расходы — это все косвенные материальные затраты, выплаты по заработной плате и расходы, понесенные при руководстве, управлении и администрировании предприятия;

5) реализационные накладные расходы — это все косвенные материальные затраты, расходы на заработную плату и расходы, понесенные при стимулировании продаж и удерживании покупателей.

Очевидно, что в зависимости от уровня составления сметы структура накладных расходов может существенно отличаться, и по мере ее конкретизации из состава статей, являющихся смешанными, могут выделяться постоянные и переменные затраты.

Так, гибкая смета для цеха может иметь следующий вид (таблица 3).

Таблица 3

Пример гибкой сметы для производственного цеха

Показатели

Формула сметы

Уровень производства

Ед.

Ед.

Ед.

Ед.

Основные материалы

7 д.е. на 1 ед.

Заработная плата основных производственных рабочих

3 д.е. на 1 ед.

Вспомогательные материалы

10 д.е. ПР + 11 д.е на 1 ед.

Заработная плата вспомогательных рабочих

6 д.е. ПР + 0,9 д.е. на 1 ед.

Заработная плата администрации и специалистов цеха

8 д.е. ПР

Электроэнергия

1 д.е. на 1 ед.

Освещение и отопление

4 ПР

Амортизация здания и оборудования цеха

1 ПР

Техническое обслуживание и ремонт оборудования

33 ПР + 0,7 д.е. на 1 ед.

Всего накладных расходов

х

Итого затрат цеха

х

Для наглядного представления принимаем, что у организации только один цех, и ее производственные накладные расходы равны сумме накладных расходов, формируемых в этом цехе. Данное упрощение позволяет также рассматривать в качестве показателя объема деятельности количество изделий, поскольку в большинстве случаев для подразделений, не выпускающих конечную (готовую) продукцию, этот показатель неприемлем.

В данной статье было рассмотрено соотношение формулы «затраты — объем производства», тем не менее, нельзя не отметить эффективность использование других баз формирования гибких бюджетов. Можно рассчитывать показатели маржинального запаса прочности и уровень производственного рычага. Использование этих показателей поможет быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Маржинальным запасом прочности называют величину, показывающую превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Таким образом, система гибких смет, составленных по центрам ответственности, обеспечивает информационные возможности анализа, как на стадии принятия управленческих решений, так и при оценке результатов деятельности за прошедший период. Для более точной оценки следует разработать и другие бюджеты, например бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов готовой продукции, бюджет (смета) общепроизводственных расходов, бюджет (смета) управленческих расходов, бюджет (смета) коммерческих расходов.

Литература:

  1. Иванова Н. Е., Грицай А. В. Формирование центров ответственности в специализированных ремонтных организациях // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. –2017. — № 10(58).– С.13–15.
  2. Карпова Т. П. Управленческий учет [Текст]: учебник для вузов / Т. П. Карпова. − М.: ЮНИТИ, 2003. − 350 с.
  3. Овчинникова О. П. Управление затратами предприятия на основе организации центров финансовой ответственности [Текст] // Справочник экономиста. — 2015. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): расход, гибкая смета, заработная плата, гибкий бюджет, накладная, формула сметы, затрата, постоянная, бюджет, уровень производства.

Ключевые слова

бюджетирование, планирование, гибкий бюджет, формула сметы, постоянные расходы, административные накладные расходы

Похожие статьи

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

Особенности составления бюджета строительного проекта

В данной статье рассматривается особенности составления бюджета проекта, алгоритм разработки бюджета проекта в строительной организации, предлагаются наглядные примеры бюджета проекта.

Управление расходами компании для обеспечения качества выпускаемой продукции

Чтобы регулировать затраты, необходимо регулировать процессы, постоянно выискивать источники затрат и запасы увеличения производительности работ. И рассматривая работу организации как комплекс взаимосвязанных действий, она даёт возможность по-другому...

Цели и задачи системы бюджетирования

В статье поставлена задача определить цели и задачи бюджетирования в системе финансового планирования коммерческого предприятия. Автором выявлено, что грамотно выстроенная система бюджетирования — это эффективный инструмент управления финансовыми рес...

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Особенности управления затратами в транспортной компании

В статье предлагаются методические рекомендации по управлению затратами в транспортной компании на основе применения попроцессного и позаказного методов, бюджетирования.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний

В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.

Похожие статьи

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

Особенности составления бюджета строительного проекта

В данной статье рассматривается особенности составления бюджета проекта, алгоритм разработки бюджета проекта в строительной организации, предлагаются наглядные примеры бюджета проекта.

Управление расходами компании для обеспечения качества выпускаемой продукции

Чтобы регулировать затраты, необходимо регулировать процессы, постоянно выискивать источники затрат и запасы увеличения производительности работ. И рассматривая работу организации как комплекс взаимосвязанных действий, она даёт возможность по-другому...

Цели и задачи системы бюджетирования

В статье поставлена задача определить цели и задачи бюджетирования в системе финансового планирования коммерческого предприятия. Автором выявлено, что грамотно выстроенная система бюджетирования — это эффективный инструмент управления финансовыми рес...

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Особенности управления затратами в транспортной компании

В статье предлагаются методические рекомендации по управлению затратами в транспортной компании на основе применения попроцессного и позаказного методов, бюджетирования.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний

В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.