«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России
Автор: Павлов Андрей Николаевич
Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2017
Статья просмотрена: 3483 раза
Библиографическое описание:
Павлов, А. Н. «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России / А. Н. Павлов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13269/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен обзор двух наиболее известных информационных систем, используемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Обозначены их функциональные возможности и особенности, произведено сравнение. Отмечен потенциальный положительный эффект от их внедрения на отрасль в целом.
Ключевые слова: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, информатизация, информационная система
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из ключевых отраслей экономики страны. Несмотря на то, что за последние годы данная сфера претерпела некоторые положительные изменения, многие глобальные проблемы все еще остаются нерешенными. Федеральными и региональными властями предпринимаются соответствующие меры по обновление и развитию инфраструктуры, улучшению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ), обеспечению комфортного проживания граждан, ведется контроль за соблюдением прав граждан, а также контроль за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса.
Вхождение современных технологий в нашу жизнь, появление домашнего и мобильного интернета у большинства российских граждан, а также широкое развитие интернет-ресурсов сделало целесообразным создание открытых информационных систем в сфере ЖКХ. На сегодняшний день наиболее значимыми из них являются: Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) и Реформа ЖКХ. Несмотря на некоторую схожесть указанные ресурсы имеют ряд функциональных различий и призваны решать совершенно разные задачи. Далее рассмотрим каждую из информационных систем подробнее, а также сравним их функциональные возможности и содержание.
Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/) — информационная система, созданная государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это первый информационный ресурс подобного рода, созданный для сферы ЖКХ и внедренный на федеральном уровне. Поскольку сам фонд был организован прежде всего для оказания финансовой поддержки регионам в части касающейся реализации адресных программ капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья и оказания содействия во внедрении современных ресурсосберегающих технологий, то и созданная им информационная система в первую очередь отражает поставленные перед фондом задачи.
Ресурс содержит информацию о реализации регионами государственных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и информацию о ходе выполнения программ капитального ремонта. Кроме того, содержит общую информацию об управляющих организациях (далее — УО) и их рейтинге, сформированном по итогам открытого голосования граждан. Позволяет выдавать данные, с разбивкой по регионам и муниципальным районам, о количестве УО, количестве и общей площади домов, находящихся на заданной территории или в управлении конкретной УО. Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры. В нем содержится информация о проектах, реализованных при содействии фонда в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с отходами (51 масштабных проект в 23 регионах страны). Также имеется раздел с наглядной аналитической информацией о состоянии ЖКХ в регионах. Важным является наличие информации об управлении домом и годовой отчетности УО, в том числе по собранным и потраченным средствам, выполненным видам работ, капитальному ремонту, объемам и стоимости потребленных коммунальных ресурсов, ведению претензионно-исковой работы и т. д. Кроме того, ресурс позволяет размещать технико-экономическую информацию о доме: его площадях, основных конструктивных элементах, инженерных сетях, лифтовом оборудовании и общедомовых приборах учета коммунальных ресурсов.
Таким образом информационная система Реформа ЖКХ обеспечивает не только прозрачность деятельности УО, но и позволят гражданину владеть полной информацией о своем доме. Следует также отметить, что в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, УО обязана раскрывать информацию о деятельности по управлению домами в сети интернет и использование данного ресурса позволяет полностью решить эту задачу [1;2;4;5].
ГИС ЖКХ (http://dom.gosuslugi.ru/) — информационная система, разработанная федеральными властями в рамках поручения Президента Российской Федерации по созданию единого информационного ресурса федерального уровня для владения гражданами информацией об УО и выполненных ею работах в рамках управления домом, стоимости предоставляемых услуг и актуальных тарифах на коммунальные ресурсы.
В соответствии с приказом Минкомсвязи России ресурс был введено в эксплуатацию с 1 июля 2016 года, после чего УО, ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) и органами государственной власти (далее — ОГВ) была проделана огромная работа по наполнению системы информацией. С 1 июля 2017 года у УО и РСО возникла обязанность по раскрытию полной информации о своей деятельности посредствам данного ресурса, а с 1 января 2018 года законодательством предусмотрена административная ответственность за не размещение информации (для городов федерального значения указанная обязанность вступает в силу с 1 июля 2019 года).
По заявлению федеральных властей ГИС ЖКХ создана без использования бюджетных средств, за счет инвестиций, вложенных в проект ФГУП «Почта России», которое является оператором системы и планирует окупить ранее вложенные средства за счет оплаты гражданами ЖКУ через личный кабинет системы.
Как уже было сказано ГИС ЖКХ нацелена не только на обеспечение открытости и прозрачности деятельности УО и РСО, но и на создание комфортных условий взаимодействия УО/РСО — Гражданин — ОГВ, при которых конечному потребителю ЖКУ было бы удобно черпать необходимую информацию, контролировать объем потребленных ресурсов, получать и оплачивать счета, а УО/РСО/ОГВ доводить до гражданина значимую информацию, производить выставление счетов, контролировать ситуацию с возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда. Следует также отметить, что вход в ГИС ЖКХ производится посредствам учетной записи Портала Госуслуги, в отличии от Реформы ЖКХ, где требуется регистрация отдельной учетной записи пользователя.
Поскольку, на момент разработки рассматриваемой системы, Реформа ЖКХ уже функционировала, то ГИС ЖКХ удалось вобрать в себя все лучшие качества, а также дополнить их современными возможностями. Так в ГИС ЖКХ, помимо оплаты счетов за любые виды ЖКУ любого поставщика, появилась возможность подачи показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, возможность непосредственно из личного кабинета направлять обращения в УО/РСО/ОГВ, расширился раздел относящийся к выполнению федеральных и региональных государственных программ в сфере ЖКХ. Появился раздел, предоставляющих гражданину информацию о тарифах, нормативах потребления и льготах на оплату ЖКУ; компенсациях, субсидиях и иных мерах социальной поддержки населения; стандартах стоимости ЖКУ в различных регионах страны и проводимых мероприятиях общественного контроля.
Кроме того, разработчиками был сделан значительный упор на соблюдение законности в сфере ЖКХ. Помимо общепринятой информации об УО появились данные о проведении соответствующими органами проверок в отношении организации, информация о привлечении представителей УО к административной ответственности, информация о штатной численности сотрудников УО, форме юридического лица, а также информация об участии третьих лиц в уставном капитале УО. В системе появилась возможность формирования электронного паспорта на дом, содержащего не только технические характеристики и данные об износе основных конструктивных элементов здания, но и полную развернутую информацию о каждом отдельно взятом жилом и нежилом помещении, а также информацию о земельном участке.
В составе ГИС ЖКХ предусмотрены ряд подсистем:
– Подсистема ведения государственных программ в сфере ЖКХ;
– Подсистема ведения электронных паспортов домов;
– Подсистема ведения сведений о деятельности организаций — поставщиков информации;
– Подсистема планирования и учета предоставленных потребителям работ и услуг;
– Подсистема ведения лицевых счетов и управления обращениями граждан;
– Подсистема инспектирования жилищного фонда [1;3;4;6].
Перечисленный комплекс используемых механизмов призван унифицировать работу организаций жилищно-коммунального комплекса, снизить затраты организаций, повысить качество оказываемых ими услуг гражданам, а также обеспечить контроль и прозрачность расходования собранных с населения средств.
Ниже приведена таблица, позволяющая выявить сходства и различия рассматриваемых информационных ресурсов, проиллюстрировать их функционал.
Таблица 1
Сравнительная характеристика ресурсов
№п/п |
Критерий |
ГИС ЖКХ |
Реформа ЖКХ |
1. |
Наличие статистических и аналитических материалов |
+ |
+ |
2. |
Информация об УО |
+ |
+ |
3. |
Рейтинг УО |
+ |
+ |
4. |
Наличие сведений о лицензировании УО |
+ |
+ |
5. |
Адресный перечень домов, находящихся в управлении УО |
+ |
+ |
6. |
Информация о домах, управление которыми завершено |
- |
+ |
7. |
Сведения о штрафах и взысканиях в отношении УО |
+ |
- |
8. |
Связь с разработчиками, поддержка, справочная информация |
+ |
+ |
9. |
Наличие интерактивной карты местности |
+ |
+ |
10. |
Информация о реализации государственных программ |
+ |
+/- |
11. |
Интеграция с Порталом Госуслуги |
+ |
- |
12. |
Возможность выставления счетов потребителю |
+ |
- |
13. |
Оплаты счетов (в т. ч. по произвольным реквизитам) |
+ |
- |
14. |
Возможность подключения лицевых счетов для оплаты ЖКУ в личном кабинете пользователя (в т. ч. по нескольким объектам недвижимости из разных регионов) |
+ |
- |
15. |
Информация об общих характеристиках здания |
+ |
+ |
16. |
Информация о конструктивных элементах здания |
+ |
+ |
17. |
Информация об инженерных коммуникациях |
+ |
+ |
18. |
Информация о % износа здания в целом и в части п.11, п.12 |
+ |
+ |
19. |
Информация о классе энергоэффективности дома |
+ |
+ |
20. |
Отчеты о выполнении УО работ и оказанию услуг по дому с указанием объемов потраченных средств |
+ |
+ |
21. |
Информация об объемах потребленных ресурсов по дому |
+ |
+ |
22. |
Информация по общедомовым приборам учета ресурсов |
+ |
+ |
23. |
Информация по индивидуальным приборам учета ресурсов |
+ |
- |
24. |
Возможность подачи показаний приборов учета гражданами |
+ |
- |
25. |
Сведения о капитальном ремонте (в т. ч. планируемом) |
+ |
+ |
26. |
Информация о проведении общих собраний проживающих |
+ |
+ |
27. |
Возможность участия в голосовании проживающих посредствам личного кабинета |
+ |
- |
28. |
Информация о земельном участке и элементах благоустройства территории |
+ |
+ |
29. |
Общая информация о площадях здания |
+ |
+ |
30. |
Подробная информация о площадях по каждому помещению |
+ |
- |
Таким образом информационные ресурсы Реформа ЖКХ — первый успешно реализованный глобальный проект и ГИС ЖКХ — еще более масштабный проект в определенном смысле являющийся приемником идей первого, и в настоящее время внедряемый на всей территории России, стали значительным шагом на пути информатизации отрасли. В дальнейшем повсеместное использование ГИС ЖКХ позволит не только упорядочить и систематизировать информацию о жилищном фонде регионов и страны в целом, но и вести мониторинг его состояния, а также принимать своевременные и правильные управленческие решения, основанные на объективных данных.
Литература:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
3. Закон Российской Федерации от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
5. Информационный ресурс «Реформа ЖКХ» URL: http://reformagkh.ru/
6. Информационный ресурс «ГИС ЖКХ» URL: http://dom.gosuslugi.ru/
Ключевые слова
ЖКХ, информационная система, информатизация, жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХПохожие статьи
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа
В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...
Значение применения технологии «Умный дом» для развития жилищно-коммунального хозяйства региона
В статье проведен анализ технологии «Умный дом». Показаны преимущества и специфика этой технологии. В статье рассмотрена история развития технологии, её текущее состояние и перспективы. Также описаны проекты, в которых реализуется технология «Умный д...
Проблемы применения ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве
Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой и система образующей отраслью, за последний год сформировавшей более 5 % внутреннего валового продукта страны. В статье проведен анализ политики энергосбережения в рамках жилищно-коммунальног...
Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве
В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...
Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности
Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...
Умное землепользование
В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...
Клининг: проблемы развития отрасли в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Тулы
В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития рынка клининговых услуг в Тульской области. Описываются критерии выбора клининговых компаний. Особое внимание уделено раскрытию понятия «клининг», являющееся составной частью развития ...
Информационные технологии в цивилистическом процессе
В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...
Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности
Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...
Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития
В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...
Похожие статьи
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа
В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...
Значение применения технологии «Умный дом» для развития жилищно-коммунального хозяйства региона
В статье проведен анализ технологии «Умный дом». Показаны преимущества и специфика этой технологии. В статье рассмотрена история развития технологии, её текущее состояние и перспективы. Также описаны проекты, в которых реализуется технология «Умный д...
Проблемы применения ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве
Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой и система образующей отраслью, за последний год сформировавшей более 5 % внутреннего валового продукта страны. В статье проведен анализ политики энергосбережения в рамках жилищно-коммунальног...
Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве
В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...
Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности
Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...
Умное землепользование
В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...
Клининг: проблемы развития отрасли в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Тулы
В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития рынка клининговых услуг в Тульской области. Описываются критерии выбора клининговых компаний. Особое внимание уделено раскрытию понятия «клининг», являющееся составной частью развития ...
Информационные технологии в цивилистическом процессе
В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...
Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности
Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...
Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития
В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...