«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 10.11.2017

Статья просмотрена: 3483 раза

Библиографическое описание:

Павлов, А. Н. «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России / А. Н. Павлов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13269/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен обзор двух наиболее известных информационных систем, используемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Обозначены их функциональные возможности и особенности, произведено сравнение. Отмечен потенциальный положительный эффект от их внедрения на отрасль в целом.

Ключевые слова: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, информатизация, информационная система

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из ключевых отраслей экономики страны. Несмотря на то, что за последние годы данная сфера претерпела некоторые положительные изменения, многие глобальные проблемы все еще остаются нерешенными. Федеральными и региональными властями предпринимаются соответствующие меры по обновление и развитию инфраструктуры, улучшению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ), обеспечению комфортного проживания граждан, ведется контроль за соблюдением прав граждан, а также контроль за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса.

Вхождение современных технологий в нашу жизнь, появление домашнего и мобильного интернета у большинства российских граждан, а также широкое развитие интернет-ресурсов сделало целесообразным создание открытых информационных систем в сфере ЖКХ. На сегодняшний день наиболее значимыми из них являются: Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) и Реформа ЖКХ. Несмотря на некоторую схожесть указанные ресурсы имеют ряд функциональных различий и призваны решать совершенно разные задачи. Далее рассмотрим каждую из информационных систем подробнее, а также сравним их функциональные возможности и содержание.

Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/) — информационная система, созданная государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это первый информационный ресурс подобного рода, созданный для сферы ЖКХ и внедренный на федеральном уровне. Поскольку сам фонд был организован прежде всего для оказания финансовой поддержки регионам в части касающейся реализации адресных программ капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья и оказания содействия во внедрении современных ресурсосберегающих технологий, то и созданная им информационная система в первую очередь отражает поставленные перед фондом задачи.

Ресурс содержит информацию о реализации регионами государственных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и информацию о ходе выполнения программ капитального ремонта. Кроме того, содержит общую информацию об управляющих организациях (далее — УО) и их рейтинге, сформированном по итогам открытого голосования граждан. Позволяет выдавать данные, с разбивкой по регионам и муниципальным районам, о количестве УО, количестве и общей площади домов, находящихся на заданной территории или в управлении конкретной УО. Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры. В нем содержится информация о проектах, реализованных при содействии фонда в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с отходами (51 масштабных проект в 23 регионах страны). Также имеется раздел с наглядной аналитической информацией о состоянии ЖКХ в регионах. Важным является наличие информации об управлении домом и годовой отчетности УО, в том числе по собранным и потраченным средствам, выполненным видам работ, капитальному ремонту, объемам и стоимости потребленных коммунальных ресурсов, ведению претензионно-исковой работы и т. д. Кроме того, ресурс позволяет размещать технико-экономическую информацию о доме: его площадях, основных конструктивных элементах, инженерных сетях, лифтовом оборудовании и общедомовых приборах учета коммунальных ресурсов.

Таким образом информационная система Реформа ЖКХ обеспечивает не только прозрачность деятельности УО, но и позволят гражданину владеть полной информацией о своем доме. Следует также отметить, что в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, УО обязана раскрывать информацию о деятельности по управлению домами в сети интернет и использование данного ресурса позволяет полностью решить эту задачу [1;2;4;5].

ГИС ЖКХ (http://dom.gosuslugi.ru/) — информационная система, разработанная федеральными властями в рамках поручения Президента Российской Федерации по созданию единого информационного ресурса федерального уровня для владения гражданами информацией об УО и выполненных ею работах в рамках управления домом, стоимости предоставляемых услуг и актуальных тарифах на коммунальные ресурсы.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России ресурс был введено в эксплуатацию с 1 июля 2016 года, после чего УО, ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) и органами государственной власти (далее — ОГВ) была проделана огромная работа по наполнению системы информацией. С 1 июля 2017 года у УО и РСО возникла обязанность по раскрытию полной информации о своей деятельности посредствам данного ресурса, а с 1 января 2018 года законодательством предусмотрена административная ответственность за не размещение информации (для городов федерального значения указанная обязанность вступает в силу с 1 июля 2019 года).

По заявлению федеральных властей ГИС ЖКХ создана без использования бюджетных средств, за счет инвестиций, вложенных в проект ФГУП «Почта России», которое является оператором системы и планирует окупить ранее вложенные средства за счет оплаты гражданами ЖКУ через личный кабинет системы.

Как уже было сказано ГИС ЖКХ нацелена не только на обеспечение открытости и прозрачности деятельности УО и РСО, но и на создание комфортных условий взаимодействия УО/РСО — Гражданин — ОГВ, при которых конечному потребителю ЖКУ было бы удобно черпать необходимую информацию, контролировать объем потребленных ресурсов, получать и оплачивать счета, а УО/РСО/ОГВ доводить до гражданина значимую информацию, производить выставление счетов, контролировать ситуацию с возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда. Следует также отметить, что вход в ГИС ЖКХ производится посредствам учетной записи Портала Госуслуги, в отличии от Реформы ЖКХ, где требуется регистрация отдельной учетной записи пользователя.

Поскольку, на момент разработки рассматриваемой системы, Реформа ЖКХ уже функционировала, то ГИС ЖКХ удалось вобрать в себя все лучшие качества, а также дополнить их современными возможностями. Так в ГИС ЖКХ, помимо оплаты счетов за любые виды ЖКУ любого поставщика, появилась возможность подачи показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, возможность непосредственно из личного кабинета направлять обращения в УО/РСО/ОГВ, расширился раздел относящийся к выполнению федеральных и региональных государственных программ в сфере ЖКХ. Появился раздел, предоставляющих гражданину информацию о тарифах, нормативах потребления и льготах на оплату ЖКУ; компенсациях, субсидиях и иных мерах социальной поддержки населения; стандартах стоимости ЖКУ в различных регионах страны и проводимых мероприятиях общественного контроля.

Кроме того, разработчиками был сделан значительный упор на соблюдение законности в сфере ЖКХ. Помимо общепринятой информации об УО появились данные о проведении соответствующими органами проверок в отношении организации, информация о привлечении представителей УО к административной ответственности, информация о штатной численности сотрудников УО, форме юридического лица, а также информация об участии третьих лиц в уставном капитале УО. В системе появилась возможность формирования электронного паспорта на дом, содержащего не только технические характеристики и данные об износе основных конструктивных элементов здания, но и полную развернутую информацию о каждом отдельно взятом жилом и нежилом помещении, а также информацию о земельном участке.

В составе ГИС ЖКХ предусмотрены ряд подсистем:

– Подсистема ведения государственных программ в сфере ЖКХ;

– Подсистема ведения электронных паспортов домов;

– Подсистема ведения сведений о деятельности организаций — поставщиков информации;

– Подсистема планирования и учета предоставленных потребителям работ и услуг;

– Подсистема ведения лицевых счетов и управления обращениями граждан;

– Подсистема инспектирования жилищного фонда [1;3;4;6].

Перечисленный комплекс используемых механизмов призван унифицировать работу организаций жилищно-коммунального комплекса, снизить затраты организаций, повысить качество оказываемых ими услуг гражданам, а также обеспечить контроль и прозрачность расходования собранных с населения средств.

Ниже приведена таблица, позволяющая выявить сходства и различия рассматриваемых информационных ресурсов, проиллюстрировать их функционал.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ресурсов

п/п

Критерий

ГИС ЖКХ

Реформа ЖКХ

1.

Наличие статистических и аналитических материалов

+

+

2.

Информация об УО

+

+

3.

Рейтинг УО

+

+

4.

Наличие сведений о лицензировании УО

+

+

5.

Адресный перечень домов, находящихся в управлении УО

+

+

6.

Информация о домах, управление которыми завершено

-

+

7.

Сведения о штрафах и взысканиях в отношении УО

+

-

8.

Связь с разработчиками, поддержка, справочная информация

+

+

9.

Наличие интерактивной карты местности

+

+

10.

Информация о реализации государственных программ

+

+/-

11.

Интеграция с Порталом Госуслуги

+

-

12.

Возможность выставления счетов потребителю

+

-

13.

Оплаты счетов (в т. ч. по произвольным реквизитам)

+

-

14.

Возможность подключения лицевых счетов для оплаты ЖКУ в личном кабинете пользователя (в т. ч. по нескольким объектам недвижимости из разных регионов)

+

-

15.

Информация об общих характеристиках здания

+

+

16.

Информация о конструктивных элементах здания

+

+

17.

Информация об инженерных коммуникациях

+

+

18.

Информация о % износа здания в целом и в части п.11, п.12

+

+

19.

Информация о классе энергоэффективности дома

+

+

20.

Отчеты о выполнении УО работ и оказанию услуг по дому с указанием объемов потраченных средств

+

+

21.

Информация об объемах потребленных ресурсов по дому

+

+

22.

Информация по общедомовым приборам учета ресурсов

+

+

23.

Информация по индивидуальным приборам учета ресурсов

+

-

24.

Возможность подачи показаний приборов учета гражданами

+

-

25.

Сведения о капитальном ремонте (в т. ч. планируемом)

+

+

26.

Информация о проведении общих собраний проживающих

+

+

27.

Возможность участия в голосовании проживающих посредствам личного кабинета

+

-

28.

Информация о земельном участке и элементах благоустройства территории

+

+

29.

Общая информация о площадях здания

+

+

30.

Подробная информация о площадях по каждому помещению

+

-

Таким образом информационные ресурсы Реформа ЖКХ — первый успешно реализованный глобальный проект и ГИС ЖКХ — еще более масштабный проект в определенном смысле являющийся приемником идей первого, и в настоящее время внедряемый на всей территории России, стали значительным шагом на пути информатизации отрасли. В дальнейшем повсеместное использование ГИС ЖКХ позволит не только упорядочить и систематизировать информацию о жилищном фонде регионов и страны в целом, но и вести мониторинг его состояния, а также принимать своевременные и правильные управленческие решения, основанные на объективных данных.

Литература:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

3. Закон Российской Федерации от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

5. Информационный ресурс «Реформа ЖКХ» URL: http://reformagkh.ru/

6. Информационный ресурс «ГИС ЖКХ» URL: http://dom.gosuslugi.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): информация, Реформа ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, информационная система, ресурс, сфера ЖКХ, капитальный ремонт, гражданин, Подсистема ведения.

Ключевые слова

ЖКХ, информационная система, информатизация, жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХ

Похожие статьи

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Значение применения технологии «Умный дом» для развития жилищно-коммунального хозяйства региона

В статье проведен анализ технологии «Умный дом». Показаны преимущества и специфика этой технологии. В статье рассмотрена история развития технологии, её текущее состояние и перспективы. Также описаны проекты, в которых реализуется технология «Умный д...

Проблемы применения ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве

Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой и система образующей отраслью, за последний год сформировавшей более 5 % внутреннего валового продукта страны. В статье проведен анализ политики энергосбережения в рамках жилищно-коммунальног...

Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Клининг: проблемы развития отрасли в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Тулы

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития рынка клининговых услуг в Тульской области. Описываются критерии выбора клининговых компаний. Особое внимание уделено раскрытию понятия «клининг», являющееся составной частью развития ...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...

Похожие статьи

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Значение применения технологии «Умный дом» для развития жилищно-коммунального хозяйства региона

В статье проведен анализ технологии «Умный дом». Показаны преимущества и специфика этой технологии. В статье рассмотрена история развития технологии, её текущее состояние и перспективы. Также описаны проекты, в которых реализуется технология «Умный д...

Проблемы применения ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве

Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой и система образующей отраслью, за последний год сформировавшей более 5 % внутреннего валового продукта страны. В статье проведен анализ политики энергосбережения в рамках жилищно-коммунальног...

Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Клининг: проблемы развития отрасли в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Тулы

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития рынка клининговых услуг в Тульской области. Описываются критерии выбора клининговых компаний. Особое внимание уделено раскрытию понятия «клининг», являющееся составной частью развития ...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...