Обзор программных решений реализации принципа открытого бюджета на уровне регионов Российской Федерации
Авторы: Соловей Татьяна Николаевна, Демин Евгений Александрович, Гревцов Кирилл Сергеевич
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 207 раз
Библиографическое описание:
Соловей, Т. Н. Обзор программных решений реализации принципа открытого бюджета на уровне регионов Российской Федерации / Т. Н. Соловей, Е. А. Демин, К. С. Гревцов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 200-205. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13274/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассмотрены примеры разработанных информационных систем открытого бюджета отдельных регионов России, определены их преимущества и недостатки. На основании этих исследований даны рекомендации по созданию информационной системы открытого бюджета Калининградской области.
Ключевые слова: открытый бюджет, информационная система, Интернет, область, пользователь
Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию системы открытого бюджета для Калининградской области с использованием Интернет-технологий на основе анализа существующих информационных систем, реализующих принцип открытого бюджета в отдельных областях Российской Федерации.
Предметом исследования являются разработанные системы Новосибирской, Сахалинской областей и Краснодарского края, реализующие принцип открытого бюджета с использованием глобальной сети. Данный выбор обусловлен тем, что, Новосибирская область и Краснодарский край являются лидерами по автоматизации бюджетных процессов в Российской Федерации, а Сахалинская область — это, как и Калининградская область, является пограничным регионом России.
Прежде всего необходимо определиться с принципом открытого бюджета. Как известно, открытые данные представляют собой информацию, размещенную в сети Интернет, в виде структурированных и систематизированных данных, обеспечивающих свободное и бесплатное использование всеми заинтересованными сторонами. При этом подразумевается, что эти данные автоматически обновляются и редактируются.
Возникает вопрос, для чего необходимо реализовывать принцип открытого бюджета, который позволит получить доступ к актуальным данным широкому кругу граждан?
Причины этого следующие:
– формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой региона, включающего данные о финансовом состоянии муниципального образования, объемов и источников поступлений в бюджет, основных приоритетов и направлений выплат из бюджета, а также долговых обязательств региона;
– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления;
– противодействие коррупции;
– повышение инвестиционной привлекательности региона.
Исследования информационных ресурсов финансовых институтов муниципальных образований показали, что в большинстве случаев уже разработаны системы электронного бюджета на уровне областей РФ [1]. Этот факт свидетельствует о новом уровне интеграции и централизации всех информационных потоков в сфере общественных финансов. Как правило, системы электронного бюджета, применяемые в регионах, обеспечивают высокую степень интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и регламентированной отчетности.
Портал открытого бюджета региона должен содержать информацию о плановых и фактических результатах деятельности органа управления общественными финансами. Данная информация иногда является сложной для понимания рядовыми гражданами из-за своего большого объема и специфики, поэтому она должна быть представлена в доступной форме, четко и понятно. Данная система предполагает интеграцию с системой электронного бюджета, что позволит в автоматическом режиме получать актуальные данные в удобном для пользователя виде.
Основные критерии при создании системы открытого бюджета — это наглядность, актуальность, простота использования для рядового пользователя. В то же время в рамках открытого бюджета в доступной форме для всех категорий потребителей должна находиться следующая информация:
– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона;
– о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
– о государственных и муниципальных программах (подпрограммах);
– об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
– об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Рассмотрим более подробно, как реализованы системы открытого бюджета в выбранных регионах. На рис. 1 представлена главная страница Интернет-ресурса «Открытый бюджет Новосибирской области» [2].
Рис. 1. Главное окно Интернет-ресурса «Открытый бюджет Новосибирской области»
На наш взгляд, информация представлена достаточно наглядно, интерфейс понятен для рядового потребителя. Также можно удостовериться в наличии мобильной версии открытого бюджета. На рис. 2 представлена информация о формировании бюджета Новосибирской области. Преимуществом рассмотренного интернет-портала является простота и наглядность подачи важной информации, которая получена путем четкого структурирования. Информация распределена на три большие группы — доходы, расходы, источники формирования дефицита бюджета. При необходимости пользователь может детализировать нужную ему информацию из нужной группы достаточно легко. Можно утверждать, что у граждан Новосибирской области реализована возможность оперативно получать информацию о бюджетном процессе.
Рис. 2. Страница «Доходы бюджета» системы открытого бюджета Новосибирской области
Рассмотрим теперь интернет-портал открытого бюджета Краснодарского края на предмет соответствия критериям — наглядность, актуальность, простота использования для рядового гражданина. На рис. 3 представлено главное окно данного портала [3].
Рис. 3. Интернет-ресурс «Открытый бюджет Краснодарского края»
Данный ресурс достаточно информативен, на сайте присутствуют все необходимые ссылки на соответствующую информацию о бюджете. Кроме этого пользователь может выбирать любой месяц года и просматривать интересующие его данные. Что касается наглядности и удобства использования, то данный ресурс уступает предыдущему примеру. Информация представлена в менее удобной и структурированной форме, для оценки доходов и расходов бюджета необходимо открывать соответствующие страницы портала, а далее искать в громоздких таблицах. Поиск нужной информации займет у гражданина больше времени. Несмотря на довольно скучный интерфейс, можно также утверждать, что у граждан Краснодарского края есть возможность отслеживать бюджетный процесс в режиме реального времени. Также разработчики утверждают, что присутствует мобильная версия портала, что также является положительным фактором.
Рассмотрим теперь реализацию принципа открытого бюджета на примере Сахалинской области [4] — рис. 4. Данный интернет-ресурс насыщен интересной инфографикой и интерактивностью, что является, бесспорно, большим плюсом. Гражданам, на наш взгляд, достаточно интересно и удобно работать с таким интернет-источником.
Рис. 4. Интернет-ресурс открытого бюджета Сахалинской области
Теперь рассмотрим реализацию принципов открытого бюджета в Калининградской области. Если в предыдущих примерах открытый бюджет для граждан был представлен в виде отдельного Интернет-ресурса, то в Калининградской области данная информация «встроена» в сайт Министерства финансов региона. Не каждый гражданин, во-первых, захочет искать данные об открытом бюджете на других сайтах, во-вторых, требуется время для поиска и выбора нужной информации на достаточно перегруженном ресурсе. На рис. 5 представлен источник информации об открытом бюджете для граждан [5].
Рис. 5. Реализация открытого бюджета в Калининградской области
Как видно из данного рисунка, для того, чтобы найти необходимую информацию, гражданин должен сразу скачать файл, в котором по его предположению, могут находиться нужные сведения, а затем осуществлять поиск. Скачанные файлы — это, как правило, громоздкие презентации или сложные для восприятия электронные таблицы. На рис. 6 представлен пример отдельного слайда скачанной презентации. Сама презентация состоит из 80 слайдов. Естественно, ни о каком удобстве работы с информацией здесь речи быть не может, не говоря о наглядности, доступности, оперативности и актуальности.
Рис. 6. Пример отдельного слайда презентации системы «Открытый бюджет» Калининградской области
На примере Калининградской области можно утверждать, что система открытого бюджета еще нуждается в значительной доработке. Основные рекомендации по совершенствованию системы открытого бюджета могут быть следующими. Во-первых, необходимо создать отдельный информационный ресурс открытого бюджета для граждан, где использовать структурированную информацию, интересный и удобный дизайн, инфографику и интерактивность. Во-вторых, необходимо реализовать мобильную версию открытого бюджета, которая позволит расширить круг потенциальных пользователей. В третьих, необходимо обеспечить следующее информационное наполнение интернет-ресурса: доходы и расходы в процентном и абсолютном выражении по региону и муниципальным образованиям, а также источники финансирования дефицита бюджета; информация по государственных закупках; детализация расходования средств на важные социальные нужды, такие как здравоохранение, образования, культура; представление расходов в разрезе затрат на человека по отраслям в сравнении со средней заработной платой по региону; данные по мониторингу хода исполнения бюджета. Все сведения должны быть представлены в графической форме с возможностью выбора различного периода времени.
В создании подобной системы может пригодиться опыт создания систем открытого бюджета в других регионах.
Литература:
- Соловей М. В., Демин Е. А., Гревцов К. С. Оценка функциональных возможностей программных комплексов автоматизации проектирования и исполнения бюджета в муниципальных образованиях / Анализ состояния и тенденции развития приморских и приграничных регионов России: сборник научных трудов, выпуск 2. — Казань, изд-во «Бук», 2017 — с. 133–138.
- Интернет-портал открытого бюджета Новосибирской области URL: http://mfnso.ifinmon.ru/opendata (дата обращения 16.10.2017)
- Интернет-портал открытого бюджета Краснодарского края URL: http://бюджеткубани.рф/(дата обращения 18.10.2017)
- Интернет-портал открытого бюджета Сахалинской области URL: http://openbudget.sakhminfin.ru (дата обращения 12.10.2017)
- Сайт министерства финансов Калининградской области URL: http://minfin39.ru/ebudget/budget_for_people.php (дата обращения 16.10.2017)
Похожие статьи
История развития государственного заказа в Российской Федерации
В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...
Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного контроля в федеративных государствах
В статье рассматривается вопрос как именно осуществляется региональный конституционный контроль в зарубежных странах, основанный на различных моделях судебных систем, а также проводится сравнительный анализ с Российской Федерацией. Автор отмечает в с...
Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели
В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...
Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России
Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...
Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО
В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет о...
Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики
В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...
Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ
Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...
Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития
В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурам...
Информационные технологии и уголовный процесс
В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...
Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...
Похожие статьи
История развития государственного заказа в Российской Федерации
В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...
Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного контроля в федеративных государствах
В статье рассматривается вопрос как именно осуществляется региональный конституционный контроль в зарубежных странах, основанный на различных моделях судебных систем, а также проводится сравнительный анализ с Российской Федерацией. Автор отмечает в с...
Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели
В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...
Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России
Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...
Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО
В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет о...
Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики
В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...
Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ
Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...
Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития
В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурам...
Информационные технологии и уголовный процесс
В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...
Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...