Программный метод управления сферой культуры
Автор: Скороход Лариса Александровна
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2017
Статья просмотрена: 2494 раза
Библиографическое описание:
Скороход, Л. А. Программный метод управления сферой культуры / Л. А. Скороход. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13364/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье автором представлен программно-целевой метод управления как эффективно используемый органами власти для решения социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры. Рассмотрена как методологическая, так и практическая основа метода программно-целевого управления.
Ключевые слова: культура, метод, программа, программно-целевое управление, сфера культуры
The author suggest the program-target management method as effectively used by authorities to address socio-economic problems including the in culture sphere. Both methodological and practical bases of the method of program-target management are considered.
Keywords: culture, method, program, program-target management, culture sphere
В условиях реформирования российского общества и государства проблемы применения методов государственного управления являются весьма актуальными. Методы государственного управления — это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты [2, с.101]. С одной стороны, они должны быть консервативными, прогнозируемыми, направленными на стабилизацию управленческих отношений, а с другой — учитывать динамику общественных отношений, реагировать на существующие изменения, обеспечивать эффективное воздействие на происходящие управленческие процессы.
Термин «метод» позволяет «получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются функции, с помощью каких средств» [1, с.193]. Метод государственного управления выступает в качестве одного из важнейших индикаторов функционирования государственной власти, ее легитимации.
Государство для осуществления своих разнообразных функций и регулирования в сфере культуры применяет различные методы, которые условно можно подразделить на экономические (косвенные), административные (прямые), социально-психологические и универсальные (общие) методы воздействия на культурную деятельность.
Мы рассмотрим наиболее распространенный метод, применяемый в управлении сферой культуры на разных уровнях управления (федеральный, региональный и муниципальный) — программно-целевой метод.
Понятие «программа» используется в различных ситуациях повсеместно большинством хозяйствующих субъектов экономики и органами управления государства и муниципальных образований, что не способствует четкому пониманию самого явления программирования и программно-целевого метода управления. Тем более что в сфере государственного и муниципального управления программно-целевой метод имеет особый опыт реализации, а исследователи в данной области, прежде всего, увлекаются именно этим опытом.
В настоящее время методологической основой метода программно-целевого управления являются концепции «управления по целям» П. Друкера, «управления по результатам» (финская школа управления) [4], синтеза знаний школы Г. П. Щедровицкого [6]. В самом названии программно-целевого управления заложены две смысловые категории — «программа» и «цель». Первая категория представляет собой план упорядоченных действий и процедур, объединенных общностью решаемых задач. Цель как смысловое понятие определяется как мысленно представляемый, желаемый, намечаемый конечный результат деятельности. Таким образом, в ходе реализации программно-целевого управления обеспечивается достижение заранее поставленной цели за счет выполнения определенных действий.
Программно-целевой метод воплощает принципы системного подхода, что делает его привлекательным для государственных и муниципальных органов власти в плане управления культурной сферой. Использование программно-целевого управления обусловлено наличием проблемной ситуации, решение которой инерционным путем невозможно, а острота и масштабность требуют кардинального решения. В силу сложности, комплексности проблемы или необходимости стратегического развития системы программно-целевой метод является наиболее эффективным, поскольку ему свойственны четкость и систематизация целей, переход от целей и задач к системе действий и мероприятий, закрепление ресурсов за конкретными программными мероприятиями и четкое определение источников ресурсов, формирование механизмов управления и контроля. Исходя из чего, схема программно-целевого управления в сфере культуры представляется как цели — пути — средства — результаты. Достижение цели в рамках программы происходит при минимально допустимых затратах или при заданном уровне затрат в определенные сроки. Своего рода метод программно-целевого управления сам является больше, чем просто методом, Б. А. Райзберг называет его методологией [5, с.68].
Разработка программ, в том числе, в сфере культуры требует определенной технологии, этапы которой можно представить в виде следующей последовательности операций, повторяющихся при разработке каждой новой программы [3, с.59]:
1) Выявление, анализ проблемной ситуации, в результате чего появляется понимание ее масштаба, остроты, перспектив усложнения, участников и заинтересованных сторон, а также рассматривается целесообразность решения проблемы в сфере культуры программным методом.
2) Определение цели программы по итогам предыдущего этапа. Цель программы является отправной точкой применения программно-целевого метода управления. В ходе целеполагания осуществляется определение конечного результата реализации программных мероприятий, в связи с чем, качество и адекватность цели является важным условием для осуществления дальнейших этапов программно-целевого управления.
3) Разбиение цели, построение дерева целей, которое позволяет определить логическую последовательность достижения необходимого результата, а также разработать мероприятия и определить ресурсы для достижения генеральной цели программы.
4) Разработка вариантов программы, выбор одного варианта и определение мероприятий его реализации. Многовариантность позволяет отобрать наиболее эффективные способы, направления достижения цели, обосновать содержание программы, что соответствует технологии принятия управленческого решения. На данном этапе также происходит определение необходимых ресурсов, объемов финансирования, ответственных исполнителей, этапов программы, контрольных индикаторов, сроков выполнения мероприятий. В результате должна появиться целостная программа со всеми ее разделами, которая подлежит утверждению.
5) Реализация программы, осуществление мониторинга, текущего и итогового контроля ее реализации. В ходе реализации программы формируется и действует система контроля, в результате функционирования которой происходит оценка и анализ программных мероприятий, выполнения задач и достижения целей программы.
6) Внесение корректировок в программу при выявлении отклонений от запланированных результатов, изменении проблемной ситуации и доступности ресурсов.
Указанный порядок разработки программ реализуется органами государственного и муниципального управления. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» содержит также данную логику программно-целевого метода. Органы власти, выполняя требования нормативно-правовых документов, реализуют принципы программно-целевого метода управления, поэтому государственные программы имеют все необходимые элементы, документы, отчеты о реализации и эффективности.
Таким образом, использование программно-целевого метода является целесообразным в решении социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры на уровне муниципального образования. Используя программно-целевой метод органы муниципальной власти, во-первых, имеют возможность решать комплексные проблемы в сфере культуры, во- вторых, метод позволяет мобилизовать и эффективно использовать время и ресурсы и направлять их на решение острых проблем, в-третьих, органы муниципальной власти имеют систему принятия и реализации решений и соответствующее документационное обеспечение.
Литература:
1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 2 е изд., перераб. и доп.-М: Норма: ИНФРА М, 2017. — 704 с.
2. Арсланбекова А. З., Абдуллаева М. Э. Принуждение как метод государственного управления//Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. — 2016.- № 4. — С. 98–104.
3. Гатина Л. И. Программно-целевой метод управления на производстве и в сфере государственного управления в республике Татарстан//Управление устойчивым развитием. -2016. -№ 6 (07). -С. 57–61.
4. Друкер, П. Эффективное управление /П. Друкер. М.: АСТ, 2004. 288 с.
5. Райзберг Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. — 268 с.
6. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций). М.: «Издательство Студии Артемия Лебедева» 2015 г. — 464 с.
Похожие статьи
Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход
В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Региональный аспект ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики
В статье раскрываются доктринальные подходы к ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики, исследуется многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование системы мер реализации культурной политики в регионах.
Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой
В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...
Анализ практики применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования
В представленной статье автор делает попытку проанализировать практику применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования, и выявить недостатки применения данного подхода и пути решения, возникающих в связи этим проблем.
Управление образовательной системой в России как объектом
В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.
Значение социальных технологий в реализации социальной политики
В статье автор исследует значение социальных технологий в реализации социальной политики Российской Федерации, выявляет основания и пределы применения государством социальных технологий.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества
В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...
Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения
В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.
Похожие статьи
Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход
В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Региональный аспект ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики
В статье раскрываются доктринальные подходы к ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики, исследуется многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование системы мер реализации культурной политики в регионах.
Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой
В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...
Анализ практики применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования
В представленной статье автор делает попытку проанализировать практику применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования, и выявить недостатки применения данного подхода и пути решения, возникающих в связи этим проблем.
Управление образовательной системой в России как объектом
В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.
Значение социальных технологий в реализации социальной политики
В статье автор исследует значение социальных технологий в реализации социальной политики Российской Федерации, выявляет основания и пределы применения государством социальных технологий.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества
В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...
Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения
В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.