Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 1558 раз

Библиографическое описание:

Ченцова, Е. П. Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики / Е. П. Ченцова, М. В. Марчук. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13462/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье затронута тема предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, указаны мотивы предпринимательства, сделан акцент на влиянии поведенческой экономики на современного предпринимателя.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, мотивация, мотивы предпринимательской деятельности, поведенческая экономика.

В современных условиях хозяйствования роль предпринимательской деятельности неуклонно растет. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [1, 2].

Предпринимательство — это сложная форма человеческой активности. Её осуществление требует от человека огромных затрат жизненной энергии, то есть можно говорить, что предпринимательство в этом смысле является одним из немногих самых «энергоемких» занятий человека. Но в то же время никто не стал бы тратить на это дело свои силы, если бы у него не было достаточно весомых оснований. Разговор о том, какие это обстоятельства обсуждается только на уровне конкретного индивида и его психологии. Именно поэтому одной из центральных проблем психологического изучения предпринимательской деятельности является мотивация, то есть тот процесс, который формирует побудительные начала — причины и цели — предпринимательства у личности.

Психология изучает цели предпринимателя, то есть те цели, которые предприниматель ставит перед собой вопреки тому, что ему предписывает характер его основного вида деятельности. Так как предпринимательство, будучи системой, включает в себя отдельные от своего субъекта цели (главная — получение прибыли), то сам предприниматель как свободный субъект решения имеет возможность ставить себе фактически любые цели. С точки зрения экономики предприниматель должен максимизировать прибыль. Но в тоже время социальные и психологические аспекты самих предпринимателей изменяют первоначальный мотив — максимизацию прибыли. Цели предпринимателя не всегда совпадают с целями предпринимательства, они могут в определенной степени и противоречить им, но всё же именно эти субъективные личностные цели считаются ведущей движущей силой, которая способна вдохновить предпринимателя на осуществление его предпринимательской деятельности.

В последние годы изучения предпринимательства исследователи стали обращать всё большее внимание на психологические характеристики предпринимателя, его мотивы и возможности. Существует выражение «человек не может выиграть, если он не играет». Его можно отнести и на предпринимательскую сферу, т. е. успех зависит от готовности людей стать предпринимателями.

Личные качества предпринимателя имеют огромное влияние на принимаемые им решения, а ведущим является мотивация. Мотивация представляет собой комплекс мероприятий, который стимулирует и побуждает сотрудника выполнять свои функциональные обязанности эффективней. Мотивация не может быть стабильной, это динамический процесс, который основывается на физиологических потребностях человека, его психоэмоциональном состоянии, и побуждении его к действию [3]. Люди с различной мотивацией достигают разные результаты в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Её успех зависит от решения, как вести этот процесс. Мотивом предпринимательской деятельности, является интерес к любимому делу, с которым предприниматель делится с другими людьми. Он стремится пожертвовать тем, что имеет сейчас, ради того, чем может овладеть в будущем [4, с. 361–362].

Современные подходы к анализу мотивации предпринимательства исходят из её сложности и многоуровневой структуры, предполагающей взаимоотношение экономических и неэкономических мотивов, социальную устойчивость самих экономических интересов и мотивов. Экономические мотивы появляются в определенных социальных отношениях, нормативных и институциональных условиях деятельности предпринимателя, которые определяют допустимые, рекомендуемые и желательные действия. Позитивная и негативная мотивация разделяется лишь на абстрактном уровне. В реальной жизни негативная ситуация может служить тем решающим толчком для реализации личной предрасположенности, которая бы не воплотилась в действия без такого «толчка» извне [5].

Рассмотрим некоторые мотивы предпринимательской деятельности более подробно. Экономические мотивы заключаются в стремлении получения денежных средств с целью финансового обеспечения своей семьи, улучшения ее благосостояния. К области экономических мотивов предпринимательской деятельности также относят: имущественные мотивы; трудовые мотивы; финансовые мотивы.

  1. Социальные мотивы. Ярким примером данного вида мотивации является независимость. Она влечет за собой ответственность использовать свое собственное суждение против слепого следования утверждениям других. Это также предполагает принятие ответственности за собственную жизнь, предпринимательскую деятельность. Многие исследователи отмечают, что предпринимательская роль предполагает независимость. Во-первых, предприниматель берет на себя ответственность за реализацию возможностей, которых раньше не было, за новые идеи. Во-вторых, предприниматели несут ответственность за конечные результаты, были они достигнуты, на каком уровне, не были достигнуты. Кроме того, подавляющая часть людей начинает заниматься предпринимательской деятельностью, потому что они хотят стать финансово независимыми, работать на себя, получать не просто доход, а значительную прибыль.
  2. Психологические мотивы отражают потребность людей в самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости.

Так же выделяются эгоистические и альтруистические мотивы. Эгоистические связаны с личным интересом человека, они направлены на рост его благосостояния, альтруистические — это мотивы, включающие в себя интересы семьи, конкретного предприятия или общества в целом. Поведение любого индивида объясняется соотношением отдельных мотивов в структуре его общей мотивации. При анализе систем в экономике зачастую опираются на эгоистические мотивы. Данный подход действует в большинстве случаях практических ситуаций. Но в то же время альтруистические мотивы в равной степени относятся к человеку, как и эгоистические. Альтруистические мотивы включают в себя готовность работать в пользу других, отставляя на второй план свои личные интересы. В предпринимательстве это значит удовлетворение потребностей общества без стремления к максимизации прибыли. Именно этот факт во многом обусловил интерес к поведенческой экономике. Многие предприниматели берут «на вооружение» данную теорию и охотно ею пользуются в контексте взаимодействия с покупателями и поставщиками.

Среди специалистов по поведенческой экономике растет понимание того факта, что люди в своей жизни достаточно часто действуют иррационально. В 2017 г. Нобелевская премия по экономике была присуждена Ричарду Талеру за изучение экономического поведения и за понимание того, какую роль психология играет в экономике [6]. Он разработал теорию «умственных счетов», которая объясняет, как люди принимают решения, связанные с финансовыми вопросами. Они создают в своем сознании несколько отдельных счетов и ориентируются на более частные последствия, а не на совокупный эффект. Талер также исследовал понятие «справедливости» и пришел к выводу о том, как волнения покупателей могут заставить компании не повышать цены в периоды высокого спроса, но не в периоды роста расходов, так как они оказывают большое влияние на экономическую науку.

Многие компании уже давно научились зарабатывать на иррациональности своих покупателей. Один и тот же стакан свежевыжатого фруктового сока в дорогом отеле стоит больше, чем в пляжном кафе, потому что это соответствует представлению людей о справедливом ценообразовании [6]. В тоже время многие потребители предпочитают скидки постоянным низким ценам, потому что покупка даже с минимальным размером скидки удовлетворяет желание покупателя приобрести товар дешевле.

Талер в своей работе описывает, как люди подвергаются сиюминутным соблазнам [6]. Это, по его мнению, и объясняет неспособность многих людей заниматься финансовым планированием и сберегать на старость. Он также считает, что поведение инвесторов гораздо чаще, чем это хотелось бы признать, определяется «предположительно незначительными факторами», которые могут быть связаны с эмоциями или настроением. Например, на способность рискнуть может повлиять то, как именно описана инвестиция, голоден или сыт инвестор в момент принятия решения, какая погода за окном, выиграла или проиграла его любимая команда. Данные факторы фактически в равной степени способны влиять на принятие решения, даже если инвестор этого и не осознает. В этой связи можно говорить о том, что инновационная деятельность, которую осуществляет предприниматель тоже во многом обусловлена поведенческими аспектами. Данный аспект нуждается в детальном внимании, поскольку, как показано многими исследователями, новшества и нововведения во многом предопределяют успех любого бизнеса [7–10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ученые дают различные определения предпринимателя, но к особенностям мотивации предпринимательства они одинаково относят готовность предпринимателей к риску, свободу выбора предпринимателей и их стремление к независимости. Это главным образом предполагает возможность творчески работать, несмотря на обстоятельства и объективные причины. Важными особенностями предпринимателей являются их волевые качества. Среди важнейших волевых качеств, присущих современному предпринимательству, выделяется инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость и самоконтроль.

Литература:

  1. Асаул А. Н., Войнаренко М. П., Ерофеев П. Ю. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. Под ред. д э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2004. — 448с.
  2. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс], -http://tolkslovar.ru/p17316.html
  3. Бизнес журнал для начинающих предпринимателей [Электронный ресурс], -http://business-ideal.ru/motivaciya-eto-opredelenie-vidy-i-sposoby
  4. Дадаханова Р. Р. Мотивация предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 361–362.
  5. Учебные материалы для студентов // Экономическая социология [Электронный ресурс],- https://studme.org/1368080824848/sotsiologiya/motivatsiya_predprinimatelskoy_deyatelnosti
  6. За что Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике // Ведомости [Электронный ресурс], — https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/10/09/737100-nobelevskaya-ekonomike
  7. Кобзева, А. Г. Инновационная среда: теоретический обзор исследований/А. Г. Кобзева, Е. П. Ченцова//Казанская наука. -2014. -№ 12. -С. 77–79.
  8. Новикова О. А., Ченцова Е. П. Теоретические и практические аспекты управления инновационным контуром саморазвития предприятия //Казанская наука.- № 12.- 2012.- С. 127–131.
  9. Ченцова Е. П., Тимофеева Е. М. К вопросу об управлении инновационным климатом организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/142EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  10. Ченцова Е. П., Кобзева А.Г, Ченцова А. С. Пути улучшения климата социально-экономических систем Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. — с.156–157.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, мотив, предприниматель, поведенческая экономика, максимизация прибыли, мотивация, предпринимательство, том.

Ключевые слова

мотивация, поведенческая экономика, предпринимательская деятельность, мотивы предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Этико-культурологические предпосылки формирования предпринимательской деятельности в России

В статье представлены рассуждения на тему предпринимательской этики в России, влияние морально-этнических норм на формирование бизнеса в России.

Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия

В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Понятие предпринимательской деятельности: проблемы теории и правоприменительной практики

Автором в статье рассматриваются различные научные взгляды на понимание предпринимательской деятельности. Проводится различие между понятиями предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, экономическая деятельность. Автором исследуютс...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Роль маркетинга в современной предпринимательской деятельности

В статье рассматривается актуальность и способы ведения маркетинговой политики предприятия в условиях динамично развивающейся бизнес-среды.

Особенности юридического прогнозирования в предпринимательстве

В данной статье рассмотрены юридические прогнозы и риски в предпринимательской деятельности. Выявлены задачи в области социального и экономического развития.

Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов. В статье уделяется внимание анализу понятия профессиональной карьеры, рассматриваются психологические...

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Этико-культурологические предпосылки формирования предпринимательской деятельности в России

В статье представлены рассуждения на тему предпринимательской этики в России, влияние морально-этнических норм на формирование бизнеса в России.

Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия

В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Понятие предпринимательской деятельности: проблемы теории и правоприменительной практики

Автором в статье рассматриваются различные научные взгляды на понимание предпринимательской деятельности. Проводится различие между понятиями предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, экономическая деятельность. Автором исследуютс...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Роль маркетинга в современной предпринимательской деятельности

В статье рассматривается актуальность и способы ведения маркетинговой политики предприятия в условиях динамично развивающейся бизнес-среды.

Особенности юридического прогнозирования в предпринимательстве

В данной статье рассмотрены юридические прогнозы и риски в предпринимательской деятельности. Выявлены задачи в области социального и экономического развития.

Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов. В статье уделяется внимание анализу понятия профессиональной карьеры, рассматриваются психологические...