Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинкова, А. П. Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД» / А. П. Калинкова, Н. А. Хомов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13485/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена молодежная политика как фактор мотивации и развития персонала российских железных дорог. Сделан анализ подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации молодежной политики на основе системы показателей.

Ключевые слова: социальная политика, молодежная политика, мотивация персонала, мониторинг эффективности кадровой политики.

Как показывает общемировая практика, основным устойчивым источником инициативы в организационных преобразованиях, техническом перевооружении, внедрении новых методик является молодежь. Сегодня в ОАО «РЖД» работает свыше 340 тысяч молодых работников в возрасте до 35 лет, что составляет 42,2 % от численности всего персонала. По целевым направлениям ОАО «РЖД» в вузах и техникумах (колледжах) железнодорожного транспорта обучается около 40 тысяч человек. Ежегодно свыше 8 тысяч выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений начинают трудовую деятельность в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» [2; 5].

От темпов развития Компании и роста ее доходности прямо зависит рост социальной защищенности и обеспеченности молодого работника и членов его семьи. От производственной отдачи молодого работника зависят темпы роста производительности, улучшение финансово-экономических показателей работы Компании. В этой связи, как считают специалисты [3; 6; 10], качественно изменяется мотивационная составляющая, побуждающая работника к дальнейшему совершенствованию и саморазвитию. Взаимовыгодной для Компании и молодого работника становится реализация последним своего потенциала, его активная жизненная позиция, способствующая профессиональному росту.

Молодежь сегодня рассматривается как важный кадровый потенциал, призванный решать проблемы развития и процветания Компании, сохранения и приумножения традиций железнодорожников России. Поэтому в ОАО «РЖД» принята и реализуется целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016–2020 гг.)» [2]. Программа направлена на совершенствование методов и форм реализации молодежной политики, а также координацию деятельности подразделений холдинга в направлениях кадровой, информационной, коммуникационной, социальной, образовательной и патриотическо-воспитательной работы, проводимой среди молодых сотрудников, членов их семей и потенциальных молодых работников холдинга. Программа основывается на Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» и других нормативных документах ОАО «РЖД», а также учитывает опыт реализации целевой программы «Молодежь холдинга «Российские железные дороги» (2011–2015 гг.)» [1; 2].

Программа нацелена на формирование творческого подхода к решению поставленных задач и в качестве стратегического приоритета рассматривает стимулирование новаторства и развитие новых продуктивных форм работы с молодежью. Исходя из этого, одним из ключевых приоритетов Программы является развитие системы научно-методического и информационного обеспечения реализации молодежной политики холдинга. Реализуемые в рамках Программы проекты и направления работы создают холдингу возможность трансляции обществу, инвесторам и партнерам достигнутых результатов в виде конкурентного преимущества. Результаты Программы, как отмечают специалисты [7; 9], оказывают положительное влияние на деловую репутацию холдинга, что способствует увеличению его капитализации, а значит — повышению инвестиционной привлекательности и увеличению потенциала для модернизации и инноваций.

Для повышения уровня информированности молодежи, о проводимой корпоративной молодежной политики работает специальный молодежный сайт. В целях решения актуальных проблем и координации деятельности участников реализации молодежной политики ОАО «РЖД» создан Совет по делам молодежи при президенте ОАО «РЖД» и Центр молодежных проектов ОАО «РЖД». Реализуются молодежные проекты: «Новое звено», «Корпоративный лидер», «Корпоративный клуб «Команда — 2030», «3Д-сеть» и многие другие.

Молодежь Компании — стратегический ресурс и долгосрочный актив Компании. Кроме того, с точки зрения идеологии Программы предлагается рассматривать молодежь как основного создателя содержания репутации Компании для своих внешних сверстников и естественную оболочку для ее трансляции. Активная жизненная позиция молодых работников должна в конечном итоге реализовываться в профессиональном росте и вести к экономической эффективности. В связи с этим чрезвычайно важным представляется совершенствование различных традиционных и новых форм допроизводственной и производственной профессиональной подготовки молодых кадров. Трансформация активной жизненной позиции молодых работников в производственную инициативу и дальнейшее развитие лидерских качеств обеспечиваются активной деятельностью Молодежного совета создаваемого, с этой целью, на базе Комитета по работе с молодежью при ЦК Роспрофжел, а также поддержкой точек роста молодежной энергии обновления. В качестве основных точек роста в Компании рассматриваются внутрикорпоративные объединения, занимающиеся рационализаторством и обменом опытом, а также отдельные наиболее привлекательные для молодежи производственные направления (автоматизация, информатизация, маркетинг, финансы).

Для повышения качества образования, как отмечают специалисты [4; 8], в железнодорожных учебных заведениях следует развивать различные формы обеспечения целевой подготовки. Внутри Компании следует развивать формы работы с молодежью, направленные на развитие лидерских качеств, стимулирование карьерного роста и инициативы. Активное сотрудничество ОАО «РЖД» с учебными заведениями также способствует решению обозначенной национальным проектом «Образование» задачи по разносторонней поддержке вузов и талантливой молодежи.

Для реализации приоритетных направлений молодежной политики ОАО «РЖД» были разработаны специальные корпоративные проекты в области организации отдыха, оздоровления, дополнительного образования для подростков, детей и молодежи ОАО «РЖД». Проекты охватывают все возрастные категории молодежной программы. При этом для каждой возрастной группы существуют самостоятельные проекты, учитывающие интересы целевой аудитории и особенности восприятия основ корпоративной идеологии: для детей работников ОАО «РЖД» корпоративный лагерь «Дороги будущего»; для подростков, стоящих перед выбором будущей профессии программа «Открытые двери компании»; для студентов выездная смена «Студенческая узловая»; для молодежи проект «3Д-сеть: Дорога, Дом, Друзья»; для семейного отдыха и оздоровления, в рамках Года Семьи, программа «Семейный альбом».

Одним из показателей эффективности Программы является ускорение темпов роста производительности труда, выражаемых в дополнительном к прогнозируемым в Стратегии развития Компании параметрам роста на 5–7 %. Еще одним важным индикатором эффективности реализуемых в рамках Программы мероприятий являются показатели удовлетворенности работников своим положением в Компании, материальным благополучием и социальными гарантиями, а также своей репутацией во внешней среде. Для расчета этих показателей потребуется проведение регулярных социологических исследований, которые запланированы в Перечне мероприятий Программы.

В Программе предусмотрен ежегодный мониторинг показателей эффективности. Для каждого показателя сформированы: определение; целевое значение; методика расчета. Показатели эффективности позволяют оценить результаты конкретных проектов и направлений работы в Программе. Каждый проект и направление работы, предусмотренные Программой, будут оцениваться с использованием трех групп показателей эффективности:

  1. Показатели охвата. Данные показатели связанны с масштабом конкретного направления работы или проекта. Наиболее универсальным показателем охвата является количество молодых работников (или потенциальных работников), принявших участие в конкретном проекте или направлении работы Программы.
  2. Показатели затрат. По каждому проекту и направлению производится учет совокупных затрат, а для ряда проектов и направлений работы — учет удельных затрат, рассчитываемых отношением совокупных затрат на показатель охвата.
  3. Показатели эффекта. Данные показатели связанны с положительным воздействием конкретного проекта или направления работы Программы на конкретную целевую аудиторию.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  2. Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016–2020 гг.) / Официальный сайт ОАО «РЖД» // http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=6655
  3. Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  4. Казакбаев, З.М., Мицук, И.В., Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  5. Корпоративный социальный отчет ОАО РЖД / Официальный сайт ОАО «РЖД» // www.rzd.ru
  6. Охотников И. В. Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 86–88.
  7. Охотников И. В., Сибирко И. В. Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ. — М. МАКС Пресс, 2013.
  8. Петров, М. И. Безопасность и персонал. — М.: Научная книга, 2014.
  9. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  10. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): направление работы, молодежная политика, активная жизненная позиция, молодой работник, проект, железнодорожный транспорт, направление работы Программы, профессиональный рост, Российская Федерация, целевая программа.

Ключевые слова

молодежная политика, мотивация персонала, социальная политика, мониторинг эффективности кадровой политики

Похожие статьи

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Развитие человеческих ресурсов как основа развития организационного потенциала (на примере ПАО «Сбербанк»)

В статье рассматривается роль человеческих ресурсов для развития фирмы. Проводится исследование политики управления персоналом в ПАО «Сбербанк». Выявляются основные тенденции в повышении конкурентоспособности персонала. Делается вывод о реализации ме...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Институционализация корпоративной социальной ответственности в России

В статье проанализировано формирование института корпоративной социальной ответственности в России. Сделан вывод о целесообразности корпоративных социальных инициатив, направленных на обеспечение конкурентоспособности современного бизнеса.

Похожие статьи

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Развитие человеческих ресурсов как основа развития организационного потенциала (на примере ПАО «Сбербанк»)

В статье рассматривается роль человеческих ресурсов для развития фирмы. Проводится исследование политики управления персоналом в ПАО «Сбербанк». Выявляются основные тенденции в повышении конкурентоспособности персонала. Делается вывод о реализации ме...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Институционализация корпоративной социальной ответственности в России

В статье проанализировано формирование института корпоративной социальной ответственности в России. Сделан вывод о целесообразности корпоративных социальных инициатив, направленных на обеспечение конкурентоспособности современного бизнеса.