Анализ причин возникновения коммерческих неисправностей на сети железных дорог Российской Федерации
Автор: Гришкова Диана Юрьевна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 2650 раз
Библиографическое описание:
Гришкова, Д. Ю. Анализ причин возникновения коммерческих неисправностей на сети железных дорог Российской Федерации / Д. Ю. Гришкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 215-219. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13499/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одним из ключевых показателей качества услуги по перевозке груза является соблюдение сроков доставки его потребителю. Негативное влияние на этот показатель оказывают коммерческие неисправности, при возникновении которых необходимо отцеплять вагоны с грузом от поездов. Подобные отцепки по причине нарушения технических условий (ТУ) размещения и крепления грузов приводят к снижению функциональной надёжности и работоспособности станций. Помимо этого, коммерчески неисправный вагон создает реальную угрозу безопасности движения поездов.
Ведущую роль в обеспечении безопасности движения, устранении и сокращении числа коммерчески неисправных вагонов реализуют пункты коммерческого осмотра (ПКО) и коммерческие посты безопасности (ПКБ). Результаты работы ПКО и КПБ отображаются в ряде документов, которые в свою очередь позволяют выявить причины отцепок вагонов с коммерческими неисправностями.
Все обнаруженные неисправности угрожающие безопасности движения и сохранности перевозимых грузов заносятся в «Книгу регистрации коммерческих неисправностей в пунктах коммерческого осмотра составов» (форма ГУ-98) и фиксируются в актах общей формы. По итогам работы станции за квартал на основании этих документов составляется отчет о вагонах с коммерческими неисправностями (форма КНО-5).
Количество вагонов, отцепленных по коммерческим неисправностям на сети железных дорог, сведено в диаграмму — рисунок 1.
Ключевым инструментом в определении рисков возникновения неисправностей, их анализа, является факторный анализ обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса по хозяйству коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.
Факторный анализ — методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результирующего показателя. Факторный анализ основывается на построении модели, описывающей причинно-следственные связи различных сторон деятельности. Это позволяет определить, каким образом изменяется состояние безопасности движения при изменении того или иного фактора, количественно оценить влияние каждого из них на возникновение транспортного происшествия или события и, исходя из этого, принимать дальнейшие управленческие решения.
Рис. 1. Причины отцепок вагонов на сети железных дорог Российской Федерации в 2014 г.
Факторный анализ позволяет определить причины коммерческих неисправностей, выявленных на КПБ (ПКО) — поперечное смещение шапки, груза, ослабление креплений груза, навал груза на двери крытых вагонов и борта платформ, сдвиг груза в пути следования на открытом подвижном составе от первоначального положения (железобетонные изделия, трубы, лесоматериалы, пиломатериалы, машины и оборудование), расстройство и обрывы креплений грузов.
Рассмотрим причины возникновения коммерческих неисправностей, а также перечень грузов, входящих в «группу риска» на примере работы по неисправностям железнодорожной станции А.
Станция А по назначению и характеру работы является односторонней сортировочной станцией, по объему работы отнесена к внеклассной. Имеет парки «А», «Б», «В», «Г», «С», где парк «А» — парк приема, парки «Б», «В» и «Г» — приемоотправочные, парк «С» — сортировочный.
Свыше 50 % коммерческих неисправностей происходит в связи с расстройством погрузки груза в пути следования. Такие неисправности приводят к задержкам поездов, ограничению пропуска тяжеловесных составов и снижению пропускной способности. Факторы, влияющие на отцепку вагонов по коммерческим неисправностям представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Факторы, влияющие на отцепку вагонов по причине нарушения технических условий
Рис. 3. Диаграмма отцепленных вагонов с коммерческими неисправностями по родам грузов
Исходя из факторного анализа обеспечения безопасности движения, можно сделать вывод, что наибольшее количество вагонов, отцепляемых из-за нарушений требований ТУ, были загружены лесоматериалами, автотехникой и металлопродукцией.
На основании собранных статистических данных, для выявления наиболее часто встречающегося типа груза с коммерческими неисправностями, была составлена диаграмма Вильфредо Парето, диаграмма представлена на рисунке 3.
В соответствии с правилом 80/20 Вильфредо Парето, преобладающими типами грузов отцепляемых по причине коммерческих неисправностей, являются лесоматериалы и каменный уголь. В процентном соотношении количество отцепленных вагонов с лесоматериалами составило 68 процентов, а с каменным углем 20 процентов соответственно.
Согласно анализу отцепок вагонов с лесоматериалами, к числу основных коммерческих неисправностей относятся сдвиги, обрывы, ослабление, провисание растяжек. Основными причинами таких неисправностей являются:
– несоответствие реквизитов крепления требованиям ГОСТа, что приводит к ослаблению креплений в пути следования;
– нарушение ТУ при креплении упорных брусков и растяжек;
– нерациональное применение реквизитов крепления из-за неточностей методики расчета погрузки лесоматериалов.
– несоответствие количества средств крепления разработанным местным техническим условиям и непредусмотренным техническим условиям.
Причинно-следственные связи возникновения коммерческих неисправностей с лесоматериалами представлены на рисунке 4.
Рис.4. Причинно-следственные связи возникновения коммерческих неисправностей вагонов с лесоматериалами
Исходя из анализа причин возникновения коммерческих неисправностей, необходимо разработать комплекс мероприятий, позволяющих смягчить рисковые последствия несохранности перевозимых грузов и нарушения безопасности движения поездов. Требуется ежемесячно анализировать с объективной оценкой состояние безопасности движения, уровень трудовой и технологической дисциплины, качество работы технических средств, с определением главных причин, порождающих случаи брака в работе, на устранение которых должно быть направлено главное внимание. Для удостоверения случаев проследования вагонов по станции без коммерческих неисправностей требуется эффективно использовать возможности АСКО ПВ, также следует ужесточить контроль за качеством выполняемой работы по оформлению актовых материалов с привлечением к дисциплинарной ответственности работников, допускающих нарушения Правил оформления документов. Одной из ключевых мер по сохранности перевозимых грузов является повышение уровня знаний работников на очередных технических занятиях. Необходимо также привлекать к проведению технических занятий работников, допустивших пропуски коммерческих неисправностей без обнаружения. На основании статистики неисправностей ежемесячно составлять анализы состояния безопасности движения и принимать оперативные меры к устранению недостатков. Необходимо более тщательней осуществлять контроль за качеством оформления коммерческих неисправностей, обращая внимание на соблюдение требований Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов, используя данные, полученные из автоматизированной системы учета вагонов с коммерческими неисправностями. Требуется осуществлять еженедельный контроль за качеством проведения коммерческого осмотра поездов и вагонов на КПБ, обращая особое внимание на соблюдение работниками КПБ Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов, для повышения персональной ответственности за соблюдением требований по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов, практиковать изъятие талонов по безопасности движения у лиц, допустивших пропуски вагонов с коммерческими неисправностями без их обнаружения.
При выполнении проверок качества коммерческого осмотра поездов и вагонов на КПБ, при выполнении нормативов, при проведении на станции Дней безопасности, попутно осуществлять собеседование с работниками КПБ.
Литература:
- Повышение функциональной надежности железнодорожных станций при технологических сбоях: автореферат диссертации доктора технических наук / Е. Н. Тимухина — Екатеринбург, 2012–45 с.
- Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах / Юртранс — М., 2003–544 с.
- Д-р технических наук Е. Н. Тимухина, Автоматизированная экспертиза — инструмент при оценке безопасности транспортных процессов. Транспорт Урала, 2013, № 1 (36), с 73–77.