Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для снижения собственных рисков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 1293 раза

Библиографическое описание:

Костикова, А. М. Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для снижения собственных рисков / А. М. Костикова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13646/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена анализу оптовых предприятий для оценки их деятельности для снижения собственных рисков. Изучив средние показатели оптовой торговли, автор приходит к выводу, что не всегда низкие расчетные показатели по данным финансово-хозяйственной деятельности могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика, а причиной может быть особенности и специфика определенного вида деятельности.

Ключевые слова: оптовая торговля, налоговая нагрузка, предприятие, рентабельность, заработная плата.

Суть предпринимательской деятельности состоит в получении наибольшей экономической выгоды. В связи с чем, ее наличие по общему правилу обусловливает присутствие объекта налогообложения. Экономическая выгода — это реальное приращение имущества в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика.

После обложения прибыли налогом можно сказать, что образуется «чистая экономическая выгода», которая остается в распоряжении компании. Таким образом, размер экономической выгоды меняется в результате учета расходов и обложения налогом.

Предприятия, стремясь к получению максимальной налоговой выгоды, уменьшают налоговую базу не всегда законными методами. Вследствие чего возникает неправомерное занижение экономической выгоды, то есть прибыль, подлежащая обложению налогом.

Вследствие уменьшения размера налоговой обязанности, происходит уменьшение размера налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговая выгода, в зависимости от оценки непосредственных действий организации, которые послужили причиной снижения налога, может быть признана обоснованной или необоснованной.

Однако, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» получение налоговой выгоды не признается противоправным действием, если оно документально подтверждено, обосновано и непротиворечиво.

Так, например, Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" закреплены средние показатели налоговой нагрузки и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по виду экономической деятельности.

Ниже представлены показатели налоговой нагрузки оптовой и розничной торговли за 2013-2016гг. (табл. 1).

Таблица 1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности— оптовая и розничная торговля,%

Вид экономической деятельности

2013 год <**>

2014 год <**>

2015 год <**>

2016 год <**>

ВСЕГО

9,9

9,8

9,7

9,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,6

2,6

2,7

2,8

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

2,6

2,2

2,8

2,4

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,3

2,4

2,4

2,6

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

3,8

3,6

3,7

3,7

Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле (1):

НН= Налоги/Выручка*100 % (1)

где: НН — налоговая нагрузка;

Налоги — Сумма начисленных по данным деклараций налогов;

Выручка — Выручка по данным отчета о прибылях и убытках.

Низкие показатели налоговой нагрузки могут быть обусловлены наличием:

  1. заявленных сумм НДС к возмещению;
  2. убытков в налоговой отчетности (если присутствует обоснованность причин убытка);
  3. заявленными льготами по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ;
  4. заявленными льготами по налогу на прибыль в соответствии со ст. 270 НК РФ.
  5. если организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с гл. 3.1 НК РФ.

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок отражены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Из них можно выделить некоторые критерии, при следовании которым необходим анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  1. Отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Если организация фиксирует убытки только в бухгалтерской отчетности, а в налоговой отражает прибыль, то, скорее всего, она не будет включена в число претендентов на выездную налоговую проверку. Однако, если у организации более двух лет ведется убыточная деятельность, то необходимо выяснить причину получения убытков. Убыточные компании должны обосновать причину убытка (старт проект, сезонность, большие затраты на начальном этапе развития компании и т.д.). Если обоснования не даны, то есть основания для вывода о необоснованности расходов данного экономического субъекта и занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. [6]

  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Темп роста расходов опережающий темп роста доходов может свидетельствовать о намеренном завышении расходов или о занижении доходов.

Данный критерий оценивается исключительно по истечении некоторого периода времени.

  1. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Чтобы применять специальные налоговые режимы, организация должна соблюдать пределы, определенные в соответствующих главах НК РФ. Поэтому в целях налогового контроля подозрительным будет налогоплательщик, работающий на специальном налоговом режиме, у которого тот или иной показатель приближается к предельному нормативу менее чем на 5 % два раза в год или чаще.

Многие компании (холдинги) используют специальные налоговые режимы в целях оптимизации налогообложения. Одной из самых распространенных схем ухода от налогообложения является дробление бизнеса: организации в результате проведения регистрации либо реорганизации переводят вновь возникшие или вновь созданные организации на специальные режимы налогообложения в целях необоснованной налоговой выгоды по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций. [6]

  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Для анализа данного показателя необходимы данные бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год. Расчет ведется одновременно двух показателей — рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность. [1]

Рентабельность проданных товаров рассчитывается по следующей формуле (2):

РП = ФРП : СП (2)

где: РП — рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;

ФРП — финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (строка 2200 отчета о финансовых результатах);

СП — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 2120, 2210, 2220 отчета о финансовых результатах).

Повышение уровня производственной и сбытовой деятельности, рост спроса на продукцию — факторы, влияющие на рост показателя в динамике.

Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность. [1]

Рентабельность активов рассчитывается по следующей формуле (3):

РА = ФРА: СА (3)

где: РА — рентабельность активов;

ФРА — финансовый результат (чистая прибыль или убыток) (строка 2400 отчета о финансовых результатах);

СА — стоимость активов (показатель валюты баланса в активе).

Ниже представлены показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций оптовой и розничной торговли за 2014-2016гг. (табл. 2).

Таблица 2

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по виду экономической деятельности— оптовая и розничная торговля,%

2014 год

2015 год

2016 год

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% <*>

Рентабельность активов,% <**>

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% <*>

Рентабельность активов,% <**>

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% <*>

Рентабельность активов,% <**>

Всего,

8,6

3,9

9,3

5

8,1

6,4

в том числе:

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7,4

4,7

7,1

6,5

5,3

6,4

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

2,3

6,7

3,2

9,5

2,9

13,4

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

10,3

4,4

9,8

6,4

7,3

6

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

2,2

5,6

1,4

6

1,4

5,7

К примеру, если у предприятия один из коэффициентов рентабельности меньше среднеотраслевого на 10 % и более, следовательно, данное предприятие намерено занижает прибыль. Однако, также, такое отклонение от нормы возможно в случаях, если организация еще не вышла на заявленный объем производства, мощности загружены не полностью, а расходы по амортизации и зарплате значительны.

Изменение ассортимента (структуры) продукции, изменение оптовых цен на рынке — факторы, оказывающие существенное влияние на изменение уровня рентабельности продукции.

Также, основная особенность рентабельности продукции заключается в том, что она не учитывает вероятный эффект долгосрочных инвестиций. При переходе на новые технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, рентабельность продукции может временно снижаться, поэтому снижение рентабельности в отчетный период не всегда является отрицательным фактором. [5]

Также необходимо отметить 5 общедоступный критерий самостоятельной оценки рисков — выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Фактический уровень среднемесячной заработной платы рассчитывается по формуле (4):

СрЗП=ФОТ/ССЧ/12 (4)

где: СрЗП — среднемесячная 
зарплата;

ФОТ — Общая сумма фонда заработной платы по организации (за календарный год);

ССЧ — Среднесписочная численность 
работников.

Ниже представлены показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, оптовой и розничной торговли в Российской Федерации в 2014-2016 гг. (табл. 3).

Следующий немаловажный общедоступный критерий самостоятельной оценки рисков — Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данные для расчета удельного веса налоговых вычетов используются из декларации по НДС.

Формула расчета удельного веса налоговых вычетов следующая (5):

УдВ=НДСвыч/ОбщНДС *100 % (5)

где: УдВ — удельный вес вычетов в общей сумме начисленного налога;

НДСвыч — Общая сумма НДС, подлежащая вычету;

ОбщНДС — Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога.

На 1 августа 2017г. средний пороговый размер удельного веса налоговых вычетов по НДС для всей России составляет 87,9 %.

Таблица 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, оптовой и розничной торговли в Российской Федерации, руб.

2014

2015

2016

Всего

36 799

38 405

41 608

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

35 672

37 765

41 819

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое

обслуживание и ремонт

37 533

38 573

42 467

Торговля автотранспортными средствами

50 146

53 395

62 687

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

39 405

38 860

41 714

Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

31 015

34 186

38 510

Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями;

техническое обслуживание и ремонт мотоциклов

28 946

17 818

53 585

Розничная торговля моторным топливом

30 978

32 106

35 258

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов,

кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

51 133

55 092

63 076

Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной

основе)

69 581

77 335

77 998

Оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

53 105

62 307

69 229

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными

изделиями

34 677

36 913

41 420

Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами

57 137

60 783

71 144

Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами,

отходами и ломом

56 023

59 124

71 491

Оптовая торговля машинами и оборудованием

67 959

76 275

88 300

Прочая оптовая торговля

60 440

68 443

73 201

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и

мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

27 253

28 775

31 433

Розничная торговля в неспециализированных магазинах

24 244

25 867

28 204

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными

изделиями в специализированных магазинах

20 619

22 087

25 623

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами,

косметическими и парфюмерными товарами

32 083

32 730

37 395

Прочая розничная торговля в специализированных магазинах

33 907

35 812

38 366

Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах

25 763

24 058

24 288

Розничная торговля вне магазинов

51 019

59 397

59 920

Таким образом, не всегда низкие расчетные показатели по данным финансово-хозяйственной деятельности могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Основной причиной может быть особенности и специфика определенного вида деятельности.

Литература:

1. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333» «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

2. Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»;

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. — Москва.: Эксмо, 2017г.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

5. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. — М.: КНОРУС, 2006. — 544 с.

6. Использование данных бухгалтерского учета в целях налогового контроля. — С.-Петербург: СЗИПК ФНС России, 2017. — 79 с

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, оптовая торговля, налоговая нагрузка, рентабельность активов, личное пользование, РФ, продукция, средство, товар, экономическая деятельность.

Похожие статьи

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия

В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на величину прибыли с целью выявления резервов роста выручки от реализации продукции.

Оценка финансовой безопасности экономического субъекта, специализирующего в области розничной торговли

В статье автор пытается выявить специфичность оценки финансовой безопасности экономического субъекта, специализирующего в области розничной торговли.

Экономическая оценка затрат на производство и реализацию продукции фирмы и определение путей их снижения

В статье автор исследует затраты на производство и реализацию продукции в АО «Агрофирма «Ольдеевская», а также находит пути снижения затрат.

Исследование основных факторов, влияющих на рентабельность предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Багратионовская»)

В статье рассмотрены показатели рентабельности, приведены основные коэффициенты рентабельности. Выявлены факторы, влияющие на рентабельность. Проанализированы факторы, влияющие на рентабельность на деятельность предприятия.

Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации

В статье приводится анализ точки безубыточности фирмы методами маржинального анализа и графического построения критической точки. В результате исследования было выявлено, при каком минимальном значении выручки от продаж организация станет нерентабель...

Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия

В статье рассмотрен функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия. В качестве примера выбрано крупное предприятие, производящее товары потребительского назначения. Анализ предлагается осуществлять на основе балльной оценки канало...

Экономика переработки нефти и газа: анализ маржи и факторов, влияющих на прибыльность

В статье анализируется экономика переработки нефти и газа, уделяя внимание ключевым факторам, влияющим на прибыльность. Рассматриваются такие аспекты, как маржа переработки, себестоимость продукции, рыночная конъюнктура и технологические инновации, к...

Методика анализа производительности труда в торговых организациях

В статье рассмотрено понятие производительности труда, а также методика ее анализа в организации, осуществляющая торговую деятельность. Также рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на данный показатель.

Зависимость уровня экспорта отечественной продукции от объема промышленного производства на основании применения корреляционного анализа

В настоящей статье рассматривается проблематика обеспеченности территории Российской Федерации продукцией собственного производства, из чего проистекает взаимозависимость экспорта и импорта страны от развитости ее внешнеэкономических отношений и уров...

Комплексная методика анализа доходов и расходов на основе трехуровневого контроля

В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Определение реальной величины...

Похожие статьи

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия

В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на величину прибыли с целью выявления резервов роста выручки от реализации продукции.

Оценка финансовой безопасности экономического субъекта, специализирующего в области розничной торговли

В статье автор пытается выявить специфичность оценки финансовой безопасности экономического субъекта, специализирующего в области розничной торговли.

Экономическая оценка затрат на производство и реализацию продукции фирмы и определение путей их снижения

В статье автор исследует затраты на производство и реализацию продукции в АО «Агрофирма «Ольдеевская», а также находит пути снижения затрат.

Исследование основных факторов, влияющих на рентабельность предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Багратионовская»)

В статье рассмотрены показатели рентабельности, приведены основные коэффициенты рентабельности. Выявлены факторы, влияющие на рентабельность. Проанализированы факторы, влияющие на рентабельность на деятельность предприятия.

Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации

В статье приводится анализ точки безубыточности фирмы методами маржинального анализа и графического построения критической точки. В результате исследования было выявлено, при каком минимальном значении выручки от продаж организация станет нерентабель...

Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия

В статье рассмотрен функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия. В качестве примера выбрано крупное предприятие, производящее товары потребительского назначения. Анализ предлагается осуществлять на основе балльной оценки канало...

Экономика переработки нефти и газа: анализ маржи и факторов, влияющих на прибыльность

В статье анализируется экономика переработки нефти и газа, уделяя внимание ключевым факторам, влияющим на прибыльность. Рассматриваются такие аспекты, как маржа переработки, себестоимость продукции, рыночная конъюнктура и технологические инновации, к...

Методика анализа производительности труда в торговых организациях

В статье рассмотрено понятие производительности труда, а также методика ее анализа в организации, осуществляющая торговую деятельность. Также рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на данный показатель.

Зависимость уровня экспорта отечественной продукции от объема промышленного производства на основании применения корреляционного анализа

В настоящей статье рассматривается проблематика обеспеченности территории Российской Федерации продукцией собственного производства, из чего проистекает взаимозависимость экспорта и импорта страны от развитости ее внешнеэкономических отношений и уров...

Комплексная методика анализа доходов и расходов на основе трехуровневого контроля

В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Определение реальной величины...