Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации
Автор: Винокурцева Елена Александровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 09.02.2018
Статья просмотрена: 333 раза
Библиографическое описание:
Винокурцева, Е. А. Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13693/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности, является первоначальным этапом при изучении механизмов проведения процедур закупок для государственных и муниципальных нужд. Материалы данного обзорного исследования будут полезны как специалистам контрактных служб, контрактных управляющих и ученых-теоретиков с целью наполнения специальной терминологией в осуществлении процедур закупочной деятельности от формирования плана закупок, плана-графика до исполнения заключенного государственного (муниципального) контракта.
Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, торги, тендеры, конкурсы, заказчик, поставщик, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказа, нормативно-правовой акт.
This article presents an overview of key concepts and terms, normative legal acts, regulating the issues of organization and conduct of procurement of goods, works, services for state and municipal needs. The terminology used in procurement is the initial stage in the study of mechanisms of procedures of purchases for state and municipal needs. The content of this scoping study will be useful both to specialists for contract services, contract managers and scientists-theorists to fill the special terminology in the implementation of procurement procedures from the formation of the procurement plan, schedule before execution of a prisoner of state (municipal) contract.
Keywords: Federal contract system in state and municipal procurement, bids, tenders, customer, supplier, participants of placing of the state order, the ways of placing of the state order, the legal act.
Целью написания данной статьи является исследование основных категорий понятий и терминов, применяемых и используемых при организации закупок товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи исследования:
- Проанализировать нормативно-правовые акты, применяемые при организации закупочной деятельности на территории Российской Федерации;
- Определить основную терминологию, применяемую при организации закупочной деятельности на территории Российской Федерации.
Базой проводимого исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и проведения закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации.
Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации представлена в табл.
Таблица
Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности для государственных имуниципальных нужд на территории Российской Федерации
№п. п. |
Терминология, используемая при организации закупок товаров, работ, услуг |
Нормативно-правовой акт, действующий при организации закупок товаров, работ, услуг |
1. |
Государственные нужды — нужды, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
2. |
Муниципальные нужды — нужды, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
3. |
Государственные (муниципальные) заказчики — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
4. |
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляемые в установленном порядке федеральным законодательством, в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
5. |
Конкурсная комиссия — создается при размещении заказа путём проведения конкурса. Конкурсной комиссией осуществляется вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
6. |
Аукционная комиссия — создается при размещении заказа путём проведения аукциона. Аукционной комиссией осуществляется рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
7. |
Котировочная комиссия — создается при размещении заказа путём проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги. Котировочной комиссией осуществляются предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
8. |
Участник размещения заказа — любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
9. |
Государственный (муниципальный) контракт — договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
10. |
Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения по поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг — договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трёх лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
11. |
Электронная цифровая подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информации. |
Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ |
12. |
Электронная торговая площадка — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
13. |
Торги — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
14. |
Запрос котировок — способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. |
Федеральный закон № 94-ФЗ1 |
15. |
Положение о закупке — документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. |
Федеральный закон № 223-ФЗ2 |
16. |
Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
17. |
Единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, содержащаяся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
18. |
Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, по организации закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
19. |
Специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком для организации закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
20. |
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
21. |
Совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
22. |
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
23. |
Контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
24. |
Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
25. |
Конкурс — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
26. |
Аукцион — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
27. |
Аукцион в электронной форме — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
28. |
Мониторинг закупок — систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
29. |
Субъект малого предпринимательства — потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность, внесённые в единый государственный реестр юридических лиц. |
Федеральный закон № 44-ФЗ3 |
В результате проведенного обзора, используемой терминологии автором выявлены и определены основные понятия и определения категорий, применяемой при организации закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
Нормативно-правовое регулирование организации закупочной деятельности на территории Российской Федерации представлено федеральными законами, определяющими и закрепляющими основы проведения тендеров, регламентацию и содержание конкурсной документации.
Формулирование понятий и определения категорий, применяемых при организации закупочной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации, проекты федеральных законов формируются в профильных комитетах Государственной Думы Российской Федерации.
При проведенном анализе нормативно-правовых актов (федеральных законов) выявлены следующие различия при проведении процедур закупочной деятельности на территории Российской Федерации:
- Организации и учреждения, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ3 дополнительно разрабатывают нормативно- правовой акт «Положение о закупках» на очередной финансовый год. Данное требование отсутствует в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ2 и федеральном законе РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ1.
- Рассмотрение формулировок и понятий затронуто в большей степени при издании (обнародовании) в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ2 и федеральном законе РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ1, что подтверждается объёмом представленных федеральных законов (общее содержание указанных нормативно-правовых актов составляет:
‒ Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ1–127 стр.;
‒ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ2–154 стр.;
‒ Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ3–21 стр.
- Обнародование Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ2 позволило наиболее подробно рассмотреть следующие понятия, такие как «единая информационная система в сфере закупок», «уполномоченный орган», «уполномоченное учреждение», «электронная торговая площадка», «эксперт», «экспертная организация».
В целом, по мнению автора можно отметить, что от уровня подготовленных к изданию нормативно-правовых актов при проведении процедур закупочной деятельности на территории Российской Федерации зависит качество и оперативность организации торгов, тендеров, режима работы электронных торговых площадок, наполняемость представленной конкурсной документации, а также проводимого мониторинга закупочной деятельности государственными или муниципальными учреждениями.
Также, по мнению автора, при подготовке проектов федеральных законов или других нормативно-правовых актов в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг следует учитывать рекомендации, дополнения, изменения практических работников (контрактных управляющих, специалистов по закупкам и т. п.) с целью более детальной проработки проектов вышеуказанных документов.
Литература:
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. (дата обращения 09.12.2017 г.).
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. (дата обновления 09.12.2017 г.).
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. (дата обращения 09.12.2017 г.).
Ключевые слова
заказчик, поставщик, нормативно-правовой акт, конкурсы, торги, федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, тендеры, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказаПохожие статьи
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Анализ методических подходов ценообразования к проблемам применяемости в практике закупочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации
На сегодняшний день в России все больше внимания уделяется проблемным вопросам, связанным с ценообразованием на рынке государственных закупок, отсюда как вытекающее — завышение начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с е...
Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств
Статья посвящена системе государственных и муниципальных закупок как механизму регулирования основных элементов рынка государственного заказа, субъектами которого являются органы государственной власти, государственные корпорации, органы управления г...
Закупка товаров и услуг в Забайкальском крае: анализ и направления совершенствования
В настоящей статье автором поставлена задача по проведению анализа, осуществляемых закупок для государственных и муниципальных нужд в субъекте Российской Федерации — в Забайкальском крае. В качестве базы исследования автором использованы информативны...
Общие подходы к определению победителя подрядных торгов в России
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа подходов и этапов процедуры определения победителей подрядных торгов в российской практике. Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, сформированные в рамках стро...
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...
Проблемы применения рамочного договора в сфере поставки продукции
Актуальность настоящего исследования обусловлена циклом взаимосвязанных вопросов, касающихся применения рамочного договора при поставке продукции. Автором рассмотрены общие положения заключения рамочного договора, проанализированы возникающие в связи...
Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок
Данная статья посвящена рассмотрению проблемного вопроса, связанного с договорными отношениями государственных заказчиков в сфере государственных закупок на оказание услуг страхования, а именно возникновения сложности при оплате государственными зака...
Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд
Автор статьи проводит анализ общественных отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования качества товаров, работ и услуг, закупаемых ...
Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)
Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...
Похожие статьи
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Анализ методических подходов ценообразования к проблемам применяемости в практике закупочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации
На сегодняшний день в России все больше внимания уделяется проблемным вопросам, связанным с ценообразованием на рынке государственных закупок, отсюда как вытекающее — завышение начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с е...
Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств
Статья посвящена системе государственных и муниципальных закупок как механизму регулирования основных элементов рынка государственного заказа, субъектами которого являются органы государственной власти, государственные корпорации, органы управления г...
Закупка товаров и услуг в Забайкальском крае: анализ и направления совершенствования
В настоящей статье автором поставлена задача по проведению анализа, осуществляемых закупок для государственных и муниципальных нужд в субъекте Российской Федерации — в Забайкальском крае. В качестве базы исследования автором использованы информативны...
Общие подходы к определению победителя подрядных торгов в России
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа подходов и этапов процедуры определения победителей подрядных торгов в российской практике. Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, сформированные в рамках стро...
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...
Проблемы применения рамочного договора в сфере поставки продукции
Актуальность настоящего исследования обусловлена циклом взаимосвязанных вопросов, касающихся применения рамочного договора при поставке продукции. Автором рассмотрены общие положения заключения рамочного договора, проанализированы возникающие в связи...
Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок
Данная статья посвящена рассмотрению проблемного вопроса, связанного с договорными отношениями государственных заказчиков в сфере государственных закупок на оказание услуг страхования, а именно возникновения сложности при оплате государственными зака...
Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд
Автор статьи проводит анализ общественных отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования качества товаров, работ и услуг, закупаемых ...
Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)
Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...