Государственная трудовая инспекция как орган внешнего социального контроля трудовых отношений
Автор: Донина Наталья Сергеевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 18.02.2018
Статья просмотрена: 445 раз
Библиографическое описание:
Донина, Н. С. Государственная трудовая инспекция как орган внешнего социального контроля трудовых отношений / Н. С. Донина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13821/ (дата обращения: 18.12.2024).
Составляющей частью трудовых правоотношений составляют отношения между работниками и организацией по поводу выплаты заработной платы, каждый из которых имеет свои права и обязанности по отношению друг к другу. На сегодняшний день остается актуальным вопрос социального контроля.
Ключевые слова: оплата труда, контроль, трудовая инспекция, отношения, работник, работодатель.
Составляющей частью трудовых правоотношений составляют отношения между работниками и организацией по поводу выплаты заработной платы, каждый из которых имеет свои права и обязанности по отношению друг к другу.
Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами.
Одним из главных законов по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ). ТК РФ устанавливает должный уровень условий труда и права работников, поэтому необходимо осуществлять контроль за тем, чтобы работодатель добросовестно исполнял свои обязанности.
Внешний контроль по расчетам с персоналом по оплате труда можно разделить на следующие виды:
- социальный, который осуществляет Государственная трудовая инспекция;
- экономический, который осуществляют сразу два контролирующих органа — налоговые инспекции (в целях доначисления НДФЛ) и внебюджетные фонды (в целях выявления недоимки по страховым взносам).
На сегодняшний день остается актуальным вопрос социального контроля. Основным органом по защите прав работников во взаимоотношениях с работодателем является трудовая инспекция.
Постановлением Правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 года, исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа — Государственная трудовая инспекция.
Государственная трудовая инспекция входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.
В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа.
Основные задачи трудовой инспекции представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Задачи трудовой инспекции
Решение указанных задач предусматривает проведение проверок. Они могут быть камеральными, выездными. Первые обычно предшествуют вторым. В ходе камеральной проверки, с целью выявления возможных нарушений, инспекция по труду проверяет кадровые документы и документы по охране труда. Выездные проверки осуществляются при наличии веских оснований, наличии фактов нарушения работодателем трудового законодательства, прав наемных работников и т. п. Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.
Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Нередки случаи, когда работники сталкиваются с нарушением трудового законодательства и ущемлением своих прав.
За защитой своих нарушенных трудовых прав, работник имеет право обратиться либо в трудовую инспекцию, либо в суд. Согласно ст. 24 ГПК РФ, дела о возникших трудовых спорах рассматривают районные суды. Работник имеет право подать иск в суд по месту нахождения организации.
Необходимо учитывать, что жалоба в трудовую инспекцию может быть подана не только работником, но и любым гражданином, например, посчитавшим, что его незаконно не приняли на работу. Обращение или заявление гражданина является основанием для осуществления внеплановой проверки работодателя (ст. 360 Трудового кодекса РФ). Письменное обращение в трудовую инспекцию подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации. В особых случаях этот срок можно продлевать, но не более чем на 30 дней
С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».
Как показывает судебная практика, наиболее часто встречаются споры о незаконном отказе в приёме на работу и незаконном увольнении. К сожалению, ни в ТК РФ, ни в ГПК, нет однозначных норм, которые бы отражали последствия незаконного отказа в приёме на работу. Именно поэтому решения по таким спорам неоднозначны.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату не меньше установленного минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). Согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 421-ФЗ, с 1 января 2018 года МРОТ в России равен 9489 рублей.
Согласно ст.136 ТК РФ работодатель обязаны выплачивать заработную плату работникам не реже чем два раза в месяц. С 3 октября 2016 года Федеральным законом от 03.07.16 № 272-ФЗ установлен срок выплаты заработной платы — не позднее 15-го числа следующего месяца. Следовательно, последний срок для выплаты аванса — последний день текущего месяца, однако если заработная плата выплачивается раньше, то необходимо и откорректировать дату выдачи аванса. Например, если окончательный расчет в организации 10-го числа следующего месяца, аванс нужно выдавать не позднее 25-го числа. За неправильно установленный срок выплаты аванса, организация несет ответственность в виде штрафа до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ), а если нарушение выявляется повторно, размер штрафа возрастает до 100 000 руб. Таким образом важно установить четкие сроки выплаты зарплаты, а не диапазон. Например, необходимо утвердить, что 20-го числа выдается заработная плата за первую часть месяца, а 5-го числа — за вторую, так же рекомендуется не использовать фразы «не позднее», «до конца месяца» (письма Роструда от 20.06.14 № ПГ/6310–6-1 и от 28.11.13 № 14–2-242).
Не следует забывать и о том, что работник, своевременно не получивший зарплату или уровень оплаты труда, у которого ниже МРОТ, может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию.
Однако следует отметить, что компания вправе установить работникам оклад меньше, чем законодательный минимум, но тогда в трудовом контракте обязательно нужно предусмотреть какие-либо дополнительные премии или компенсации, в результате начисления которых оплата труда будет больше или равна установленному МРОТ.
В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли. Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей. Однако Налоговое законодательство не дает определение понятия «зарплатная комиссия». Обычно подобные органы формируются и действуют по указанию местных властей. Так, в Москве аналогичная межведомственная комиссия функционирует на основании распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП.
В частности, наибольшие шансы попасть на комиссию имеют компании, которые снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего года более чем на 10 % либо выплачивают зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
К тому же налоговые органы признают, что у них нет законных оснований требовать от работодателя увеличения зарплаты работникам. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15–08/075418 отмечено, что функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а выведение из тени скрытых форм оплаты труда.
Таким образом, трудовая инспекция, как орган внешнего контроля предприятия, является основным органом по защите прав работников во взаимоотношениях с работодателем, и которая обладает широким спектром возможностей по выявлению и устранению нарушенных трудовых прав.
Литература:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 № 434-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая и первая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ
- Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ
- Донина Н. С. Особенности учета и отчетности по налогу на доходы с физических лиц в 2016 году// Вестник магистратуры.-№ 5–4 (56).-2016.- С.130–132
- Коське М. С., Воюцкая И. В. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объект оценки аудитора// Аудитор. -2015. -№ 1–2 (239–240). -С. 40–47
Похожие статьи
Правовое регулирование организации и деятельности Государственной инспекции труда (на материалах Новосибирской области)
Соблюдение трудовых прав граждан является главной задачей деятельности Государственных инспекций труда. Учитывая социальную значимость трудовых споров, для повышения эффективности деятельности вопросам правового регулирования данного государственного...
Проблемы осуществления представителями работников контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
В рамках статьи рассмотрены актуальные проблемы профсоюзного контроля. Внимание уделено вопросам осуществления контрольной деятельности не только профсоюзами, но и иными представителя работников, рассмотрены также отдельные процедурные аспекты контро...
Понятие служебного контракта на государственной гражданской службе
Статья посвящена правовому регулированию служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Рассматривается тесной взаимосвязи служебного контракта с трудовым договором.
Учет деловых качеств работника при заключении трудового договора
В статье автор рассматривает способы учета деловых качеств работника при заключении трудового договора.
Характер работы в системе условий трудового договора
Трудовой договор является одним из ключевых документов, регулирующих отношения между работодателем и работником. Его содержание влияет на правовой статус сторон и определяет условия труда. В связи с этим, в статье проведен анализ содержания трудового...
Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
Статья исследует важные аспекты регулирования труда руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Автор анализирует особенности управления и нормативного регулирования трудовых отношений, связанных с выполнение...
Охрана труда на предприятии
Охрана труда на предприятии занимает ключевое место в реализации трудовых отношений работниками.
Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников
В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.
Проблемы правового регулирования коллективно-договорного регулирования в организации
В статье актуализировано исследование проблематики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, дано понятие коллективного договора, его признаки, рассмотрен порядок его заключения, контроля за исполнением его обязательств сторонами, вне...
Похожие статьи
Правовое регулирование организации и деятельности Государственной инспекции труда (на материалах Новосибирской области)
Соблюдение трудовых прав граждан является главной задачей деятельности Государственных инспекций труда. Учитывая социальную значимость трудовых споров, для повышения эффективности деятельности вопросам правового регулирования данного государственного...
Проблемы осуществления представителями работников контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
В рамках статьи рассмотрены актуальные проблемы профсоюзного контроля. Внимание уделено вопросам осуществления контрольной деятельности не только профсоюзами, но и иными представителя работников, рассмотрены также отдельные процедурные аспекты контро...
Понятие служебного контракта на государственной гражданской службе
Статья посвящена правовому регулированию служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Рассматривается тесной взаимосвязи служебного контракта с трудовым договором.
Учет деловых качеств работника при заключении трудового договора
В статье автор рассматривает способы учета деловых качеств работника при заключении трудового договора.
Характер работы в системе условий трудового договора
Трудовой договор является одним из ключевых документов, регулирующих отношения между работодателем и работником. Его содержание влияет на правовой статус сторон и определяет условия труда. В связи с этим, в статье проведен анализ содержания трудового...
Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
Статья исследует важные аспекты регулирования труда руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Автор анализирует особенности управления и нормативного регулирования трудовых отношений, связанных с выполнение...
Охрана труда на предприятии
Охрана труда на предприятии занимает ключевое место в реализации трудовых отношений работниками.
Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников
В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.
Проблемы правового регулирования коллективно-договорного регулирования в организации
В статье актуализировано исследование проблематики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, дано понятие коллективного договора, его признаки, рассмотрен порядок его заключения, контроля за исполнением его обязательств сторонами, вне...