Особенности управленческого учета в оптовой торговле
Автор: Хабарова Анастасия Александровна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 02.03.2018
Статья просмотрена: 2635 раз
Библиографическое описание:
Хабарова, А. А. Особенности управленческого учета в оптовой торговле / А. А. Хабарова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13927/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье рассмотрены особенности управленческого учета в оптовой торговле, а именно сделан акцент на учете издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Рассмотрен также оптовый товарооборот и центры ответственности. Уделено особое внимание функциональным областям любого предприятия, занимающегося оптовыми продажами: учет снабженческой, закупочной и организационной деятельности. Торговле, которая является одной из самых крупных отраслей народного хозяйства, безусловно, всегда уделялось множество внимания, и наличие динамичной, оперативной и грамотно выстроенной системы управленческого учета на сегодняшний день является залогом эффективного развития торгового предприятия.
Ключевые слова: управленческий учет, торговля, оптовая торговля, издержки обращения, центры ответственности.
Торговля всегда являлась важной составляющей любого общества, государства, цивилизации. Именно в торговле происходит процесс доведения произведенного товара до конечного потребителя. На сегодняшний день торговая отрасль представляет собой крупный сектор экономики России, в котором занята большая часть населения страны.
С каждым днем торговые компании действуют во все более жестких условиях конкуренции на рынке. На первый план теперь выходят такие показатели эффективности и платежеспособности как рентабельность бизнеса, ликвидность активов и другие.
Правовое регулирование торговой деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ. В этом году вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 381-ФЗ. [6]
Оптовая торговля занимается реализацией товаров предприятиям, посредническим организациям, учреждениям для последующего их использования в процессе производства или для перепродажи.
Важнейшей задачей оптовой торговли является организация наиболее рациональной системы товародвижения, которая в свою очередь предусматривает сокращение числа складских звеньев и применение наиболее прогрессивных методов доставки товаров.
В оптовой торговле основными являются расходы на приобретение товарных запасов. Согласно правилам оценки товаров в бухгалтерском учете ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», товары учитываются по фактическим расходам на их приобретение (суммы по договору поставки, таможенные сборы, невозмещаемые налоги, вознаграждения посредникам, иные расходы). [5]
В оптовой торговле управленческий учет характеризуется минимизацией цен на закупку товаров путем увеличения объемов закупок, использования сезонных скидок, регулярности закупочной деятельности. В данном случае необходимо уделить особое внимание выбору базы поставщиков (сравнение предлагаемых поставщиками условий поставок, ценовой политики поставщиков, надежность поставщика).
Для управленческого учета в торговле основное значение имеют такие показатели деятельности организаций оптовой торговли, как доход, издержки обращения, прибыль и другие.
В соответствии с нормативно-правовыми актами ПБУ 9/99 «Доходы организации» в бухгалтерском учете доходы приято делить на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Под доходами от обычных видов деятельности в оптовой торговле принимают оптовый товарооборот. Данный показатель представляет собой реализацию товарной продукции крупными партиями определенными оптовыми компаниями другим организациям и предприятиям для дальнейшей перепродажи или производственного потребления в качестве полуфабрикатов, сырья и материалов или в целях использования для бытовых нужд. [2]
Оптовый товарооборот тесно связан с такими показателями деятельности компании, как рентабельность, валовый доход, прибыль и др. Объем оптового товарооборота определяется на основании данных синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Оптовый товарооборот по формам товародвижения принято делить на складской и транзитный. При складском товарообороте реализация товаров происходит со складов оптовых торговых компаний, при транзитном — поставка происходит со склада организации-производителя покупателю, минуя склад оптовой торговой базы. Наиболее выгодной является транзитная форма, так как при ее использовании ускоряется процесс товарообращения, снижаются расходы на погрузочно-разгрузочные процессы, прием и отпуск товаров. Но есть ряд товаров, которые должны пройти предпродажную подготовку на складе оптовых организаций (например, сортировка, накопление, объединение партий и др).
В управленческом учете оптового товарооборота особое место уделяется таким показателям, как структура оптового товарооборота, товарные запасы, оборачиваемость товарных запасов, ритмичность продаж и др.
Процесс обращения всегда влечет за собой затраты материальных ресурсов (расходы на упаковку, тару и др.). Транспортировка товарной продукции, хранение, предпродажная подготовка, доставка конечному потребителю — все эти действия производятся с использованием основных средств (помещение склада, транспортные средства, вычислительная техника). В торговой сфере задействовано огромное количество работников сферы обращения — грузчики, кладовщики, водители, курьеры, товароведы, бухгалтеры, административно-управленческий персонал. Также компании тратят денежные средства на услуги связи, на обслуживание в банке, коммунальные платежи, уборку территории, расходы на рекламу и консультационные услуги.
Так Л. И. Кравченко считает, что издержки обращения в торговле — это расходы на продажу компаний, занятых торговой или иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю. Издержки обращения на предприятиях оптовой торговли являются одним из основных объектов управленческого учета. Издержки обращения влияют на размер прибыли и уровень рентабельности оптовых организаций. [8]
Оценка издержек обращения в оптовой торговле происходит путем определения их суммы и уровня.
Уровень издержек обращения принято определять путем деления величины издержек обращения на сумму оптового товарооборота. Данный показатель выражается в процентах и является одним из важнейших качественных показателей деятельности оптовой организации. Он показывает, сколько процентов в сумме оптового товарооборота занимают издержки обращения.
На уровень и величину издержек обращения в оптовой торговле основополагающее влияние оказывает объем и структура оптового товарооборота.
Издержки обращения принято разделять на постоянные и переменные. К переменным относятся расходы, величина которых напрямую зависит от изменения объема оптового товарооборота. К переменным издержкам обращения можно отнести:
– Расходы на сдельную оплату труда;
– Расходы, непосредственно связанные с доставкой товаров потребителям;
– Расходы, связанные с потерями в пределах установленных норм;
– Расходы, связанные с товарными операциями и др.
К постоянным издержкам обращения относят расходы, объем которых никак не зависит от пропорциональности изменения величины оптового товарооборота. К ним можно отнести:
– Расходы на содержание и аренду складских помещений;
– Расходы на повременную форму оплату труда работников;
– Расходы на амортизацию и ремонт основных средств и другое.
Также хочется отметить, что состав расходов в оптовой торговле устанавливается органами государственной власти и контролируется налоговыми службами.
Как и все остальные субъекты хозяйственной деятельности, оптовые компании формируют свои издержки обращения в соответствии с Налоговым кодексом РФ и ПБУ 10/99 «Расходы организации». [3]
В торговой отрасли в связи с отсутствием отраслевых методических рекомендаций по формированию, составу и учету затрат используют ранее принятые методические указания и рекомендации. Письмо Минфина России от 29 апреля 2002 года № 16–00–13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)». [4]
Исходя из особенностей бизнеса, на предприятии часто выделяют компоненты управленческого учета. Для торговли характерно деление ее на следующие компоненты:
– управленческий учет снабженческой деятельности;
– управленческий учет сбытовой деятельности;
– управленческий учет организационной деятельности;
– управленческий учет прочих видов деятельности.
Управленческий учет снабженческой деятельности заключается в полном обеспечении процесса реализации товарами в необходимом объеме в нужное время по самой выгодной цене лучшего качества с наименьшими затратами материальными, трудовыми, финансовыми. В данном блоке принимаются следующие управленческие решения: сколько закупать, как выбрать оптимального поставщика, как заключить наиболее выгодные договора с поставщиками, как определить оптимальные цены на товары, которые будут подлежать дальнейшей реализации. Управление запасами является одним из самых важных аспектов управленческого учета в торговой отрасли и требует эффективной организации деятельности всех подразделений, отделов и служб компании. В основе управления запасами лежит подсчет оптимального(минимального) уровня запасов, который позволит сократить расходы на их содержание и позволит получить максимальную прибыль от их скорейшей реализации.
Приоритетными направлениями в этом блоке являются: разработка стратегии безубыточного управления запасами и совершенствование методов управления структурой и объемом оборотных средств компании. От того насколько эффективно используются средства, вложенные в оборотные активы(запасы), зависит финансовое положение и оборачиваемость предприятия.
Управленческий учет сбытовой деятельности компании (реализации товаров) происходит в условиях рынка с сильной конкуренцией, где основной целью предприятий является завоевание большей доли рынка. Процесс реализации осуществляется с учетом спроса и возможностей предложения. Управленческий учет сбытовой деятельности должен решать следующие задачи:
– сбор, первичная обработка и обобщение полученной информации об операциях, которые обеспечивают процесс сбыта продукции;
– обобщение информации о фактических результатах продажи товаров для управленческих целей;
– обобщение информационных потоков о затратах на реализацию продукции;
– сбор информации о возможностях и потребностях рынка.
Сбытовая система предприятия представляет собой комплекс мер и способов продвижения товаров, сокращения затрат, связанных с продажей товаров, оказания услуг покупателям, своевременной организацией расчетов.
Затраты, возникшие в процессе реализации продукции, являются основным объектом управленческого учета в сбытовой деятельности. Результаты деятельности и затраты проходят оценку как в целом, так и по функциональным разделам (центрам ответственности, местам возникновения затрат, видам продукции, направления сбытовой деятельности).
При организации управленческого учета в торговле принято делить предприятие на центры ответственности. Деление организации на центры ответственности происходит на основе финансовой структуры компании. Ответственность за результаты деятельности центра возлагается на руководителей подразделений, заведующих складами, начальников сервисной службы. [9]
Процесс учета, контроля и управления затратами и результатами сбытовой деятельности по центрам ответственности состоит из следующих элементов:
1) составление перечня ответственных лиц за организацию учета, оценки, контроля и регулирования деятельности по сбыту;
2) определение последовательности документирования учетных данных для целей получения точной информации об операциях и их исполнителях;
3) разработка документации, отражающей информацию по реализации товаров и услуг;
4) выделение процесса реализации по объектам учета и контроля;
5) формирование критериев оценки конкретных операций сбыта товаров;
6) подбор методов оценки результатов деятельности и затрат;
7) мониторинг, контроль и принятие грамотных управленческих решений в процессе сбыта товаров, выбор оптимальных вариантов.
Управленческий учет организационной деятельности торговой компании заключается в эффективном функционирование служб и отделов управления на основе информационных потоков при оптимальном уровне расходов на управление и организацию. Управленческий учет организационной деятельности заключается в разработке организационной структуры компании и установлении различных видов связи между ее подразделениями; создании графика документооборота и лиц, которые будут нести ответственность за его исполнение; определении перечня лиц, которые будут отвечать за работу подразделений компании; контроля текущих затрат и результатов деятельности центров ответственности; принятия оптимальных управленческих решений в целом по организации и по подразделениям. [7,c.281]
Безусловно, наличие динамичной, оперативной и грамотно выстроенной системы управленческого учета на сегодняшний день является залогом эффективного развития торгового предприятия.
Литература:
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов:// http://base.garant.ru/12123639/
- ПБУ 9/99 «Доходы организации»:// http://base.garant.ru/12115839/
- ПБУ 10/99 «Расходы организации»:// http://base.garant.ru/12115838/
- Письмо Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 16–00–13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)»:// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/72640/
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/775295/
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:// http://base.garant.ru/12171992/
- Бодяко А. В. Значение конкурентных стратегий и технологий принятия решений по управлению предпринимательскими структурами холдингового типа при разработке методологии внутрикорпоративного контроля /Бодяко А./ РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2016. –№ 3. — С. 278–284.
- Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле- 8-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с.
- Рогуленко Т. М., Михайлова Е. М. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2015. — № 5:// https://www.ipbr.org/vestnik/editions/2015/5/rogulenko-mikhailova/
Ключевые слова
центры ответственности, торговля, управленческий учет, оптовая торговля, издержки обращенияПохожие статьи
Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях
В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...
Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия
Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механиз...
Расчеты с поставщиками и покупателями: учетный и контрольный аспекты
В научной статье представлены учетный и контрольный аспекты ведения расчетов с поставщиками и покупателями на сельскохозяйственном предприятии, показано влияние на финансовую безопасность, платежеспособность и обеспеченность финансовыми ресурсами, вы...
Учет товарных операций на предприятиях торговли
На сегодняшний день торговые операции хозяйствующих субъектов способствуют значительному расширению ассортимента предлагаемой покупателям продукции, а также успешному развитию розничного и оптового товарооборота. Активное развитие торговых предприяти...
Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли
В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...
Отраслевые особенности бухгалтерского учета в строительстве
В статье рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета в строительстве. В настоящее время все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и вида экономической деятельности осуществляет бухгалтерский учет, что регламент...
Система показателей для проведения анализа финансовых результатов организации
Статья посвящена исследованию основных направлений совершенствования управленческого анализа финансовых результатов экономических субъектов, осуществляющих заготовительную деятельность. Для оценки рентабельности заготовительной деятельности организац...
Внутренний контроль на предприятиях оптовой торговли
В статье рассмотрены теоретические аспекты и особенности функционирования внутреннего контроля на предприятиях оптовой торговли. Перечислены основные цели внутреннего контроля и этапы, из которых он состоит. Проанализированы ключевые трудности и преп...
Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы
В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...
Особенности бухгалтерской деятельности организации
В статье раскрыто значение формирования особенностей системы бухгалтерского учета в деятельности предприятий, исследованы предпосылки и принципы его правильной организации. Проанализированы основные направления учета и их применения в системе на пред...
Похожие статьи
Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях
В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...
Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия
Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механиз...
Расчеты с поставщиками и покупателями: учетный и контрольный аспекты
В научной статье представлены учетный и контрольный аспекты ведения расчетов с поставщиками и покупателями на сельскохозяйственном предприятии, показано влияние на финансовую безопасность, платежеспособность и обеспеченность финансовыми ресурсами, вы...
Учет товарных операций на предприятиях торговли
На сегодняшний день торговые операции хозяйствующих субъектов способствуют значительному расширению ассортимента предлагаемой покупателям продукции, а также успешному развитию розничного и оптового товарооборота. Активное развитие торговых предприяти...
Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли
В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...
Отраслевые особенности бухгалтерского учета в строительстве
В статье рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета в строительстве. В настоящее время все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и вида экономической деятельности осуществляет бухгалтерский учет, что регламент...
Система показателей для проведения анализа финансовых результатов организации
Статья посвящена исследованию основных направлений совершенствования управленческого анализа финансовых результатов экономических субъектов, осуществляющих заготовительную деятельность. Для оценки рентабельности заготовительной деятельности организац...
Внутренний контроль на предприятиях оптовой торговли
В статье рассмотрены теоретические аспекты и особенности функционирования внутреннего контроля на предприятиях оптовой торговли. Перечислены основные цели внутреннего контроля и этапы, из которых он состоит. Проанализированы ключевые трудности и преп...
Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы
В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...
Особенности бухгалтерской деятельности организации
В статье раскрыто значение формирования особенностей системы бухгалтерского учета в деятельности предприятий, исследованы предпосылки и принципы его правильной организации. Проанализированы основные направления учета и их применения в системе на пред...