К вопросу развития кадрового потенциала в вузах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 12.04.2018

Статья просмотрена: 2271 раз

Библиографическое описание:

Зеленина, Э. Е. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах / Э. Е. Зеленина, Т. С. Волоха, Д. В. Сунцова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/295/14114/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: потенциал, профессорско-преподавательский состав, программа развития, создание условий, вуз.

Модернизация высшей школы в условиях ограниченного финансирования и недостаточных темпов воспроизводства интеллектуальных ресурсов неосуществима без программ развития кадрового потенциала университетов.

В последние годы, на официальных сайтах вузов представлены программы развития кадрового потенциала. В программах отражена нацеленность на инновационный путь развития с формированием позиции активной роли человека в образовательном процессе. Основной целью кадровой политики вузов представлено соблюдение баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации и требованиями действующего законодательства.

Рассматривая феномен кадрового потенциала в рамках ресурсного подхода, в вузах проводится анализ персонала с вектором внимания на уникальность кадровых ресурсов и компетенций в организации, с дальнейшим выделением наиболее значимых ресурсов, их использованием и развитием с целью формирования устойчивого конкурентного преимущества.

При данном подходе возрастные характеристики являются далеко не самыми важными, но именно они могут «ограничить» развитие остальных квалификационных и компетентностных характеристик персонала вузов.

Статистические данные по демографическим показателям профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования показывают неблагоприятную тенденцию: профессорско-преподавательский состав в возрасте до 30 лет снизился с 35,5 тысяч человек в 2000 году до 19,9 тысяч человек в 2016 году. В то же время, профессорско-преподавательский состав в возрасте 60 лет и старше увеличился с 54,3 тысяч человек в 2000 году до 72,3 тысяч человек в 2016 году [2].

По данным исследователей, доля молодых преподавателей в возрасте до 25 лет в российских вузах составляет менее процента, возрастная категория 25–29 лет в вузах представлена около пяти процентов [3].

В последние годы вузы разрабатывают и применяют различные программы привлечения своих выпускников к преподавательской деятельности [1,5]. Тем не менее, большинство молодых преподавателей, после работы в течение нескольких лет предпочитают искать другое место работы. Основными причинами ухода молодых специалистов в вузах выступают:

  1. Психологическая несовместимость с преподавательской работой.
  2. Несоответствие уровня заработной платы преподавателей и нагрузки в 900 и более часов.
  3. Отсутствие условий для серьёзной научно-исследовательской работы в вузе, сложность совмещения преподавания и научной деятельности.
  4. Низкий уровень заработной платы. Часто проблема низкой заработной платы связана с тем, что молодые научно-педагогические работники имеют ограниченный срок трудового договора на 1–2 года, в то время как преподаватели с научной степенью и званием избираются по конкурсу на 5 лет, либо работают на неполную ставку (0,5 или 0,75 ставки).
  5. Проблема профессиональной самореализации — молодые кадры практически не имеют возможности за счет средств вуза принять участие в научно-практических конференциях, стажировках в других вузах. Часто молодых аспирантов, преподавателей загружают дополнительной работой, например, набор печатного текста для коллег, работа ответственным секретарем в период приемной кампании, работа в качестве секретаря ГЭК. Следовательно, молодые кадры не могут защитить кандидатскую диссертацию в установленные сроки и, не видя перспектив, покидают университет;
  6. В целях выживания молодые преподаватели вынуждены осуществлять поиск дополнительных работ или трудиться в вечернее время.

Обозначенные проблемы имеют внутренние и внешние причины.

К внешним причинам следует отнести практическое отсутствие федеральной и региональной государственной политики сохранения молодого кадрового потенциала. Выделяется крайне незначительное количество грантов для молодых ученых гуманитарных направлений. Установлен низкий оклад молодых преподавателей, не имеющих ученую степень. Отсутствует возможность приобретения ипотеки по сниженным ставкам, отсутствует льготная очередь детей в детский сад.

Внутренние причины связаны с корпоративной вузовской политикой привлечения и удержания молодых кадров. Часто программы поддержки молодых преподавателей и ученых только декларированы и применяются лишь в небольшом объеме, так как напрямую зависят от наличия внебюджетных средств.

Тем не менее, вузы ставят перед собой задачи, связанные с мотивацией и поддержкой персонала, например:

‒ формирование корпоративной культуры, которая обеспечивает создание оптимальных условий для совместной реализации научно-педагогическими работниками и студентами инновационных проектов, в соответствии с запросами высокотехнологичных секторов экономики;

‒ создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников;

‒ внедрение гибкой системы материального вознаграждения и поощрения преподавателей по результатам инновационной деятельности;

‒ создание условий для развития творческого потенциала преподавателей и студентов;

‒ развитие системы привлечения, селекции иностранных преподавателей и активной талантливой молодежи для подготовки и последующей исследовательской работы;

‒ развитие и повышение эффективности аспирантуры и докторантуры [4].

Для формирования адекватного управленческого воздействия на персонал необходимо учитывать такие составляющие, как:

‒ анализ и оценка текущей кадровой работы;

‒ развитие различных рейтингов ППС;

‒ совершенствование системы оценки качества работы административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала;

‒ создание информационной системы поддержки развития кадрового потенциала;

‒ конкурентное преимущество и социальная направленность кадровой политики.

Литература:

  1. Березовская Е. А., Крюков С. В. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. — 2014. — № 6. — С. 117–122.
  2. Бородина Д. Р., Гохберг Л. М., Жихарева О. Б. Образование в цифрах 2017: краткий статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 80 с.
  3. Как привлечь молодые кадры к работе в вузах? // Партия Великое Отечество. URL: http://www.партиявеликоеотечество.рф (дата обращения: 8.04.2018).
  4. Стратегия развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского на период до 2030 года» //. URL: http://www. msun.ru (дата обращения: 8.04.2018).
  5. Фадеева И. М., Ватолкина Н. Ш. Программы развития кадрового потенциала исследовательских университетов России: опыт анализа // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 4. — С. 13–32.
Основные термины (генерируются автоматически): профессорско-преподавательский состав, вуз, кадровый потенциал, программа развития, создание условий, заработная плата, молодая.

Похожие статьи

Особенности формирования кадрового резерва в университете

В статье рассматривается опыт реализации технологии формирования кадрового резерва в ведущих университетах страны. Описываются различные подходы к управлению кадровым резервом, выделяются категории кадрового резерва, а так же затрагиваются вопросы мо...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Задачи кадровой политики в формировании кадрового потенциала организаций

Пути формирования системы корпоративного партнерства в профессиональных колледжах

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского г...

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Похожие статьи

Особенности формирования кадрового резерва в университете

В статье рассматривается опыт реализации технологии формирования кадрового резерва в ведущих университетах страны. Описываются различные подходы к управлению кадровым резервом, выделяются категории кадрового резерва, а так же затрагиваются вопросы мо...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Задачи кадровой политики в формировании кадрового потенциала организаций

Пути формирования системы корпоративного партнерства в профессиональных колледжах

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского г...

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.