Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Шапарь, Д. С. Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации / Д. С. Шапарь. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/295/14124/ (дата обращения: 15.11.2024).



В состоянии жёсткой рыночной конкуренции и рыночной неопределённости необходимо учитывать множество факторов при управлении предприятием. Для этого управленцами компании разрабатывается структура управления предприятием, которая является системой взаимосвязанных маркеров и показателей, позволяющих корректировать действия предприятия в разных рыночных ситуациях. Не всегда этого достаточно, поскольку любое предприятие ставит перед собой цель получения прибыли, а добиться этой цели не всегда возможно без работающей системы финансового планирования на предприятии. Особенно в кризисные периоды, когда оборотный капитал предприятия уменьшается и становится невозможно вести хозяйственную деятельность. Такое состояние предприятия называют банкротством, за которым иногда следует санация — финансовое оздоровление предприятия, которое не обходится без установления системы финансового планирования.

Банкротство (несостоятельность) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1]. Исходя из этого определения, можно сказать, что банкротство является таким финансовым состоянием предприятия, при котором оно неспособно осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность, а также неспособна соблюсти принцип непрерывности деятельности предприятия. Другими словами, ликвидация организации в соответствии с законодательством, если невозможно произвести финансовое оздоровление (санация) предприятия. Упрощённая схема несостоятельности предприятия, согласно законодательству Российской Федерации, изображена на рисунке 1.

Рис. 1. Упрощенная схема несостоятельности (банкротства) предприятия в РФ

На схеме видно, что решение арбитражного суда и конкурсное производство выделены в отдельные блоки. Это обусловлено тем, что решение арбитражного суда является основанием для начала процесса финансового оздоровления (в схеме по центру) и при восстановлении платёжеспособности предприятия оно продолжает дальнейшую хозяйственную деятельность. В противном случае, будет запущен процесс конкурсного производства, который подразумевает: поиск и аккумулирование имущества должника, ликвидация организации, соразмерное удовлетворение требований кредиторов [1].

На рисунке 1 видно, что при возможности финансового оздоровления и восстановления платёжеспособности предприятия, можно избежать конкурсного производства и провести санацию. Меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве называется санация [1]. Одним из методов, который применяется для восстановления платёжеспособности предприятия является система финансового планирования.

Финансовое планирование — это важный элемент управления на предприятии, который позволяет оптимизировать финансы и ресурсы предприятия. Система финансового планирования включает в себя не только разработку плана, но и контроль за его выполнением, а также проведение оценки качества выполнения поставленных целей [2].

https://moluch.ru/th/blmcbn/1595/1595.001.png

Рис. 2. Система финансового планирования на предприятии

На рисунке 2 отображены основные элементы системы финансового планирования на предприятии и, как можно заметить, каждый из них требует тщательной проработки для эффективной работы предприятия даже в нормальных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Когда предприятие попало под санацию, то обойтись без системы финансового планирования невозможно.

Для организации системы финансового планирования на предприятии необходимо провести всесторонний анализ предприятия и определить: коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности, коэффициенты платёжеспособности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты деловой активности, внешние условия, внутренние условия. Также необходимо провести анализ: рынков, на которых ведёт деятельность предприятие; активов и пассивов; возможной безубыточной деятельности должника. На основе этих данных собственниками, внутренними финансовыми работниками или организацией, осуществляющей внешнее управление, будет вынесено решение о целесообразности финансового оздоровления предприятия и внедрения системы финансового планирования. На основе этого заключения и будет строиться будущая система. В рамках данной статьи невозможно рассмотреть все возможные варианты построения системы финансового планирования на предприятии, поэтому имеет смысл рассмотреть стандартную систему финансового планирования, которая представляет из себя построение, ведение и контроль за бюджетами всех уровней предприятия.

Реализация финансового планирования на предприятии становится возможной с помощью бюджетирования, которое рассматривается с двух позиций в зависимости от объекта планирования: во-первых, приравнивается к финансовому планированию и его объектом выступают только финансовые ресурсы; во-вторых, как инструмент формирования и рационального использования всех имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) предприятия [3]. Внедрить систему финансового планирования без составления бюджетов невозможно. По мнению И. А. Бланка, бюджет — это оперативный финансовый план краткосрочного периода, разработанный обычно в рамках одного года и отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов деятельности [4]. Другими словами, построение бюджета предприятия начинается с бюджетов краткосрочных периодов (операционных) и заканчивается бюджетами долгосрочных периодов (инвестиционных). На рисунке 3 представлена наглядная схема детализации групп бюджетов предприятия.

https://moluch.ru/th/blmcbn/1581/1581.006.png

Рис. 3. Детализация групп бюджетов предприятия

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что внедрение системы финансового планирования на предприятии является логичным завершением последовательных шагов, которые предпринимаются предприятием для сохранения ликвидности, рентабельности и осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)
  2. Дрок Т. Е., Шапарь Д. С. О роли финансового планирования, обеспечивающего устойчивое развитие предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1. — С. 94–97.
  3. Дрок Т. Е., Коптева Е. В. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1. — С. 121–124.
  4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: учебник. — М.: Омега-Л, 2012. — 674 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовое планирование, предприятие, арбитражный суд, дальнейшая хозяйственная деятельность, конкурсное производство, финансовое оздоровление, внедрение системы, ликвидация организации, финансовое оздоровление предприятия, хозяйственная деятельность.

Похожие статьи

Оценка финансового состояния организации и практические аспекты его стабилизации

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Тестирование активов на обесценение как обязательная процедура при подтверждении аудитором достоверности финансовой отчётности

Планирование финансовых потоков торговой фирмы с помощью модели прогнозирования продаж

Организация системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации как необходимая составляющая эффективного управления

Формирование финансового результата на примере коммерческих предприятий и его влияние на сотрудников организации

Внутрикорпоративный PR как средство управления мотивацией сотрудников

В тексте рассмотрено понятие внутрикорпоративного PR, инструментарий построения коммуникации внутри организации.

Похожие статьи

Оценка финансового состояния организации и практические аспекты его стабилизации

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Тестирование активов на обесценение как обязательная процедура при подтверждении аудитором достоверности финансовой отчётности

Планирование финансовых потоков торговой фирмы с помощью модели прогнозирования продаж

Организация системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации как необходимая составляющая эффективного управления

Формирование финансового результата на примере коммерческих предприятий и его влияние на сотрудников организации

Внутрикорпоративный PR как средство управления мотивацией сотрудников

В тексте рассмотрено понятие внутрикорпоративного PR, инструментарий построения коммуникации внутри организации.