Рынок автокредитования как элемент экономического развития
Автор: Леонова Ирина Васильевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 04.05.2018
Статья просмотрена: 1498 раз
Библиографическое описание:
Леонова, И. В. Рынок автокредитования как элемент экономического развития / И. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/295/14198/ (дата обращения: 15.11.2024).
Стимулирование покупательной способности населения является одним из направлений развития экономики. Покупательская активность ускоряет оборот вложенных в производство и реализацию товаров средств, способствует росту товарооборота, что позволяет также увеличить налоговые поступления в бюджет и поддерживать занятость населения. В современных условиях инструменты стимулирования потребительской активности занимают важнейшее место в системе мер экономической политики государства и компаний. Применение операций по потребительскому кредитованию населения является инструментом стимулирования покупательской способности.
«…потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования» [1].
Потребительские кредиты можно классифицировать по различным критериям:
- По субъектам кредитной сделки;
- По обеспечению;
- По методу погашения;
- По условиям предоставления;
- По целевой направленности ссуд;
- По срокам кредитования.
Автокредитование является видом потребительского кредитования целевой направленности и подразумевает четкие требования к залогу и определенные каналы продаж.
Автокредит — особая форма потребительского кредита, при которой происходит авансированное движение ссужаемой стоимости приобретаемого транспортного средства от банка к заемщику на условиях возвратности, срочности, платности и дифференцированности с обеспечением в форме залога приобретаемого и зарегистрированного в установленном законом порядке транспортного средства [2].
В настоящее время автокредит является одним из популярных кредитных продуктов, занимая важное место на отечественном рынке потребительского кредитования. Можно проследить динамику изменения доли автокредитования в общем объеме ссуд, предоставленных физическим лицам по данным таблицы 1. Доля автокредитов с 2013 по 2017 годы снижается, но к 2018 году падение замедляется. К январю 2018 года в номинальном выражении величина выданных ссуд увеличивается, как и величина объема предоставленных физическим лицам ссуд.
Таблица 1
Предоставленные физическим лицам ссуды [3]
Млрд. руб. |
01.2018 |
01.2017 |
01.2016 |
01.2015 |
01.2014 |
01.2013 |
1. Объем предоставленных физическим лицам ссуд, по которым срок платежа наступил в отчетном периоде, всего, в том числе: |
233, 9 |
209, 7 |
235, 7 |
234, 8 |
248, 6 |
207 |
автокредиты |
21, 5 |
19, 2 |
25, 5 |
26, 8 |
30, 1 |
25, 7 |
Доля автокредитов, % |
9,2 |
9,2 |
10,8 |
11,4 |
12,1 |
12,4 |
Взаимоотношения между заемщиком и кредитором формируют рынок автокредитования.
Рынок автокредитования — сегмент кредитного рынка, который представлен как система отношений в сфере долговых обязательств, связанных с передачей прав собственности на автомобиль.
Основными субъектами кредитных отношений считаются кредиторы и заемщики.
Заемщиком при автокредитовании может выступать не любое физическое лицо, а только клиент, имеющий твердое намерение приобрести автомобиль, поскольку в случае с целевым кредитом денежные средства поступают не на счет заемщика, связанный с получением кредита, а на счет посредника, продающего транспортные средства.
Кредиторами являются лица, которые предоставляют ссуды и имеют в наличии определенные средства, а именно накопленные, привлеченные или мобилизованные ресурсы.
На современном рынке автокредитования роль кредитора принадлежит универсальным и кэптивным банкам.
Универсальный банк — кредитное учреждение, совершающее все основные виды банковских операций: депозитные, кредитные, фондовые, расчетные, доверительные. Универсальные банки охватывают рынок оказания услуг как физическим, так и юридическим лицам, а также совершают операции на фондовом рынке.
Кэптивный банк — вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive — «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента — их собственника.
В России кэптивные банки используются автопроизводителями для предоставления кредитных услуг на конкретные марки автомобилей и специальных программ с очень привлекательными условиями для дилеров. В данном случае целью работы такой финансовой структуры будет привлечение большего числа клиентов и увеличение объемов продаж конкретного автопроизводителя.
В настоящее время автокредитные программы реализуются благодаря построению партнерских отношений между банками, страховыми компаниями и автосалонами. Автосалоны заключают партнерские соглашения, как правило, с пулом банков, которые работают с тем или иным производителем автомобилей. Также при автокредитовании наблюдается пересечение интересов банков и страховых организаций, что объективно способствует их тесному взаимодействию [4].
К субъектам рынка автокредитования, кроме банков, можно отнести:
- Автопроизводителей
- Дилерские центры
- Страховые организации
- Бюро кредитных историй
- Коллекторские агентства
Объектом кредитных отношений служат ценности, предоставляемые в кредит. При этом право собственности на заемные ценности не отчуждается, а остается за ссудополучателем.
Характеризуя рынок автокредитования необходимо выделить ряд элементов, которые принимает во внимание потребитель данного вида кредита:
- Процентная ставка по кредиту
- Величина первоначального взноса
- Величина страховой премии КАСКО
- Размер пакета документов при подаче заявки
- Возможность досрочного погашения кредита без выплаты штрафных санкций
- Сроки рассмотрения заявки
Согласно исследованию, проведенному аналитиками ГК «АвтоСпецЦентр» в 2013 году среди 340 клиентов данной компании, в качестве приоритетного фактора, влияющего на потребительские предпочтения при выборе кредитора, выступает процентная ставка по кредиту — 43 % из 100, следующими по значимости элементами представлены величина первоначального взноса и величина страховой премии КАСКО: 18 % и 17 % соответственно.
Охарактеризовать рынок автокредитования можно как с позиции сегментов автомобильного рынка, так и с точки зрения сформированного банковского кредитного портфеля.
Повышающаяся на рынке автокредитования конкуренция обусловливает необходимость разработки и внедрения различных схем реализации кредитного процесса.
Виды автокредитов:
- Классический автокредит. Данную схему можно считать самой распространенной на рынке автокредитования. Продукты, предлагаемые по данной программе, имеют невысокую стоимость для заемщика в процентном выражении, а срок рассмотрения варьируется в пределах от 1 до 3 рабочих дней. Необходимыми условиями реализации данной схемы следует считать предоставление заемщиком полноценного комплекта документов для рассмотрения (паспорт, водительское удостоверение, документ, подтверждающий занятость, а также справка о доходах), а также внесение до заключения кредитной сделки первоначального взноса в размере, как правило, не менее 10 % от стоимости автомобиля.
- Экспресс-кредит. Этот автокредитный продукт удобен для заемщика, прежде всего, упрощенной процедурой рассмотрения заявки. Принципиальный момент: пакет документов при экспресс-кредитовании минимальный (паспорт и второй документ), — что способствует более оперативному рассмотрению заявки, нежели при классической схеме. Однако это подразумевает более высокий уровень риска для банка, что компенсируется повышением процентной ставки в паспорте продукта.
- Trade-in. Принципиальное отличие от классической схемы автокредитования — оплата первоначального взноса не в денежной форме. Для этого заемщик сдает дилеру автомобиль, стоимость которого определяется независимым оценщиком, и впоследствии по выявленной стоимости засчитывается в качестве первоначального взноса. Существенно заметить, оценка происходит, как правило, в пользу салона с существенным дисконтом, что не всегда устраивает заемщика.
- Buy-back. Так называемы «обратный выкуп» — кредитный продукт, предполагающий небольшие выплаты на протяжении всего срока обслуживания кредита с единовременной выплатой части суммы основного долга в конце срока. При этом дилерский центр берет на себя обязательство по выкупу транспортного средства в конце срока кредита по цене, не меньшей, чем сумма последнего платежа
- Автомобиль в рассрочку. Фактически продукт представляет собой беспроцентный кредит, для предоставления которого используется схема факторинга, предполагающая уступку дилерским центром права требования по кредиту банку-партнеру. При такой схеме дилерский центр уплачивает банку комиссию в качестве компенсации процентного дохода.
- Кредит без первоначального взноса. Механизм предоставления автокредита по данной схеме аналогичен классическому варианту. Исключением является отсутствие требования по оплате первоначального взноса. Связанный с этим повышенный кредитный риск компенсируется более высокой процентной ставкой.
- Кредит без страхования КАСКО. Кредитор как залогодержатель заинтересован в сохранности предмета залога, что в подавляющем большинстве обусловливает обязательство заемщика страховать транспортные средства по рискам угон/ущерб и влечет существенное увеличение расходов заемщика на проведение сделки и последующее обслуживание долга. Особенностью данного кредитного продукта является существенное, как правило, повышение уровня процентной ставки как компенсация банку за риск. При этом некоторые банки, не отказываясь от страхования угона-ущерба, предоставляют клиентам возможность при покупке автомобиля с помощью автокредита не приобретать полисы по страхованию жизни и здоровья, что также способствует удешевлению кредита для заемщиков.
- Кредит на покупку подержанных авто (с пробегом). Процентная ставка на несколько пунктов выше, нежели в классическом варианте. Также отличительной чертой данного продукта является более высокий минимальный порог первоначального взноса: размер последнего по такому кредиту составляет не менее 30 % от полной стоимости автомобиля. Немаловажным фактором для совершения сделки становится также возраст автомобиля. Распространенной практикой является ограничение по возрасту транспортного средства на момент совершения сделки в пределах 7–8 лет.
Наиболее распространенными в настоящее время являются кредиты, предоставляемые по классическому и экспресс-варианту. Основные параметры и преимущества данных программ, по нашему мнению, в большинстве случаев удовлетворяют потребности потенциальных заемщиков.
Современные автокредитные программы в банках предусматривают возможность приобретения в некоммерческих целях не только легковых автомобилей, но и прочей автотехники: мототехнику, прицепы, снегоходы, скутеры и другие транспортные средства.
Взаимодействие участников рынка автокредитования предполагает наличие рисков, как для кредитора, так и для заемщика. Можно выделить следующие факторы комплексного риска автокредитования:
‒ наличие посреднической организации — автодилера;
‒ повреждение, конструктивная гибель, хищение транспортного средства;
‒ значительный размер кредита;
‒ некомпетентность или преднамеренность в действиях сотрудников банка;
‒ отказ от выполнения обязательств заемщиком;
‒ негативные изменения социально — экономической ситуации в стране;
‒ неблагоприятные изменения в состояние автомобильной отрасли и автомобильного рынка в стране.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)»
- Кредитные инновации в банковском секторе (на примере автокредитования) дис.... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Воробьева Инна Сергеевна — Москва, 2014. — 165 с.
- Официальный сайт Банка России [электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru
- Мазурин В. В. Комплексный подход к исследованию риска автокредитования в банковской деятельности: содержание, специфика и факторы / В. В. Мазурин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — № 12.