Система бюджетирования: роль в управлении предприятием, проблемы внедрения на российские предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 1313 раз

Библиографическое описание:

Иофина, Ю. А. Система бюджетирования: роль в управлении предприятием, проблемы внедрения на российские предприятия / Ю. А. Иофина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14514/ (дата обращения: 20.12.2024).



Актуальной проблемой, наверное, для любого предприятия в данное время остается правильное внедрение, а самое главное адекватная постановка системы бюджетирования. Если соблюдены два этих требования, то эффективность бизнеса на предприятии будет расти, а вместе с тем, система управления предприятия будет улучшаться, что весьма важно для благополучного функционирования.

Внутренняя среда фирмы является весомой составляющей в системе бюджетирования. На систему бюджетирования также влияет, то состояние внешней среды, в которой фирма находится. Таким образом, внедрение и совершенствование системы бюджетирования стимулируется рынком.

Что же представляет собой термин «бюджетирования» и какова его роль в управлении предприятием.

Термин planning, в западной литературе, трактуется как обобщающее понятие, но обычно относится к долгосрочным прогнозам [2]. Бизнес-планирование (business planning) распространенное понятие, чаще относится к разработке новых проектов. Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является термин бюджетирование (budgeting). Бюджетом (budget) называется количественное выражение планов, которые составлены после проведения стратегического анализа [6]. В итоге, бюджетирование является более подробным уровнем планирования, а бюджет выступает его инструментом.

В российской литературе содержание терминов «бюджетирование» и «бюджет» раскрываются неоднозначно.

В. В. Ковалев говорит, что между планирование и бюджетированием отсутствует строгое разграничение. Он определяет, что бюджет, это смета, в которой определяются предстоящие расходы и доходы, а бюджетирование как процедуру составления бюджетов [4].

Термин «бюджетирование» определяется как синоним краткосрочного планирования. «Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и сегментам бизнеса, которая позволяет прогнозировать и получать экономические показатели в целях управления бизнес-процессами» [1] или «бюджетирование — это составляющая часть планирования, которая позволяет анализировать состояние дел в организации» [5].

Самочкин В. Н. в своей концепции говорит, что бюджет является выражением цели в её конкретных показателях, альтернативы достижения целей, последствия воздействия альтернатив на цели, отклонения от запланированных результатов.

Таким образом, выделяется стратегическая сторона внедрения бюджетирования [3]. То есть, бюджет — это организационный план в денежном выражении, который служит для достижения конкретных целей предприятия. Бюджет указывает, на то как будет развиваться предприятие в финансовом смысле, если воплотится стратегия и будут выполняться планы.

Рассмотрим функции бюджета, т. к. они помогут нам достаточно четко охарактеризовать роль и место системы бюджетирования в управлении предприятием.

  1. Бюджет выступает экономическим прогнозом. Руководство фирмы должно знать, те задания в части экономической деятельности, которые оно сможет запланировать на ближайший период и те экономические ресурсы, которые будут для этого необходимы.
  2. Бюджет выступает основой планирования. Для принятия обдуманных решений в процессе планирования руководству фирмы нужно знать общую информацию о подразделениях.
  3. Бюджет выступает основой контроля. В качестве средства для контроля бюджет очень необходим как инструмент, он позволяет обозначить пределы ответственности и полномочий менеджеров, а также анализировать качество планирования.
  4. Бюджет выступает средством координации отдельных мероприятий. С помощью бюджета разные подразделения могут обговаривать свои действия, что хорошо отражается на организации в целом и эффективном продвижении к цели.
  5. Бюджет выступает основой для постановки задач. Бюджет позволяет наперед определить альтернативные предложения, нужные программы действий и выбрать правильный вариант.
  6. Бюджет выступает средством направления финансовых полномочий. С помощью бюджета можно наиболее полно распределить обязанности внутри фирмы [7].

Таким образом, можно сказать, что бюджетирование организует системность управления предприятием. Системность в данном случае, служит методом управленческой деятельности.

Тем самым, из всего вышеизложенного мы можем обозначить место и роль системы бюджетирования в управлении предприятием.

Бюджетирование выступает основой для: прогнозирования и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия; распределения ресурсов; воплощении определенных и эффективных планов предприятия; упрощения и прозрачности системы контроля; распределения финансово-экономических полномочий и повышения уровня самостоятельности работников фирмы; мотивации коллектива; своевременного анализа результатов и качественного принятия решения; направления и управления работы предприятия в целом.

Исходя из вышесказанного, мы разобрались, какое же важное значение имеет бюджетирование в управлении предприятием, и его эффективном функционировании в целом. Действительно на современном этапе, очень сложно представить управление предприятием без бюджетирования, но оно по-прежнему является слабым местом управления в большинстве российских предприятий в разных областях, начиная от промышленности и строительства, заканчивая банками и торговлей.

Процесс бюджетирования очень сложный при своей внешней простоте, качественно составить бюджет, в особенности для крупных предприятий, порой не так просто. Связанно это с неуверенностью, что данный результат является лучшим из возможных планов.

На российских предприятиях отсутствие бюджетирования характеризуется тремя причинами, которые в то же время ещё и взаимосвязаны.

Первая из таких причин, это то, что на предприятии не считаю важным планирование. Руководство не требует от сотрудников планов, как и в принципе, сами сотрудники считают это лишней тратой времени. Данная причина, на мой взгляд, связанна с необразованностью руководства, или нежеланием развития своего предприятия.

Вторая причина вытекает из первой. Если руководство не понимает, как осуществлять планирование, то естественно данная методика не дает желаемых результатов. Предприятие, имея неудачный опыт внедрения бюджетирования, отказывается от него полностью. И отсюда третья причина, это нежелание даже пробовать планировать [7].

Также предприятия сталкиваются с проблемами внедрения бюджетирования или его функционирования в дальнейшем. Давайте ознакомимся с недостатками бюджетирования.

Самым, наверное, главным недостатком бюджетирования выступает его дороговизна. Бюджетирование, как процесс, должен конкретно указывать информацию по всем подразделениям предприятия, ведь именно тогда, он будет считаться эффективным. Тем самым, в каждом подразделении станет необходимостью наличие специалиста в области бюджетирования. В течение бюджетного периода бюджет будет требовать постоянной корректировки, в связи с быстрой потерей необходимых данных. В итоге, предприятию потребуется создание нового структурного подразделения, которое будет заниматься бюджетированием, тем самым штат специалистов станет больше, отсюда затраты.

К недостатку бюджетирования относится также построение бюджетов на основе показателей прошлых периодов с корректировкой. Все это приводит к тому, что на предприятие перестают думать об эффективности и инновационном развитии, тем самым процессы производства и управления идут на спад. Это может вызвать торможение роста стоимости предприятия, а впоследствии может губительно сказаться на ее деятельности.

Важной проблемой становиться и то, что менеджеры выполняют эффективную работу, относящую к краткосрочным целям, таким как достижение плановых показателей, снижение издержек и т. д. Добиваясь намеченных краткосрочных результатов, они забывают о долгосрочных целях, которые являются не менее важными, тем самым это также сказывается негативно на деятельности фирмы в целом.

К не менее важной проблеме относится выбор предприятием бюджетов для формирования. Для каждого предприятия выбор бюджетов является делом индивидуальным, т. к. это нигде нормативно не закреплено, чтобы конкретные бюджеты относился к конкретной отрасли. Менеджмент предприятия, обладая лишь теоретической информацией о бюджетировании, порой не знают, какие бюджеты нужны конкретному предприятию. Отсюда вытекает проблемы выбора лишней формы бюджетов или игнорируются бюджеты, которые необходимы предприятию.

Проблемы возникают на этапе контроля и регулирования исполнения, связанные с недостаточным контролем и мониторингом бюджета. Проблемой может также стать недостаточность и нерегулярность анализа, это приводит к неправильно оценке результатов и тем самым к неверным бюджетным показателям дальнейшего периода.

Все эти проблемы можно решить, прибегнув к следующим советам.

Необходимо разработать и внедрить в качестве нормативной базы некоторые стандарты бюджетирования, в которых будет прописаны принципы, технологии и этапы бюджетирования. Также должны быть документы, которые определяют права и обязанности, полномочия и ответственность участников процесса бюджетирования. Также в данном документе прописать сроки и формы предоставления информации. Система бюджетирования обязана быть гибкой, чтобы своевременно реагировать на изменения и обеспечить своевременную корректировку показателей бюджета. Важным и непосредственным является как для руководителя предприятия, так и для сотрудников значение процесса бюджетирования, его цели, задачи и ориентированность. Если это все соблюдать, то можно достичь желаемого в процессе бюджетирования.

Таким образом, процесс бюджетирования на предприятии не является системой простой и быстро внедряемой, как порой кажется, на первый взгляд. Этот процесс трудоемкий, затратный и требует практических навыков. Идеальной системы бюджетирования разработать пока не удалось никому, проблемы и изъяны будут всегда, просто нужно стараться их решить с минимальным негативным отклонением.

Литература:

  1. Бурцев В. В. Основы коммерческого бюджетирования//Справочник экономиста, 2011, № 1. С.9
  2. Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж. М. мл. Основы финансового менеджмента. — М.:Вильямс, 2010. С. 200
  3. Григорьев А. В. Бюджетирование в коммерческих организациях: учеб. пособие/А. В. Григорьев, С. Л. Улина, И. Г. Кузьмина. — Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2015, — С. 136.
  4. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2011. С. 403–404.
  5. Просветов Г. И. Бюджетирование: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. — М.: АльфоПресс, 2014, С.3
  6. Хорнгерн Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. — М.: ФиС, 2003. С.98
  7. Шартилова И. С. Внутрифирменное бюджетирование в России: проблемы и решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2013. — № 9–10. — [Электронный ресурс] — http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep13–09/968-a/ Дата обращения — 26.09.2018г.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджет, предприятие, управление предприятием, краткосрочное планирование, помощь бюджета, причина, проблема, процесс, руководство фирмы, система.

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества в деятельность современных организаций: пути формирования, необходимость исследования

Проблемные аспекты постановки системы бюджетирования на предприятии

Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Русал»: капитал, трудовые ресурсы, технология производства продукции

Обучение персонала на предприятии: концепции, виды, методы, оценка эффективности

Организация системы внутреннего контроля на предприятии как повышение конкурентоспособности персонала

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Регламентация и стандартизация качества пищевых продуктов: проблема эффективности регуляции

Рекламная кампания: понятие, особенности организации и оценка эффективности

Регулирование социально-трудовых отношений во взаимодействии с профсоюзами в процессах антикризисного управления

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества в деятельность современных организаций: пути формирования, необходимость исследования

Проблемные аспекты постановки системы бюджетирования на предприятии

Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Русал»: капитал, трудовые ресурсы, технология производства продукции

Обучение персонала на предприятии: концепции, виды, методы, оценка эффективности

Организация системы внутреннего контроля на предприятии как повышение конкурентоспособности персонала

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Регламентация и стандартизация качества пищевых продуктов: проблема эффективности регуляции

Рекламная кампания: понятие, особенности организации и оценка эффективности

Регулирование социально-трудовых отношений во взаимодействии с профсоюзами в процессах антикризисного управления