Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов
Автор: Кондратенко Ирина Валентиновна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2018
Статья просмотрена: 173 раза
Библиографическое описание:
Кондратенко, И. В. Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов / И. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14532/ (дата обращения: 19.12.2024).
Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.
Ключевые слова: налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения.
Налоговое законодательство с момента принятия Государственной Думой 16 июля 1998 года первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а затем и второй части НК РФ 19 июля 2000 года, претерпело немало изменений, совершенствовалось, дополнялось.
В 2017 году самым масштабным изменением было введение главы 34 НК РФ «Страховые взносы». Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Взамен ему вступили в силу новые редакции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].
До 1 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах» были установлены общие правила администрирования страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования. Согласно данному закону, администрирование страховых взносов распределялось между несколькими учреждениями следующим образом:
‒ Пенсионный фонд России (ПФР) выступал администратором (органом контроля) в отношении страховых взносов на ОПС и ОМС;
‒ Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС.
С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется налоговыми органами на основании Налогового кодекса РФ. В этих целях в нормы части первой Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие «штриховые» поправки. А администрирование страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осталось в ведении Фонда социального страхования (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который был дополнен тремя новыми главами: гл. IV.1 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», гл. IV.2 «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», гл. IV.3 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [4].
Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что изменение порядка администрирования направлено на повышение собираемости страховых взносов и сокращение контролирующих структур для снижения нагрузки как на бюджет, так и на организации и индивидуальных предпринимателей. Также к плательщикам страховых взносов применяются все общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации [6].
Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд других новшеств, с которыми столкнулись плательщики.
Введен новый расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7–11/551@. Его заполняют, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Он заменяет собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР и «старую» форму 4 — ФСС.
Расчет по страховым взносам сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения плательщика страховых взносов. Обособленные подразделения независимо от наличия расчетного счета и отдельного баланса, начисляющие выплаты физическим лицам, сдают расчеты по месту своего нахождения. Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ, Отчет необходимо сдать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.
Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек несут обязанность по представлению расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов могут отчитываться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ) [2].
Новая форма расчета страховых взносов включает только показатели, относящиеся к начислениям отчетного (расчетного) периода (как в налоговых декларациях). Сведения о перечислениях взносов в расчете не указываются.
Для контроля расходования средств налоговые органы передают сведения из единого ежеквартального расчета территориальному органу ФСС, который в свою очередь проверяет правильность заявленных расходов. Если расход не признан, ФСС сообщает об этом в ИФНС. Затем налоговый орган выставляют плательщику страховых взносов требование об уплате. При положительном результате проверки расходы принимаются [5].
Что касается нарушений в сфере страховых взносов, то с 1 января 2017 года они признаются налоговыми правонарушениями. Ответственность по ним установлена Налоговым кодексом РФ:
‒ непредставление расчета в установленный срок — 5 % от не уплаченной в срок суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);
‒ грубое нарушение правил учета, повлекшее за собой занижение базы для исчисления страховых взносов, — 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);
‒ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, — 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ);
‒ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, — 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 3 ст. 122 НК РФ);
‒ непредставление в срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, установленных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. п. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
‒ непредставление в срок сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений, определенных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, — 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ) [1].
Также кроме денежных взысканий за различные нарушения в сфере страховых взносов существует и уголовная ответственность за данные нарушения. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ вступили в силу новые правила привлечения страхователей к ответственности за неуплату взносов. Теперь компанию могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа 2017 года. Привлекать к ответственности за уклонение от страховых взносов в налоговую инспекцию будут по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Крупный и особо крупный размеры останутся такими же, как для уклонения от налогов — для организаций это соответственно 5 млн. рублей и 15 млн. рублей [3].
Передача полномочий от ПФР и ФСС налоговым органам повлекла за собой некоторые спорные моменты. Какие же основные проблемы были замечены на протяжении 2017 года связи с данным изменением:
- Фондом социального страхования и налоговыми органами осуществлялась сверка списочного состава страхователей, уточнялись их регистрационные данные (регистрационные номера, ИНН, КПП, ОКВЭД и так далее), т. к. при передаче возникли некоторые неточности;
- Со сменой администратора страховых взносов изменились и реквизиты для перечисления взносов в бюджет. Многие плательщики производили уплату начисленных страховых взносов по старым реквизитам, поэтому возникла необходимость розыска и возврата неправильно уплаченных платежей. Поэтому у некоторых налогоплательщиков образовалась недоимка, из-за которой плательщики получили требования об уплате.
- Из-за массовой передачи сведений, технических сбоев, произошла некорректная передача сальдо ПФР на 01.01.2017, которая повлекла за собой образование задолженности у некоторых плательщиков, либо задвоение начислений, но с этой проблемой удалось быстро справиться и скорректировать все начисления.
На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков. Введение новых институтов налогового законодательства потребовало не только уточнения общих статей НК РФ, но и введения специальных разделов и глав. Совершенствование законодательства в целом и законодательства о налогах и сборах в частности формирует положительную тенденцию его развития, так как регулярно обновляются правовые нормы.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn78 (дата обращения 12.07.2018).
- Кудряшов В. С. Теоретические и методические аспекты анализа платежеспособности финансовой устойчивости предприятий // Стратегии бизнеса. — 2016. — № 12 (32). — С. 11–19.
- Кудряшов В. С. Анализ формирования современной системы страхования вкладов в Российской Федерации / Кудряшов В. С., Титова М. Н. // Актуальные проблемы экономики и инновации в образовании (Смирновские чтения) Материалы XV международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Международного банковского института: сборник статей.- Международный банковский институт, Международная академия наук высшей школы, Академия инженерных наук им. А. М. Прохорова, Ассоциация негосударственных вузов Северо-Западного федерального округа РФ, 2016. — С. 77–86.
Ключевые слова
налоговое законодательство, страховые взносы, , администрирование, основные измененияПохожие статьи
Влияние на ведение бизнеса законодательных поправок 2016 года
В статье рассмотрены основные изменения в законодательстве, касающиеся предпринимательской деятельности, вступившие в силу в 2016 году, их влияние на ведение бизнеса и значение для предпринимателей России в целом.
Изменения в налогообложении лизинговых сделок
В научной статье проведен анализ актуальных изменений в налогообложении лизинговых сделок в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена тем, что 29 ноября 2021 года был принят Федеральный закон № 382-Ф...
Наиболее значимые изменения в российском процессуальном законодательстве с 01.10.2019
В статье рассматриваются изменения, произошедшие в процессуальном законодательстве РФ в 2019 году. По результатам проведенной работы приведена оценка специалистов насчет нововведений, а также положительные и отрицательные стороны, которые могут после...
Реформа арбитражного законодательства в 2019 году
В данной статье рассматриваются основные изменения в арбитражном законодательстве, вступившие в силу с 1 октября 2019 года. Раскрыты изменения в таких институтах как представительство, процессуальные сроки, упрощенное производство, полномочия судей.
Проблемы налогового планирования
Рассмотрены основные на сегодняшний день проблемы в налоговом планировании, важность и необходимость которого определено современным налоговым законодательством РФ.
Меры налоговой поддержки государства в 2022 году на примере налога на прибыль организаций
Данная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в налоговом законодательстве, произведенных для поддержания экономической активности в связи с введением международных санкций в отношении России. В рамках статьи были проанализиро...
Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»
В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правов...
Ключевые изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ
В статье рассматриваются основные изменения Федерального закона № 44-ФЗ.
Мероприятия по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области финансов, налогов и сборов
В статье раскрывается необходимость совершенствования законодательства об административной ответственности в области финансов, налогов и сборов в современных условиях.
Проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе
В статье рассмотрены основные проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе в различных сферах, определены возможности решения рассмотренных проблем.
Похожие статьи
Влияние на ведение бизнеса законодательных поправок 2016 года
В статье рассмотрены основные изменения в законодательстве, касающиеся предпринимательской деятельности, вступившие в силу в 2016 году, их влияние на ведение бизнеса и значение для предпринимателей России в целом.
Изменения в налогообложении лизинговых сделок
В научной статье проведен анализ актуальных изменений в налогообложении лизинговых сделок в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена тем, что 29 ноября 2021 года был принят Федеральный закон № 382-Ф...
Наиболее значимые изменения в российском процессуальном законодательстве с 01.10.2019
В статье рассматриваются изменения, произошедшие в процессуальном законодательстве РФ в 2019 году. По результатам проведенной работы приведена оценка специалистов насчет нововведений, а также положительные и отрицательные стороны, которые могут после...
Реформа арбитражного законодательства в 2019 году
В данной статье рассматриваются основные изменения в арбитражном законодательстве, вступившие в силу с 1 октября 2019 года. Раскрыты изменения в таких институтах как представительство, процессуальные сроки, упрощенное производство, полномочия судей.
Проблемы налогового планирования
Рассмотрены основные на сегодняшний день проблемы в налоговом планировании, важность и необходимость которого определено современным налоговым законодательством РФ.
Меры налоговой поддержки государства в 2022 году на примере налога на прибыль организаций
Данная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в налоговом законодательстве, произведенных для поддержания экономической активности в связи с введением международных санкций в отношении России. В рамках статьи были проанализиро...
Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»
В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правов...
Ключевые изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ
В статье рассматриваются основные изменения Федерального закона № 44-ФЗ.
Мероприятия по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области финансов, налогов и сборов
В статье раскрывается необходимость совершенствования законодательства об административной ответственности в области финансов, налогов и сборов в современных условиях.
Проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе
В статье рассмотрены основные проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе в различных сферах, определены возможности решения рассмотренных проблем.