Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля Российской Федерации
Автор: Филимонов Федор Юрьевич
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.10.2018
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Филимонов, Ф. Ю. Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля Российской Федерации / Ф. Ю. Филимонов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14545/ (дата обращения: 16.11.2024).
Экспорт российской угольной продукции в последнее десятилетие является несомненным драйвером роста всей угольной промышленности. Президент РФ Владимир Путин призвал расширить присутствие России на мировом угольном рынке. Минэнерго РФ сформировало прогнозные цифры по экспорту угольной продукции, которые должны быть достигнуты в среднесрочной перспективе. В данной статье анализируется меры, которые принимаются в РЖД и в российских портах для решения этой задачи.
Ключевые слова: угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская логистика угольного экспорта.
In the last decade export of Russian coal is the unquestionable driver of entire coal industry growth. Russian President Mr. Vladimir Putin called for expanding Russia's presence in the global coal market. The Russian Ministry of Energy has formed the forecast figures for the export of coal, which should be achieved in the medium term. In this article the measures that are taken by RZD and Russian ports to solve this are analyzed.
Key words: Russian coal industry, coal export, railway and sea logistics of coal export.
Как известно, уголь является одним из основных источников энергии в мире: на него приходится порядка 40 % в мировом топливно-энергетическом балансе. Топливно-энергетический баланс — это соотношение потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов. Такую лидирующую роль уголь занимает благодаря своей недорогой цене. Уголь в несколько раз дешевле других источников энергии, причем разница в цене может быть десятикратной, если сравнивать стоимость угля и возобновляемых источников энергии.
Российская угольная промышленность всегда являлась базовой отраслью национальной экономики. Известно, что развитие внутреннего спроса на уголь значительно уступает темпам роста добычи угля, и поэтому, можно предположить, что развитие российской угольной промышленности происходит, в основном, за счет увеличения угольного экспорта. В последние два десятилетия, начиная с 1997 года, объемы экспорта российского угля возросли в 9 раз. Подробнее на рис. 1.
27 августа 2018 года, выступая на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса РФ в Кемерово, Президент России Владимир Путин призвал расширить присутствие России на мировом угольном рынке. «В прошлом году отечественные компании экспортировали более 190 млн. тонн угля. По этому показателю наша страна уверенно занимает третье место в мире. Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю», — сказал президент в начале заседания комиссии [1].
Рис. 1. Динамика экспорта каменного угля из России
Источник: Интернет-портал «Newsruss.ru». http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_угля_из_России
Комиссия по ТЭК при президенте РФ была образована в 2012 году для координации деятельности по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Предыдущее заседание этой комиссии состоялась в конце октября 2015 года, тогда на нем рассматривались перспективы реализации инвестиционных проектов и меры по снижению зависимости от импорта оборудования в отрасли. В 2016–2017 годах заседания комиссии не проводились [12].
Безусловно, увеличение экспорта российского угля — это несомненный драйвер роста всей угольной отрасли. И сегодняшняя рыночная конъюнктура весьма благоприятно влияет на наращивание дополнительных объемов угольной продукции в расчете на экспорт, особенно с учетом некоторого снижения курса национальной валюты к ведущим валютам мира. По данным Федеральной таможенной службы, средняя цена продажи на экспорт российского угля в 2017 году составляла $74,5 за тонну, а за январь—июнь 2018 года — $82 за тонну [2].
Министр энергетики Александр Новак указал на перспективность увеличения экспорта на восточном направлении: страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают наращивать потребление угля, в то время как западные страны стараются снижать его долю в своем энергобалансе. «В прошлом году возобновился рост мирового потребления угля, в том числе за счет Юго-Восточной Азии, Индии, Турции и ряда других стран, прирост спроса до 2025–2030 годов будет не менее 100 млн. тонн, и в наших интересах использовать этот дополнительный спрос», — заявил министр. По его мнению, к 2025 году есть возможность удвоить объем поставок в восточном направлении, увеличив долю российского угля на перечисленных рынках с текущих 9,3 до 20 %. В 2018 году экспорт угля из России ожидается около 200 млн. тонн: приблизительно равномерно по 100 млн. тонн в восточном и западном направлениях [3].
Увеличение добычи угля и расширение железнодорожной инфраструктуры потребует более 1,5 триллионов рублей в течение шести лет, сказал на заседании комиссии Александр Новак. По его словам, прежде всего рост добычи угля предполагается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Хабаровском крае и других регионах. По данным отраслевого агентства «Росинформуголь», только в 2018–2019 годах ожидается ввод в строй 15 новых угольных предприятий с добычной мощностью более 15 млн. тонн и пяти углеобогатительных фабрик мощностью 11,5 млн. тонн [4].
Совладелец и генеральный директор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), крупнейшего в России производителя угля, Владимир Рашевский сообщил о том, что СУЭК запланировал увеличить поставки угля на экспорт, инвестировав в добычу и инфраструктуру 1,5–2 триллиона рублей [5].
Тем не менее, наращивание объемов экспорта российского угля невозможно без четкой координации с планами РЖД и фактической загрузкой угольных терминалов.
«Как вы знаете, развитие восточного полигона железных дорог, расшивка узких мест на БАМе и Транссибе обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы. Вновь подчеркну, должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов»- указал Президент Путин [1].
Министр энергетики Александр Новак сообщил, что ранее с РЖД согласовывали увеличение перевозок угля до 180 млн. тонн к 2024 году, но в результате «более детальных проработок» предусмотрено за счет собственных средств компании увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении до 210 млн. тонн, в том числе по поставкам угля — до 195 млн. тонн к 2025 году. Таким образом, экспорт в восточном направлении может вырасти почти в два раза.
Глава РЖД Олег Белозеров, также присутствовавший на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, озвучил объем инвестиций, необходимых для развития Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. По его мнению, до 2025 года на эти цели потребуются 696 миллиардов рублей. Белозеров напомнил, что в соответствии с майским указом президента РФ провозная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) к 2025 году должна вырасти до 180 млн. тонн угля в год. Позднее был согласован объем экспорта в 195 млн. тонн [5].
Если координация с планами РЖД реально достижима вследствие наличия единого центра принятия управленческих решений, то ситуация с портовыми терминалами по перевалке угля абсолютно иная.
Только самые крупные угольные компании имеют в своей структуре собственные портовые мощности. Все остальные участники данного рынка налаживают отношения на договорной основе с собственниками портовой инфраструктуры, а точнее с их представителями, или же со сторонними стивидорскими компаниями, обеспечивающими комплекс работ по перевалке угольной продукции.
Тем не менее, работа по модернизации и реконструкции портового хозяйства с учетом всего комплекса имеющихся проблем (в том числе и экологических — борьба с угольной пылью) в последнее время устойчиво нарастает. В «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» указано, что лишь 25 % экспортных поставок угля из России осуществляется через порты соседних государств, а основные объемы — 75 % через российские порты. Выбор порта отправления (перевалки в суда) определяется географическим расположением конечного потребителя: в Европу удобнее отправлять товары из портов Северо-Запада, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона − из портов Дальнего Востока, расположенных на большом расстоянии от места добычи угля.
«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусматривает в среднесрочной перспективе (до 2020г.) — достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов, причем с учетом синхронности развития морских портов с железнодорожными и автомобильными подходами к ним [6]. Подробнее на рис. 2.
Рис. 2. План развития портовых мощностей Дальневосточного бассейна
Источник: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf
Перевалку угля в России сегодня в основном осуществляют четыре порта: Восточный — 21,8 млн. тонн (24 %), Усть-Луга — 15,7 млн. тонн (17 %), Ванино — 13,5 млн. тонн (15 %), Мурманск — 11,7 млн. тонн (13 %) [7]. И, конечно, экспортеров угольной продукции не могут не интересовать техническое состояние портовых мощностей, модернизация складов, перевалочных комплексов, обновление кранового хозяйства. Поэтому вышеуказанная «Стратегия» нацелена на решение задач эффективного развития портовой инфраструктуры, обеспечения скоординированного развития морских портов и смежных видов транспорта при осуществлении перевозок и оказания услуг в морских портах, стимулирования инвестиционной активности, внедрения новых технологий для роста производительности работы морских портов, повышения эффективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду.
В ходе Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке в сентябре 2018 года, заместитель министра транспорта России, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков заявил: мощность морских портов России к 2024 году по прогнозу вырастет на 354 миллиона тонн в год. По его словам, в том числе мощность портов Дальневосточного бассейна должна вырасти на 131 миллион тонн. Так, на 100 миллионов тонн в год предполагается увеличить мощности угольных терминалов Дальневосточного бассейна [8]. Подробнее на рис. 3.
Рис. 3. Плановая динамика увеличения портовых мощностей
Источник: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf
В заключении следует отметить тот факт, что некоторые аналитики скептически оценивают возможности увеличения экспорта российского угля в долгосрочной перспективе. Они связывают свои скептические прогнозы с увеличением интереса инвесторов к возобновляемым источники энергии. В докладе Bloomberg New Energy Finance указано, что с каждым годом увеличиваются инвестиции в ветровые, солнечные и другие «зеленые» технологии [9]. Китай, как известно, крупнейший мировой потребитель угля, также инвестирует в возобновляемые источники энергии. Согласно данным Международного энергетического агентства, на долю Китая в 2017 году приходилось 40 % общемировой мощности всех возобновляемых источников генерации [10].
Таким образом, делая ставку на увеличение угольного экспорта как на драйвер роста всей угольной отрасли следует особо внимательно следить за мировыми тенденциями всех секторов многофакторного энергетического рынка. Видимо нужно заранее предусмотреть возможность какого-либо замещения другими видами грузов запланированные дополнительные мощности портов и РЖД, в случае снижения мирового потребления угля.
Литература:
- Сайт Администрации Президента РФ, http://kremlin.ru/events/president/news/58382
- Сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
- Сайт агентства Рейтер, https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1LC198-ORUBS
- Сайт агентства «Росинформуголь» https://www.rosugol.ru/e-store/
- Сайт агентства РБК, https://www.rbc.ru/business/27/08/2018/5b840b9c9a794772db3aa43a
- Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf
- Журнал «Морские порты» № 2 за 2017г.
- Сайт медиа-группы «ПортНьюс» http://portnews.ru/news/264215/
- Bloomberg: финансирование новой энергетики http://renewnews.ru/bnef/
- International Energy Agency http://www.iea.org/newsroom/
- Интернет-портал «Newsruss.ru» http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_угля_из_России
- Сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/29
Ключевые слова
угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская логистика угольного экспортаПохожие статьи
Актуальные проблемы и перспективы развития экспорта угля в России
В статье рассматриваются ключевые аспекты экспортной деятельности угольной промышленности России. Авторы подчеркивают важность и актуальность развития угольной промышленности, анализируют текущее состояние и основные тенденции на мировом рынке угля, ...
Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок в 2019 году
В экономике России важную роль играет транспортная отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры представляет собой фундамент для увеличения объемов торговли. В статье представлен обзор отрасли российских грузоперевозок, а также проанализированы факт...
Факторы, влияющие на конкурентоспособность растениеводческой продукции в ЗКО и в приграничных районах
В данной статье отражены факторы, влияющие на конкурентоспособность растениеводческой продукции в ЗКО и в приграничных районах. Особое значение придается развитию зерновой отрасли, так как она является базой для сельского хозяйства. В статье рассмотр...
Тенденции на мировом рынке угля в конце 2019 года
Уголь является одним из основных источников энергии в мире, прочно удерживая второе место вслед за нефтью и ее производными продуктами. Увеличение доли угля в мировом энергобалансе связывают со значительным ростом экономики азиатских стан, в первую о...
Новые позиции Республики Узбекистан на мировом текстильном рынке
Данная статья раскрывает решения ряда вопросов развития легкой и текстильной промышленности Узбекистана, анализирует экспортные, качественные и технические показатели промышленности за последние восемь лет, включая первое полугодие текущего года. Дел...
Конкурентоспособность предприятий химической отрасли как залог национальной безопасности России
Химическая отрасль России является одной из стратегических отраслей промышленности. В современных условиях отрасль находится в сильной зависимости от импорта, особенно в высокотехнологичных отраслях, что ставит под угрозу национальную безопасность ст...
Модернизация экономики как главный фактор экономического роста России
В данной статье рассмотрены проблемы экономического роста Российской Федерации. Проанализированы состояние экономики России и отдельного ее региона Республики Саха (Якутия) и характерные особенности ее развития. Выявлена и обоснована необходимость мо...
Тенденции и перспективы ВЭД КНР в машиностроительном комплексе
В статье отражены основные тенденции и перспективы ВЭД Китая в машиностроительном комплексе. Машиностроение занимает весомую долю в ВЭД Китая и является показателем научно-технического прогресса страны. Машиностроение помогает обеспечивать другие отр...
Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства
В статье приведена инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года, включающая данные инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Новосибирской области. Рассмотрены показатели объема производства продукции сельского хозяйства и...
Современное состояние и развитие морского и речного флота России
Транспорт комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. В статье рассматривается российский флот, а также представлен анализ количественного и качественного состояния морского и речного флота. Россия после распада СССР тер...
Похожие статьи
Актуальные проблемы и перспективы развития экспорта угля в России
В статье рассматриваются ключевые аспекты экспортной деятельности угольной промышленности России. Авторы подчеркивают важность и актуальность развития угольной промышленности, анализируют текущее состояние и основные тенденции на мировом рынке угля, ...
Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок в 2019 году
В экономике России важную роль играет транспортная отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры представляет собой фундамент для увеличения объемов торговли. В статье представлен обзор отрасли российских грузоперевозок, а также проанализированы факт...
Факторы, влияющие на конкурентоспособность растениеводческой продукции в ЗКО и в приграничных районах
В данной статье отражены факторы, влияющие на конкурентоспособность растениеводческой продукции в ЗКО и в приграничных районах. Особое значение придается развитию зерновой отрасли, так как она является базой для сельского хозяйства. В статье рассмотр...
Тенденции на мировом рынке угля в конце 2019 года
Уголь является одним из основных источников энергии в мире, прочно удерживая второе место вслед за нефтью и ее производными продуктами. Увеличение доли угля в мировом энергобалансе связывают со значительным ростом экономики азиатских стан, в первую о...
Новые позиции Республики Узбекистан на мировом текстильном рынке
Данная статья раскрывает решения ряда вопросов развития легкой и текстильной промышленности Узбекистана, анализирует экспортные, качественные и технические показатели промышленности за последние восемь лет, включая первое полугодие текущего года. Дел...
Конкурентоспособность предприятий химической отрасли как залог национальной безопасности России
Химическая отрасль России является одной из стратегических отраслей промышленности. В современных условиях отрасль находится в сильной зависимости от импорта, особенно в высокотехнологичных отраслях, что ставит под угрозу национальную безопасность ст...
Модернизация экономики как главный фактор экономического роста России
В данной статье рассмотрены проблемы экономического роста Российской Федерации. Проанализированы состояние экономики России и отдельного ее региона Республики Саха (Якутия) и характерные особенности ее развития. Выявлена и обоснована необходимость мо...
Тенденции и перспективы ВЭД КНР в машиностроительном комплексе
В статье отражены основные тенденции и перспективы ВЭД Китая в машиностроительном комплексе. Машиностроение занимает весомую долю в ВЭД Китая и является показателем научно-технического прогресса страны. Машиностроение помогает обеспечивать другие отр...
Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства
В статье приведена инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года, включающая данные инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Новосибирской области. Рассмотрены показатели объема производства продукции сельского хозяйства и...
Современное состояние и развитие морского и речного флота России
Транспорт комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. В статье рассматривается российский флот, а также представлен анализ количественного и качественного состояния морского и речного флота. Россия после распада СССР тер...