Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности экономических систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комов, М. С. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности экономических систем / М. С. Комов, Ю. В. Панько, Е. Н. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14700/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проанализированы системообразующие факторы и условия национальной конкурентоспособности России. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке национальной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность национальной экономики, оценка международной конкурентоспособности, критерии национальной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность экономических систем как политико-экономический феномен представляет собой особую разновидность капитала — это общественный капитал, самый ценный компонент национального богатства. Именно он обеспечивает производительное (эффективное) рыночное использование и природных, и производственных, и человеческих ресурсов, превращая их в капитал — блага, наращивающие богатство нации. Очевидно, что конкурентоспособность экономики есть производная от способности экономических структур и институтов страны эффективно координировать хозяйственную деятельность в рамках глобальной экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня своих граждан. Нации конкурируют в основном в выборе альтернативных институтов или стратегии для стимулирования более быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня. Конкурентоспособными являются те нации, которые выбирают институты и политику, способствующие долгосрочному росту.

Анализ современных концепций как западных, так и отечественных авторов исследующих феномен конкурентоспособности экономических систем [2; 3; 4; 5] демонстрирует нам то, что проблема конкурентоспособности страны понимается многими в парадигме сравнительного преимущества сформированного государством, национального пространства, обеспечивающего внутреннее единство (целостность) детерминантов, например как у М. Портера «национального ромба» (Рис. 1). Это позволяет обеспечить лучшие условия для достижения успеха в международной конкуренции национальным компаниям данной страны. При таком подходе естественно стремление отразить в количественных оценках конкурентоспособности воздействие максимально большого числа различных характеристик, что в свою очередь приводит попыткам построения комплексных индексов конкурентоспособности.

Рис. 1. Детерминанты конкурентного преимущества страны по М. Портеру [5]

Наиболее эффективное продвижение по этому пути демонстрирует исследовательский и издательский проект Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Конкурентоспособность. Глобальный Обзор». Этот проект действует уже более 30 лет. Его цель — выявление и анализ основных факторов, определяющих уровень конкурентоспособности и экономический рост в отдельных регионах и странах. Международная оценка экономик различных стран, в том числе России, проводится ежегодно ВЭФ и публикуется о «Отчете по глобальной конкурентоспособности» [6]. Данные рейтинги отражают рост или спад конкурентоспособности экономик стран и они, наряду с рейтингами крупнейших в мире рейтинговых агентств, дают сигналы для инвесторов для вклада в ту или иную экономику.

Рейтинги основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний, обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний — в странах, анализируемых в отчете. В отчет включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. В отчете представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). GCI включает в себя 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Необходимо отметить, что оценки конкурентоспособности ВЭФ и IMD подвергаются критике со стороны российского научного сообщества. Например, доктор экономических наук, профессор Барковсий А. Н. обращает внимание на то, что «российскую экономику оценивают по параметрам иным, непривычным для нее цивилизационным ценностям национальной конкурентоспособности, которые в нашей стране являются далеко не приоритетными» [1, С.15]. Так же, интересен подход первого заместителя директора Института экономики РАН Сорокина Д. Е. к определению национальной конкурентоспособности: «Конкурентоспособность национальной экономики в политико-экономическом смысле есть способность экономики обеспечить реализацию национально-государственных интересов. Дело не в объеме ВВП на душу населения, не в доле страны на мировых рынках, не в привлекательности ее инвестиционного климата для зарубежного капитала. Дело в том, насколько способна созданная в стране экономическая база служить инструментом, опорой обеспечения национально-государственных интересов, высшим из которых является сохранение целостности государственно-организационного социума» [3, С. 20–21].

По оценкам профессора Кудрова В. М. [2, С. 3–13], руководителя Центра международных социально-экономических сопоставлений Института Европы РАН, современные расчеты, которые ежегодно проводит ВЭФ, носят во многом формальный и даже искусственный характер, ибо применяемая в них математическая техника не всегда органически увязывается с естественными, экономическими и социальными факторами. Нет в расчетах ВЭФ сравнений стран по уровню производительности труда, фондоотдаче, факторной производительности или научно-технического прогресса. ВЭФ проводит свои оценки по факторам, которые агрегируются в единый сводный показатель. Но какова его цена, если среди этих факторов не значатся природные ресурсы, национальные и глобальные транспортные коридоры и даже инновационный и предпринимательский климат.

Что же предлагает российская экономическая мысль, будучи явно неудовлетворенная наработками ВЭФ, его сторонников и последователей по поводу оценки конкурентоспособности национальной экономики? Практически опровергается целевая функция, положенная в основу модели соревновательности стран в качестве национально-государственных образований. По словам академика Львова Д. С., Россия созрела для того, чтобы предложить миру новую модель социально-экономического развития. Эта новая модель, в отличие от Вашингтонского консенсуса, должна быть выстроена на принципиально иных аксиоматических принципах. Главное ради чего проводятся реформы, — это человек, его нужды и чаяния, его внутренний мир, социальная стабильность общества, где каждый чувствует себя в своей стране, как у себя дома.

Такие социально-экономические показатели, как качество и уровень жизни населения, включающие в себя, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение социального неравенства, рост затрат на науку, образование, культуру и здравоохранение, постоянно повышающаяся доля наукоемкого сектора в национальном ВВП, сокращение безработицы должны быть признаны несомненно более значимыми для общества, чем обеспечение так называемой макроэкономической финансовой стабилизации.

Литература:

  1. Барковский А. Н. Давосский экономический форум и международная конкурентоспособность России / Конкурентоспособность России в мировой экономике. — М.: МГИМО-Университет, 2007.
  2. Кудров В. М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире // Вопросы статистики. — 2006. — № 5.
  3. Львов Д. С., Сорокин Д. Е. Национальная конкурентоспособность России в современном мире / Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. — М.: Наука, 2005.
  4. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  5. Портер М. Е. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
  6. The Global Competitiveness Report 2017–2018. Word Economic Forum. Geneva, 2018 // www.weforum.org
Основные термины (генерируются автоматически): GCI, национальная конкурентоспособность, глобальная конкурентоспособность, национальная экономика, BCI, IMD, Всемирный экономический форум, жизненный уровень, Конкурентоспособность, экономическое развитие.