Шанхайская организация сотрудничества: противоречия в XXI веке
Автор: Коптуров Архат Махаббатович
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Краснодар, февраль 2019)
Дата публикации: 01.01.2019
Статья просмотрена: 167 раз
Библиографическое описание:
Коптуров, А. М. Шанхайская организация сотрудничества: противоречия в XXI веке / А. М. Коптуров. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14757/ (дата обращения: 18.12.2024).
Начало XXI века охарактеризовалось появлением нового сильного игрока на международной арене — в 2001 году была основана Шанхайская организация сотрудничества. ШОС является евразийской политической, экономической и военной организацией.
На восемь полноправных членов ШОС приходится половина населения Земли.
По сообщению информационного агентства ТАСС от 11. июня 2018 года, подводя итоги саммита в китайском Циндао, Президент России Путин привёл данные, подтверждаемые Международным валютным фондом, о том, что «совокупная экономика стран ШОС по объёму, по покупательной способности стала больше, чем объем экономики стран «семёрки» [1].
Следовательно, экономический потенциал Организации огромен.
Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС — Хартии [2], принятой 7 июня 2002 года, основными целями и задачами ШОС являются:
- Укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
- Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
- Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
- Поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
- Содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнёрства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
- Координация подходов при интеграции в мировую экономику;
- Содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
- Поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
- Взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
- Совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.
Таким образом, из 10 целей Организации вопросы экономического взаимодействия и развития стран-участниц ШОС составляют 40 %, что подчёркивает актуальность рассматриваемого направления деятельности организации.
Однако до последнего времени большей частью ШОС занималась решением политических вопросов.
Всего с момента вступления в Совет безопасности ООН по декабрь 2018 года КНР использовала право вето 11 раз [3]:
2017 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2016 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2014 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2011 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ).
2008 — Мир и безопасность в Африке [Зимбабве] (совместно с РФ).
2007 — Положение в Мьянме (совместно с РФ).
1999 — Положение в Македонии.
1997 — Центральная Америка, усилия по установлению мира.
1972 — Приём новых членов ООН (Бангладеш).
Очевидно то, что КНР использовала право вето 11 раз, из них совместно с РФ 8 раз. Т. е. действия членов ШОС и одновременно постоянных членов Совбеза ООН — России и Китая имеют близкую, выверенную, общую позицию во многих международных проблемах.
Так, серьёзным преимуществом ШОС стал принцип консенсуса в порядке принятия решений. В соответствии со ст. 16 Хартии ШОС «решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».
Однако существующее разнонаправленное стремление государств-участников ШОС (КНР рассматривает Организацию прежде всего в качестве экономической; РФ считает, что ШОС — это прежде всего политическая сила) приводит порой к некоторому недопониманию. Но это относится только к перспективам развития организации.
Ключевое значение имеет разница в экономическом развитии и социально-экономическом уровне жизни населения Организации.
Солидарно была решена странами-участницами и проблема расширения ШОС.
11 июня 2010 года было принято Положение о порядке приёма новых членов ШОС [4]. Согласно п. 1.1 «Организация открыта для приёма в её члены других заинтересованных государств региона, обязующихся соблюдать цели и принципы Хартии, а также международные договоры и документы, принятые в рамках ШОС».
В этом же документе чётко оговорён механизм вступления.
Круг целей и задач организации довольно широк и отчасти дублируется деятельностью других международных организаций. В том числе в целях координации действий с деятельностью аналогичных объединений был принят Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ [5].
Одним из важнейших направлений в работе Организации является борьба с незаконным наркотрафиком. Она приобретает всё более приоритетный характер в работе Организации.
В п. 651 ст. 5 ч. D гл. II ежегодного доклада Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год [6] указано следующее: «злоупотребления опиатами в Восточной Европе, которому способствуют поставки героина из Афганистана, значительно превышают среднемировой уровень. Российская Федерация остаётся главным рынком сбыта запрещённых опиатов, причём значительное количество героина поставляется в северном направлении из Афганистана через Центральную Азию».
Несмотря на усилия, прилагаемые странами ШОС в этом направлении, признаётся, что предпринимаемые членами ШОС действия недостаточно эффективны в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В последнее время острым вызовом для ШОС стали террористические атаки, к тому же борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом объявлялась одной из ключевых целей Организации.
В Шанхайской конвенции от 14 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» определено: «осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека…»
Таким образом, подводя итог исследованию необходимо отметить — цели, поставленные при образовании Организации выполняются. Однако существуют проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие как в целом ШОС, так и государств, входящих в неё в отдельности.
Литература:
- Путин оценил итоги визита в Китай. — URL: https://tass.ru/vef-2018/articles/5280999 (дата обращения: 29.12.2018).
- Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 29.12.2018).
- Использование права вето в СБ ООН. — URL: http://www.un.org/ru/sc/meetings/veto/index.shtml (дата обращения: 29.12.2018).
- Положение о порядке приёма новых членов ШОС. — URL: http://rus.sectsco.org/documents (дата обращения: 29.12.2018).
- Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ. — URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 29.12.2018).
- Ежегодный Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год — URL: http://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2014/Russian/AR_2014_R.pdf (дата обращения: 29.12.2018).
- Шанхайская конвенция от 14 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 29.12.2018).
- Косов Ю. В. Содружество Независимых Государств: Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты / Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин. — URL: М.: «Аспект Пресс», 2012. — 296 с.
- Каукенов А. Внутренние противоречия Шанхайской организации сотрудничества / А. Каукенов // Центральная Азия и Кавказ. — 2013. — Выпуск 2. — Том 16. — С. 7–18.