Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанян, Т. М. Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала / Т. М. Степанян, Д. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14842/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала.

Ключевые слова: развитие персонала, корпоративное обучение, повышение квалификации персонала, профессиональные компетенции.

В настоящее время как зарубежные, так и российские компании предъявляют высокие требования к системе развития персонала. При переходе к новому технологическому укладу, как отмечают специалисты [1; 2; 3; 4] одни профессии становятся невостребованными, другие изменяются, появляются новые, что вызывает необходимость и в новых формах обучения персонала. В этой связи возникают вопросы организации обучения; выбора программы обучения персонала и т. п. Необходимость развития персонала одной из крупнейших российских компаний — ОАО «РЖД», является актуальной и своевременной.

Внедрение на железных дорогах новой техники и технологий требуют соответствующей квалификации, знаний, умений и навыков персонала. Компанией ОАО «РЖД» разработана и утверждена «Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», целью, которой является создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, основанной на компетентностном подходе. Для этого развивается сотрудничество с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, другими ведущими российскими образовательными учреждениями при подготовке, повышении квалификации, развитии профессиональных компетенций персонала. Налажена плановая работа по организации обучения и повышению квалификации персонала на базе учебных центров и технических школ.

Сеть учебных центров, обеспечивающая подготовку рабочих кадров, техникумы и вузы железнодорожного транспорта, которые при подготовке специалистов продолжают ориентироваться на потребности Компании, как главного работодателя российских железных дорог, постоянно проводимая работа по повышению квалификации руководящего состава и специалистов ОАО «РЖД» — это элементы полного цикла корпоративного обучения от начальной профессиональной подготовки до непрерывного обучения в течение всего времени работы сотрудника. Основой корпоративной системы профессионального обучения рабочих кадров в «РЖД» являются учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК), в состав которых входят 65 подразделений.

В 2010 году, в ОАО «РЖД» введен в действие стандарт по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к обучению и повышению квалификации персонала в ОАО «РЖД». В качестве основных целей внедрения данного стандарта, можно выделить: во-первых, совершенствование процесса обучения и повышения квалификации на основе внедрения комплексного управления компетенциями и реализации непрерывного обучения и развития персонала; во-вторых, реализация подходов непрерывного обучения и развития сотрудников на основе детализации имеющихся компетенций, и требуемых (необходимых для выполнения настоящих или будущих функций), своевременного, оптимального, сбалансированного обучения, повышения квалификации по ним.

Следует отметить, что в процессе обучения и повышения квалификации сотрудников, наибольший акцент делается на планирование и развитие соответствующих компетенций персонала, которые нужны сотруднику для повышения эффективности его работы непосредственно на рабочем месте: для выполнения планируемых работ, задач, функций, связанных с развитием холдинга ОАО «РЖД», внедрением новых технологий, новыми реализуемыми проектами в подразделениях, являющихся местом работы сотрудника; для выполнения перспективных функций и задач в будущем, на возможных планируемых его новых рабочих местах при ротации кадров.

В «РЖД» ежегодно осуществляется единый цикл мероприятий по реализации процесса обучения и повышения квалификации, который включает следующие ключевые этапы:

  1. Оценку потребности в персонале (проводится 1 раз в год, на основе анализа штатного расписания, планов по численности сотрудников), обучении и повышении квалификации сотрудников (оценка проводится 1 раз в год для каждого сотрудника, на основе индивидуальных квалификационных матриц и списков резерва кадров);
  2. Формирование плана обучения (проводится на основе выявленной оценки потребности в обучении сотрудников и программ обучения);
  3. Проведение обучения персонала (проводится в соответствии с планом обучения структурного подразделения) и проверки знаний по результатам обучения (проводится непосредственно после проведенного обучения);
  4. Анализ эффективности применения знаний (проводится в структурном подразделении на основе анализа улучшений в деятельности или степени овладения новыми навыками в течение определенного для данной обучающей программы срока) и документирование результатов обучения (проводится на основе результатов экзаменов и анализа эффективности применения знаний непосредственно после проведения анализа);
  5. Оценка и анализ эффективности пройденного обучения и удовлетворенности обучением (проводится 1 раз в год на основе отчета об обучении персонала, оценки сотрудниками проведенного обучения и анализа эффективности применения приобретенных знаний).

В соответствии с Программой подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала по профессиям рабочих и должностям служащих в 2018 году в учебных центрах профессиональных квалификаций (УЦПК), техникумах железнодорожного транспорта и других образовательных организациях железнодорожного транспорта обучено свыше 55 тыс. рабочих; повысили квалификацию свыше 150 тыс. рабочих, в том числе повысили свой квалификационный разряд 25 тыс. рабочих.

В ОАО «РЖД» запущена новая система дистанционного обучения (СДО) — платформа, которая позволяет работникам и специалистам компании проходить обучение в удобное для них время на рабочем месте, в компьютерном классе или дома. Ежегодно при помощи СДО сотни тысяч работников проходят дистанционные курсы технической учебы (всего — более пяти миллионов человеко-курсов). Работники компании также проходят через СДО курсы повышения квалификации, разработанные вузами железнодорожного транспорта. Общая доля дистанционных курсов в структуре плана повышения квалификации ОАО «РЖД» достигла 20 %.

Расширение применения открытых электронных курсов, размещенных в СДО, позволяет осуществить массовое обучение, транслировать корпоративные инициативы большему числу работников, а также является одним из наиболее перспективных инструментов оптимизации затрат. В СДО размещено более 80 открытых электронных курсов различной тематики, доступных любому работнику ОАО «РЖД».

В Компании активно развивается система бизнес образования. В настоящее время завершен этап становления системы дополнительного корпоративного бизнес образования, ключевым элементом которой является Корпоративный университет ОАО «РЖД». Анализ деятельности Корпоративного университета показал высокие показатели уровня развития корпоративных компетенций у руководителей ОАО «РЖД», которые прошли обучение в корпоративном университете. Открыто два филиала Корпоративного университета — в Санкт-Петербурге и Самаре созданы дистанционные курсы, существуют программы индивидуального развития на основе автоматизированной системы управления индивидуальным развитием, организовано обучение в филиалах Корпоративного университета.

Разработка эффективных технологий обучения и развития персонала Холдинга «РЖД» на уровне лучших мировых практик ведется коллективом Корпоративного университета по следующим стратегическим направлениям: оценка персонала; обучение и развитие персонала; управление знаниями. В настоящее время университет стал началом этапа наращивания потенциала для реализации целевой бизнес модели взаимодействия с кадровым блоком — «Корпоративный университет как HR партнер».

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что в настоящее время в компании сформирована во многом уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней персонала, которая через реализацию множества программ дает сотрудникам максимально широкие возможности для профессионального развития. В данном исследовании выявлены в целом общие параметры основных позиций обучения и повышения квалификация персонала. Анализ основных показателей деятельности и оценки кадрового обеспечения показал, что персоналу уделяется большое внимание, а постоянное совершенствование компетенций персонала является ключевым приоритетом компании.

Литература:

  1. Бирюкова, О.Ю., Охотников, И. В. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие. — М.: Макс Пресс, 2018. — 128 с.
  2. Бирюкова, О.Ю., Латышев, Н.А., Сибирко И. В. Рынок образовательных инноваций как общественная форма организации и функционирования интеллектуальной продукции и фактор развития человеческого капитала страны / О. Ю. Бирюкова, Н. А. Латышев, И. В. Сибирко // Перспективы науки. — 2018. — № 10. — С. 134–138.
  3. Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  4. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Методы исследования и прогнозирования социально-экономических систем: монография / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Саратов: Амирит, 2018. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Корпоративный университет, железнодорожный транспорт, повышение квалификации, повышение квалификации персонала, анализ эффективности, непрерывное обучение, развитие персонала, индивидуальное развитие, корпоративное обучение, структурное подразделение.

Похожие статьи

Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...

Похожие статьи

Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...