Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями
Автор: Игнатова Ирина Олеговна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 1690 раз
Библиографическое описание:
Игнатова, И. О. Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями / И. О. Игнатова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14983/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрыта роль налогообложения для субъектов малого бизнеса, которые являются важнейшим звеном рыночной экономики, способствующим гармоничному развитию государства. Изложены сущность и значение упрощённой системы налогообложения, рассмотрено её нормативное регулирование, а также описаны условия перехода на УСН и порядок прекращения её применения.
Ключевые слова: упрощённая система налогообложения, субъекты малого предпринимательства, специальный налоговый режим, налоговое бремя, нормативное регулирование УСН.
In this article we explore the role of taxation for small businesses that are an essential element of the market economy contributing to harmonious development of the state. The article presents the essence and significance of the simplified taxation system, examines its regulatory framework as well as defines the terms of the transition to the STS and the procedure for eliminating its application.
Keywords: simplified taxation system, small businesses, special tax regime, tax burden, regulatory framework for the STS.
Проблема налогообложения субъектов малого бизнеса является насущной во многих стран мира, в том числе и в России. В нашей стране малые предприятия выступают ключевым звеном и индикатором развития экономики. Они зачастую сталкиваются с определёнными трудностями ведения хозяйственной деятельности, что обусловлено условиями жёсткой конкуренции на современном рынке. Для того чтобы эффективно функционировать, субъекты малого бизнеса нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно это касается снижения налогового бремени.
Каждая организация, желая обеспечить свою конкурентоспособность, ищет пути легального снижения налоговых выплат, иными словами, стремится к оптимизации налогообложения. Сущность данного процесса заключается в уменьшении налоговой нагрузки предприятия посредством использования различных методов, в том числе упрощённой системы налогообложения (УСН).
Актуальность данной темы подтверждается тем, что субъекты малого бизнеса придают экономке необходимую гибкость, способствуют созданию новых рабочих мест, обладают значительным антимонопольным потенциалом, мобилизуют финансовые средства населения и содействуют освоению перспективных производств.
В настоящее время государство предоставляет возможность применения различных легальных способов, позволяющих снижать размер налоговых платежей. Предприятию необходимо только выбрать и адаптировать наиболее приемлемые для него варианты, предложенные государством.
В Российской Федерации существуют следующие режимы налогообложения:
− общий режим налогообложения — характеризуется тем, что налогоплательщики уплачивают все налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством,
− специальные налоговые режимы — подразумевают законные способы оптимизации налогообложения.
Среди разновидностей специальных налоговых режимов выделяют упрощённую систему налогообложения.
Упрощённая система налогообложения — это налоговый режим, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, а также упрощение ведения их бухгалтерского учёта.
Налоговый период при упрощённой системе налогообложения — календарный год. УСН не подразумевает льгот для налогоплательщиков.
Суть упрощённой системы налогообложения состоит в следующем: организации вместо традиционных налогов таких, как налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог с продаж, уплачивают установленный единый налог. Если речь идёт об индивидуальных предпринимателях, то они освобождаются ещё и от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый период. Суммы единого налога УСН, которые уплатил налогоплательщик, перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 %.
Упрощённая система налогообложения даёт возможность налогоплательщику самому выбирать объект налогообложения. Существует несколько вариантов:
− объектом налогообложения выступают доходы — в этом случае ставка налога составляет 6 %. Если у предпринимателя нет наёмных сотрудников, он имеет право сократить сумму единого налога УСН на величину страховых взносов, которые он уплатил за себя,
− объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов — при данном условии ставка налога равна 15 %. По окончании налогового периода налогоплательщик должен рассчитать размер минимального налога — 1 % от выручки. В том случае, когда величина налога, который рассчитан по принципу «доходы минус расходы» меньше размера минимального налога, в бюджет следует перечислять последнюю из указанных сумм. В следующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить величину разницы между налогом, рассчитанным в общем порядке, и минимальным налогом в расходы по УСН.
Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения со следующего календарного года.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны упрощённой системы налогообложения.
Среди преимуществ УСН можно назвать следующие:
− есть возможность самостоятельного выбора объекта налогообложения,
− операции не облагаются НДС, следовательно, не нужно оформлять счета-фактуры,
− упрощено ведение налогового учёта,
− сокращена налоговая нагрузка на налогоплательщика,
− предоставление налоговой декларации один раз в год,
− не требуется ведение журналов регистрации счетов-фактур.
Как правило, использование УСН позволяет увеличить размер чистой прибыли предприятия на 10–50 %.
Если говорить о недостатках, то они заключаются в том, что:
− запрещено заниматься некоторыми видами деятельности (например, страховой деятельностью, банковской деятельностью),
− в случае получения убытков приходится уплачивать минимальный налог,
− отсутствие права открывать представительства (филиалы),
− есть возможность утраты права на использование УСН.
Следует отметить, что предприятия, применяющие УСН, по закону не освобождаются от уплаты государственных пошлин, лицензионных сборов, таможенных платежей, равно как и от перечисления в бюджет арендной платы за имущество и землю, которые принадлежат государству.
Субъекты малого бизнеса, которые используют УСН, должны осуществлять кассовые операции и предоставлять статистическую отчётность в соответствии с установленными правилами. Указанные предприятия должны выполнять обязанности налоговых агентов, которые определены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Упрощённая система налогообложения появилась в 1995 г., когда был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, вступивший в силу 1 января 1996 г. Данный закон устанавливал определённые требования к предприятиям, которые могли перейти на новый налоговый режим, а также условия возвращения на общую систему налогообложения (ОСН). УСН ввела единый налог вместо уплаты целого ряда налогов и сборов, которые были определены законодательством РФ. Единый налог рассчитывается по итогам хозяйственной деятельности предприятия за отчётный год. Был упрощён порядок ведения бухгалтерского учёта и подачи отчётности [2].
Однако на практике существующая нормативная база не давала возможность раскрыть потенциал УСН и расширить масштабы её применения. В связи с этим 1 января 2003 г. вступила в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Упрощённая система налогообложения», которая заменила Федеральный закон № 222-ФЗ.
В статье 18 Налогового кодекса РФ сказано следующее: «Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов …» [1]. Налоговые режимы сами по себе не являются налогами или сборами. Они выступают как целостные системы законодательных норм, которые определяют особенности и порядок налогообложения конкретных субъектов.
В главе 26.2 Налогового кодекса РФ установлен перечень субъектов, которые не могут использовать УСН. К ним относятся:
− негосударственные пенсионные фонды,
− индивидуальные предприниматели, занятые в сфере игорного бизнеса,
− нотариусы, которые занимаются частной практикой,
− компании, у которых есть представительства или филиалы,
− ломбарды,
− предприятия, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции и др. [1]
Переход на УСН налогоплательщик осуществляет добровольно посредством подачи в Федеральную налоговую службу письменного уведомления о своём намерении сменить систему налогообложения и учёта. В том случае, если субъект соответствует всем заявленным требованиям, он может перейти на УСН с 1 января.
В ходе изменения экономической ситуации в России глава 26.2 Налогового кодекса РФ существенно изменила своё содержание, и процесс реформирования продолжается.
Говоря о системных направлениях совершенствования правовых норм, касающихся УСН, следует отметить, что необходимо постоянно пересматривать параметры, позволяющие налогоплательщикам переходить на использование УСН.
Изначально введение упрощённой системы налогообложения подразумевало замещение целого ряда налогов уплатой единого налога. Однако со временем это положение претерпело определённые изменения. Так, с 1 января 2015 г. предприятия, которые используют УСН, обязаны уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым складывается как их кадастровая стоимость.
Преобразования затронули и состав годовой бухгалтерской отчётности. Раньше организации на УСН должны были предоставлять только декларацию по налогу УСН и составлять книги учёта доходов и расходов. С 2015 г. годовая бухгалтерская отчётность предприятий, применяющих УСН, включает в себя бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним. Годовую бухгалтерскую отчётность разрешается предоставлять без конкретизации показателей по статьям. В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах организации приводят только самые важные, по их мнению, данные.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что упрощённая система налогообложения должна регулярно пересматриваться, для того чтобы одновременно удовлетворять потребности государства и соответствовать нуждам субъектов малого бизнеса.
В последнее время всё большее количество предпринимателей при выборе форм налогообложения обращают внимание на упрощённую систему налогообложения. Однако использовать такой специальный налоговый режим могут не все предприятия, а только те, которые отвечают установленным требованиям.
Прежде всего, субъект малого бизнеса не должен входить в перечень организаций, которые, согласно статье 346.12 Налогового кодекса РФ, не имеют права использовать УСН [1].
Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:
− заявление о переходе на использование УСН подано в сроки, которые определены Налоговым кодексом РФ (см. табл. 1),
− величина дохода организации за 9 месяцев того года, который предшествует году перехода на УСН, не может превышать 112,5 млн. руб. — данное требование касается организаций, которые уже ведут свою деятельность, на вновь созданные предприятия оно не распространяется,
− предприятие, ранее применявшее УСН, может вновь подать заявление на использование данного режима налогообложения лишь спустя 1 год с момента, когда оно перешло на другой режим налогообложения.
Таблица 1
Сроки подачи уведомлений иначала деятельности по упрощённой системе налогообложения [4, с. 39]
Категории организаций ииндивидуальных предпринимателей |
Срок подачи уведомлений опереходе на упрощённую систему |
Начало деятельности по упрощённой системе |
Действующие организации и индивидуальные предприниматели |
Не позднее 31 декабря текущего года |
С 1 января следующего года |
Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели |
Не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе |
С даты постановки их на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе |
Организации и индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вменённый доход |
Не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вменённый доход |
С начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вменённый доход |
Что касается прекращения использования УСН, то оно может происходить как в добровольном, так и в обязательном порядке.
Организации на УСН вправе по собственному желанию перейти на другой режим налогообложения, но только после окончания налогового периода по УСН. Такой переход возможно осуществить с начала следующего календарного года. Налогоплательщик должен оповестить налоговый орган о своём решении не позднее 15 января того года, в котором он планирует перейти на иной режим налогообложения.
Уведомление, предоставляемое в налоговый орган, об отказе от использования УСН может быть составлено в произвольной форме. Однако существует рекомендованная форма № 26.2–3, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.
В ряде случаев организация не добровольно, а обязательно должна прекращать применение УСН. Это происходит, если:
− её доходы за отчётный или налоговый период составили более 150 млн. руб.,
− остаточная стоимость имущества, которое подлежит амортизации, превышает 150 млн. руб. В данную величину включаются только те основные средства, которые находятся в собственности предприятия,
− численность сотрудников составляет более, чем 100 человек,
− доля участия сторонних предприятий в уставном капитале превышает 25 %.
В любом из указанных случаев предприятие должно сообщить в налоговый орган о переходе на ОСН. Также необходимо указать причины, по которым организация больше не будет применять УСН. Информация в налоговый орган должна поступить не позднее, чем через 15 дней с момента окончания отчётного периода.
Сообщение о лишении права на использование УСН составляется в соответствии с установленной формой № 26.2–2, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.
Помимо этого, до 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором предприятие лишилось права использовать УСН, в налоговый орган должна быть предоставлена налоговая декларация.
Налогообложение оказывает большое влияние на развитие субъектов малого бизнеса. Устанавливая размер взимаемых налогов с малых предприятий, государство воздействует на величину их финансовых ресурсов, на процесс воспроизводства, на уровень занятости и на объём налоговых поступлений в бюджет.
Перед субъектом малого предпринимательства, как и перед любой другой организацией, встаёт вопрос об использовании того или иного режима налогообложения. Оптимизация налогообложения — крайне важная задача для малых предприятий. С этой целью они зачастую используют упрощённую систему налогообложения. С каждым годом количество организаций, применяющих данный режим налогообложения, возрастает.
Упрощённая система налогообложения имеет множество преимуществ по сравнению с общим налоговым режимом. Она даёт возможность снизить налоговое бремя путём освобождения от уплаты целого ряда налогов. Вместо них в бюджет вносится единый налог, что позволяет предприятию увеличивать свои доходы. УСН представляет собой легальный способ экономии на налогах.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 53. — Ст. 8412.
- Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 12 1995 № 222-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
- Приказ ФНС России от 02.11.2012 № MMB-7–3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощённой системы налогообложения» // СПС КонсультантПлюс.
- Касьянова Г. Ю. Упрощённая система налогообложения: применение организациями и индивидуальными предпринимателями / ОГ. Ю. Касьянова. — М: АБАК, 2018. — 368 с.
- Соснаускене О. И. Упрощённая система налогообложения / О. И. Соснаучкене, М. В. Снежинская. — М: Омега-Л, 2014. — 159 с.
- Андреева В. А.. Упрощённая система налогообложения / В. А. Андреева, А. В. Баятин, А. Р. Хаметова // Символ науки. — 2016. — № 12–1. — С. 27–30.
- Ворожейкина И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / И. В. Ворожейника // Молодой учёный. — 2017. — № 51 (185). — С. 148–150.
- Кузнецова Е. Ю. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов оптимизации налогообложения предприятия / Е. Ю. Кузнецова, А. В. Плахов // Молодой учёный. — 2016. — № 25 (129). — С. 309–310.
- Орлова Н. Ю. Правовое регулирование и пути совершенствования упрощённой системы налогообложения / Н. Ю. Орлова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 8. — С. 83–87.
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения, субъекты малого предпринимательства, налоговое бремя, специальный налоговый режим, нормативное регулирование УСНПохожие статьи
Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан
В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...
Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД
В статье анализируются обстоятельства, послужившие причинами для отмены специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Автор рассматривает возможные экономические, правовые и социальные после...
Роль и место налога на прибыль организаций в налоговой системе Российской Федерации
В статье затрагивается вопрос о роли налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ. Рассматривается понятие этого налога, основные правила налогообложения, порядок распределения зачисляемого налога между федеральным и региональным бюджетами. ...
Налогообложение в России, США и Швеции: сравнительно-правовая характеристика
Налоги являются действенным инструментом реализации финансово-экономической и социальной политики государства. Поэтому уровень развития и эффективности системы налогообложения напрямую влияет на уровень жизни населения и экономическое положение госуд...
Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области
В статье рассмотрены такие важные аспекты налогообложения и налоговой политики как местные налоги. Также проанализирована роль местных налогов в формировании доходной части республиканского бюджета. Материалы, представленные в статье, опираются на ак...
История и современный опыт подоходного налогообложения
Статья раскрывает содержание понятия «подоходное налогообложение», и определяет его роль и значение в системе налогообложения граждан. Автором выделены и систематизированы проблемы неравного распределения налогового бремени между лицами с различным м...
Особенности применения упрощенного режима налогообложения в Российской Федерации
В статье раскрыты основные особенности применения упрощенного режима налогообложения в Российской Федерации, проанализирован процесс перехода на упрощенную систему налогообложения, а также основные «входные» критерии для перехода на УСН, проанализиро...
Некоторые аспекты финансово-правового регулирования налоговой амнистии
В данной статье изложен краткий исторический аспект амнистии и практика проведения налоговой амнистии в нашей стране. На основе проведенного анализа действующего законодательства и работ отечественных правоведов фокусируется внимание на главных аспек...
Некоторые аспекты налогообложения адвокатского кабинета
В статье рассматриваются налоговые аспекты деятельности адвокатских кабинетов в России на фоне действующего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В исследовании подробно анализируются изменения в налог...
Специфика и основные проблемы налогового администрирования коммерческих банков
В статье рассмотрены особенности налогового администрирования коммерческих банков в разрезе основных налогов, которые уплачивают кредитные организации, а именно налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, с выявлением их специфик...
Похожие статьи
Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан
В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...
Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД
В статье анализируются обстоятельства, послужившие причинами для отмены специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Автор рассматривает возможные экономические, правовые и социальные после...
Роль и место налога на прибыль организаций в налоговой системе Российской Федерации
В статье затрагивается вопрос о роли налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ. Рассматривается понятие этого налога, основные правила налогообложения, порядок распределения зачисляемого налога между федеральным и региональным бюджетами. ...
Налогообложение в России, США и Швеции: сравнительно-правовая характеристика
Налоги являются действенным инструментом реализации финансово-экономической и социальной политики государства. Поэтому уровень развития и эффективности системы налогообложения напрямую влияет на уровень жизни населения и экономическое положение госуд...
Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области
В статье рассмотрены такие важные аспекты налогообложения и налоговой политики как местные налоги. Также проанализирована роль местных налогов в формировании доходной части республиканского бюджета. Материалы, представленные в статье, опираются на ак...
История и современный опыт подоходного налогообложения
Статья раскрывает содержание понятия «подоходное налогообложение», и определяет его роль и значение в системе налогообложения граждан. Автором выделены и систематизированы проблемы неравного распределения налогового бремени между лицами с различным м...
Особенности применения упрощенного режима налогообложения в Российской Федерации
В статье раскрыты основные особенности применения упрощенного режима налогообложения в Российской Федерации, проанализирован процесс перехода на упрощенную систему налогообложения, а также основные «входные» критерии для перехода на УСН, проанализиро...
Некоторые аспекты финансово-правового регулирования налоговой амнистии
В данной статье изложен краткий исторический аспект амнистии и практика проведения налоговой амнистии в нашей стране. На основе проведенного анализа действующего законодательства и работ отечественных правоведов фокусируется внимание на главных аспек...
Некоторые аспекты налогообложения адвокатского кабинета
В статье рассматриваются налоговые аспекты деятельности адвокатских кабинетов в России на фоне действующего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В исследовании подробно анализируются изменения в налог...
Специфика и основные проблемы налогового администрирования коммерческих банков
В статье рассмотрены особенности налогового администрирования коммерческих банков в разрезе основных налогов, которые уплачивают кредитные организации, а именно налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, с выявлением их специфик...