Факторы модернизации РФ в социально-экономической сфере
Автор: Рахматов Александр Ахмедович
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Краснодар, июль 2020)
Дата публикации: 10.06.2020
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Факторы модернизации РФ в социально-экономической сфере / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/376/15912/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодня в условиях глобализации государственная социально-экономическая политика, приспособление к процессам политической и экономической модернизации неизбежно влекут за собой структурную перестройку, которая способна повысить качество и конкурентоспособность экономики на глобальном рынке. При этом Российская Федерация вынуждена осуществлять в иновационно-модернистских условиях, когда остро стоит проблема согласования процессов формирования нового социального порядка и российской государственности, развития гражданского социума, преодоления социальной дезинтеграции и дифференциации, экономической стагнации и — что очень важно — участия в процессах мировой модернизации на выгодных для себя условиях.
Известно, что старое распадается быстрее, чем формируется новое, поэтому реформируемый социум на какое-то время неизбежно оказывается в состоянии опасной неопределенности. Под лозунгом демократизации и модернизации были разрушены несущие конструкции Советской власти — сначала КПСС, потом Советы народных депутатов. В это время альтернативная система государственного управления существовала еще только в головах индивидов.
Сегодня социально-политическое равновесие России неустойчивое, особенно во время распространения коронавируса и мировой пандемии. Пока еще значительная часть граждан России (по оценкам специалистов, до половины) не потеряла веру и доверие власти. Но если и эта надежда будет потеряна, то переход социального конфликта из холодной фазы в горячую станет только вопросом времени.
Поэтому от власти особенно требуется овладение тонким искусством сохранения хрупкого баланса между экономически эффективным развитием и социальной справедливостью. Доверие общества тем выше, чем чаще обещания власти совпадают с его социальными ожиданиями, а практические решения в экономике—с реальным приростом национального богатства, ростом личного благополучия граждан.
Отрыв политики от экономики, попытки устранения государства из экономической и социальной сферы, ускоренные политические и социальные реформы, могут сыграть свою крайне негативную роль во взаимоотношениях власти и общества.
В то же время и примененные макроэкономические методы финансирования стабилизации продемонстрировали свой примитивизм и ограниченность действия в приложении к столь уникальному объекту, как российская экономика. Эксперимент не мог не обернуться тем, чем он обернулся: шоком от несовместимости макроэкономической политики с экономической системой и национальной моделью развития. Это спровоцировало разрушение экономической системы, которое до настоящего времени сопровождается проеданием национального богатства и национального имущества, а также функционированием государства за счет заимствований у населения и внешнего кредитования.
Небольшой экономический рост последних лет не может расцениваться в качестве заслуги новой экономической модели, так как обеспечивается благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители и ограниченным кругом технических средств денежно-кредитной политики и валютного регулирования. Внутренние же мотивы роста — импортозамещение и спрос — постоянно наталкиваются на системные ограничения, заложенные в модель стабилизации. В целом формирующаяся модель развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации. Поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает ресурсоемкий тип развития, не стимулирует ресурсосбережение.
Сложившаяся ситуация может привести к замораживанию низкого уровня производительности труда, снижению его качества, а также снижению конкурентоспособности и качества отечествен ной продукции обрабатывающей промышленности, вытеснению ее с международных рынков.
Практическая реализация экономической политики для любой власти — это всегда балансирование между соблюдением требований экономически эффективного использования отечественного потенциала и социальной справедливости. Поэтому политическая состоятельность любой власти в России всегда будет проверяться ее способностью решить главную задачу, которая заключается в эффективном использовании экономического потенциала. В настоящее время это может обеспечить только переход к политике экономического роста и развития в кратчайшие сроки.
Поэтому заявления о социальной справедливости, не подкрепленные расширением производства, ростом предпринимательской активности и производительности труда, чреваты еще большим отчуждением власти от граждан и окончательным истощением созидательной энергии общества.
Центром любых мероприятий, создающих условия для перехода к экономическому росту, должно быть повышение благосостояния всех слоев населения через оживление массового платежеспособного спроса при наращивании внутреннего производства и его реструктуризации в пользу отраслей потребительского назначения. Нужен ускоренный переход к модели «социально ориентированной модернизации индустриальной системы». Целью реформирования экономической и социальной сфер сегодня должно стать предоставление прав, возможностей и условий для развития человеческого капитала.
Международная практика глобального развития свидетельствует: первоочередная долгосрочная программа социальной политики в переходный период должна состоять в том, чтобы:
– обеспечить людям условия переквалификации, приобретение новой профессии, помочь найти новое рабочее место и, главное, не допустить обнищания основной массы населения;
– создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть граждан на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества;
– поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами;
– усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности;
– обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития;
– стабилизировать положение в жилищной сфере;
– обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов.
В соответствии с поставленными целями, государству необходимо сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений и на первоочередных задачах социальной политики. В их числе предотвращение снижения реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействия государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.
Для реализации этих основных наиболее значимых социальных задач необходимым условием является разграничение полномочий при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между федеральными и региональными органами государственной власти. Это тем более важно, что одним из факторов негативного характера российских преобразований как раз и явилось усиление межрегиональных различий в уровне жизни населения, неблагополучная динамика производственных и финансовых показателей и т. д.
Литература:
- GR и лоббизм. Теория и технологии. Учебник. — Москва: Мир , 2016.
- Антанович, Н. А. Политология. Конспект лекций / Н. А. Антанович. — М.: ТетраСистемс, 2018 .
- Афонцев, С. А. Политические рынки и экономическая политика / С. А. Афонцев. — М: ИЛ,2018.
- Барышников, Д. Н. Конфликты и мировая политика / Д. Н. Барышников. — М.: АСТ, АСТ Москва, Восток-Запад, 2015 .
- Березкина, О. С. Очерки истории и политической науки / О. С. Березкина. — М: Огни, 2019 .
- Борщевский, Г. А. Государственная служба. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Борщевский. — М.: Юрайт, 2016.