Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции»
Автор: Тригуб Наталья Александровна
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 6141 раз
Библиографическое описание:
Тригуб, Н. А. Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции» / Н. А. Тригуб. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2425/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях вопросы конкурентоспособности продукции не теряют своей актуальности. В научной литературе данная проблема освещена в полной мере. Однако относительно определения категории «конкурентоспособность продукции» единого мнения пока нет.
Необходимо отметить, что с понятием «конкурентоспособность продукции» наиболее тесным образом связаны такие понятия как «качество продукции», «технический уровень продукции», «эффективность», «конкурентное преимущество».
Качество играет огромную роль в формировании конкурентоспособности любого вида продукции. Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как товар высокого качества – это высококонкурентный товар.
Как замечено B. Гpибoвым и B. Гpyзинoвым [3], согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
В нашей жизни конкурентоспособность продукции отождествляется с её качеством и техническим уровнем. Это не совсем правильно. Несмотря на тесную взаимосвязь этих понятий, следует обратить внимание и на их отличия. Э.В. Минько, М.Л. Кричевский [8], а также многие другие авторы указывают на то, что понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень продукции».
Одним словом, качество – это одна из составляющих конкурентоспособности, которая не является единственной. Существенное влияние на уровень конкурентоспособности оказывают стоимостные характеристики продукции, а также внешние факторы, как например, реклама, качество сервиса, сроки и условия поставки, тенденции развития рынка, изменение соотношения спроса и предложения, изменение уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров и др.
Отличительной особенностью конкурентоспособности от качества и технического уровня является то, что, во-первых, конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей, а прочие характеристики в расчет не принимаются.
Во-вторых, с позиции качества сравнимы лишь однородные товары. С позиции оценки конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, если они предоставляют иные способы удовлетворения одной и той же потребности.
В-третьих, качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства, а также в процессе ее использования (в сфере потребления). Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи (сфера обращения).
И, наконец, в-четвертых, конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может изменяться в сравнительно широком диапазоне.
Нет сомнений, что эффективное производство продукции повышает ее конкурентоспособность. Следовательно, категории «конкурентоспособность» и «эффективность» близки и взаимосвязаны. При этом возникает мнение, что они во многом тождественны. Однако между данными утверждениями нельзя ставить знак равенства. Так В. Иноземцев [5] придерживается мнения о том, что конкурентоспособность, основываясь на эффективности, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов.
По мнению С.Н. Шалдюшова [13], понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» имеют тесную взаимосвязь, так как уровень конкурентоспособности предприятия определяется результатом создания, эффективного использования и удержания конкурентных преимуществ предприятия.
Но, помимо этого, между данными понятиями есть причинно-следственное различие. По поводу того, что есть причина, а что – следствие, в научно литературе существуют разногласия. Н.В. Куликова [6] указывает на то, что понятие «конкурентные преимущества» является производным от понятия «конкурентоспособность».
С.Н. Шалдюшов [13] считает, что в условиях современного рынка, конкурентоспособность организации является лишь первоначальным звеном – фундаментом создания конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества являются результатом, фиксирующим наличие конкурентоспособности.
С.А. Головихин, С.М. Шипилова [2] напротив рассматривают конкурентные преимущества как основу формирования конкурентоспособности предприятия.
С ними согласен И.М. Абдульманов [1], для которого конкурентное преимущество – это факторный признак, а конкурентоспособность – результирующий признак.
Следовательно, такие понятия как «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции», «технический уровень продукции», «эффективность», «конкурентное преимущество» взаимосвязаны. Следует заметить, что все эти категории определяют конкурентоспособность продукции, которая, в свою очередь, является более широким понятием, включающим все вышеперечисленное.
В зависимости от того, с какой позиции тот или иной автор рассматривает конкурентоспособность, можно обозначить различные подходы к интерпретации данного термина (табл. 1).
Таблица 1
Анализ основных подходов к определению категории «конкурентоспособность продукции»
Суть подхода |
Автор |
Формулировка |
Возможность сбыта товара
|
Г. Степаненко [11, с. 7] |
Конкурентоспособность товара – это возможность сбыта его на данном рынке |
Способность отвечать требованиям данного рынка
|
И.М. Лифиц [7, с. 11] |
Конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период |
Степень удовлетворения потребности |
А.Ю. Юданов [14, с. 21] |
Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя |
Отличная от аналогов характеристика |
А.В. Осташков [9, с. 155] |
Конкурентоспособность товара – относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента |
Комплекс потребительских и стоимостных характеристик |
Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев [4, с. 10] |
Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, позволяющий выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке |
Превосходство по качеству и цене |
Х.А. Фасхиев [12, с. 73] |
Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю |
Способность удовлетворения нужд разных субъектов рынка |
Г.Р. Сабецкая [10, с. 30] |
Конкурентоспособность – рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям |
Рассматривая приведенные выше трактовки понятия конкурентоспособности продукции, можно отметить то, что часть их носит слишком обобщенный характер. Другая же часть определений, авторы которых попытались растолковать термин глубже, не лишена некоторых замечаний и недостатков. В большинстве случаев они связаны с тем, что не в полной мере учитывают основные свойства, присущие данной категории.
Определение конкурентоспособности товара, которое дает А.В. Осташков [9, с. 155], вовсе является некорректным. По его мнению, это всего лишь «относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента». Однако наличие одних только отличий от товара-конкурента недостаточно. Товар должен обладать некими преимуществами, выгодами по отношению к аналогам-конкурентам.
Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность – это, прежде всего, свойство, присущее тому или иному продукту. Формулировки А.Ю. Юданова [14, с. 21], Н.В. Еремеевой, С.Л. Калачева [4, с. 10], характеризующие конкурентоспособность как степень удовлетворения потребностей или уровень экономических показателей и потребительских свойств, подходят больше для определения категории «уровень конкурентоспособности».
Оценку конкурентоспособности продукции можно проводить как на стадии его реализации на определенном рынке, так и на стадии проектирования нового продукта. Поэтому, трактуя понятие конкурентоспособности продукции, не стоит ограничиваться лишь удовлетворением только реальных потребностей субъектов рынка, как это представлено в определениях А.Ю. Юданова [14, с. 21].
Также следует отметить, что конкурентоспособная продукция должна удовлетворять требованиям не только потребителя. Этот момент отразили в своих определениях такие авторы, как Х.А. Фасхиев [12, с. 73] и Г.Р. Сабецкая [10, с. 30].
Так, производителя интересует трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость производства. Например, применение новых энергосберегающих технологий позволит снизить себестоимость продукции, что, в конечном счете, отразится на ее цене. Между производителем и потребителем существует связующее звено – торговые организации, которые также должны получать прибыль. Следовательно, конкурентоспособность, помимо экономического и социального, должна учитывать также производственный, маркетинговый и коммерческий аспекты.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют дать данной категории следующее определение: конкурентоспособность продукции – это свойство продукции, выражающее степень ее превосходства над аналогами по потребительским и (или) стоимостным характеристикам и удовлетворяющее реальные или потенциальные интересы всех субъектов определенного рынка в данный период времени.
- Литература:
Абдульманов, И.М. Экономическая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов: автореф. … дис. … канд. экон. наук: 08.00.01/ И.М. Абдульманов; Казанский гос. фин.-экон. ин-т. – Казань, 2006. – 20 с.
Головихин, С.А. Теоретические основы определения конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия/ С.А. Головихин, С.М. Шипилова. – 2004. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.lib.csu.ru/vch/8/2004_01/023.pdf. – Дата доступа: 23.05.2012.
Гpибoв, B. Конкурентоспособность продукции/ В. Грибов, В. Грузинов / [Электронный ресурс]. – 2006. – №94. – Режим доступа: http: //www.inventech.ru/lib/predpr/predpr 0042/. – Дата доступа: 23.05.2012.
Еремеева, Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг/ Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев. – М.: КолосС, 2006. – 192 с.
Иноземцев, В. Призрак конкурентоспособности/ В. Иноземцев//Россия в глобальной политике. – 2007. – апр. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://inozemcev.viperson.ru/wind.php?ID=376700&soch=1. – Дата доступа: 23.05.2012.
Куликова, Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии (часть 1)// ТИАРА. – 2009. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html?task=view. – Дата доступа: 23.05.2012.
Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг/ И.М. Лифиц. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт–М, 2001. – 224 с.
Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность/ Э.В.Минько, М.Л. Кричевский. Спб: Питер, 2004. – С. 44-49.
Осташков, А.В. Маркетинг: учеб. пособие/ А.В. Осташков. – Пенза, 2005. – 296 с.
Сабецкая, Г. Рыночная модель конкурентоспособности продукции/ Г. Сабецкая // Маркетинг. – 2006. – №1. – С. 29–33.
Степаненко, Г. Комплексная оценка конкурентоспособности животноводческой продукции/ Г. Степаненко // Агроэкономика. – 1998. – №9. – С. 7–8.
Фасхиев, Х.А. Применение «ворот конкурентоспособности» при разработке товаров / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №2. – С. 73–83.
Шалдюшов, С.Н. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества организации/ С.Н. Шалдюшов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.cprsob. ru/_ld/0/29_3Hc.doc. – Дата доступа: 23.05.2012.
Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – Москва: АКАЛИС, 1996. – 272 с.