Специфика функционирования особых экономических зон
Автор: Зайковская Анастасия Станиславовна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2325 раз
Библиографическое описание:
Зайковская, А. С. Специфика функционирования особых экономических зон / А. С. Зайковская. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2554/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одним из самых эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику страны служит создание особых (свободных) экономических зон, которые в настоящее время занимают видную и весьма значимую роль в пространстве мировой экономики.
Создание таких зон, как правило, преследует цели: увеличить приток иностранных инвестиций, расширить экспортно-импортные операции, установить более открытые отношения с мировым рынком, развивать новые технику и технологии, внедрять инновации в производство. В отдельных проектах основная задача особой экономической зоны звучит как оживление экономики депрессивного региона за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории.
В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года) под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению [1].
В принятом в июле 2005 г. Федеральном законе «Об особых экономических зонах в РФ» особая экономическая зона определена как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
Несмотря на разнообразие свободных экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне [3]:
применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:
таможенные льготы – снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрошенный порядок внешнеторговых операций;
фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения – так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов.
финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;
административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан;
2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;
4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.
В результате применения комплекса льгот норма прибыли в свободной (особой) экономической зоне составляет 30-35% и более. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).
При этом, как показывает мировая практика, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.
На основе анализа богатого опыта стран, где были созданы особые экономические зоны, можно утверждать, что есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования [4]. К числу таких фундаментальных условий относятся:
1) благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций. Как показывает практика, неэффективно создавать такие экономические зоны в глубинных регионах крупных стран, отдаленных от транспортных узлов национального и международного масштаба;
2) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры. Сюда относятся объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т.д. Причем, как правило, обеспечить создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов должна сама страна – организатор особой экономической зоны.
В крайне редких случаях создание особых экономических зон оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой.
3) кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы;
4) высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком;
5) отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала;
6) адекватный уровень инвестиционного барьера, т. е. того размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;
7) развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны. Как показывает практика, создание таких зон должно основываться на базе законодательных актов, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти;
8) предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны;
9) в целом благоприятный инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.
Следует понимать, что создание особой зоны не является панацеей от всех экономических болезней и гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона – инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов.
Однако если в результате продуманной программы развития зоны и совместных усилий государства и частных инвесторов проект начинает успешно работать и приносить плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной; в частности, особые экономические зоны [4]: являются мощным катализатором социально-экономического, научно-технического и кадрового развития определенного региона, стимулируют создание новых рабочих мест и рост высокотехнологичного промышленного производства; выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой и экономикой конкретной страны (региона); представляют собой некий эталон наиболее прогрессивных форм производства, управления и технологий, который может оказать позитивное воздействие на экономическое развитие других регионов страны; являются важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций и мобилизации местных экономических ресурсов; стимулируют развитие новых форм бизнеса, являются своеобразным «полем экспериментов» для стран с переходной экономикой.
Литература
Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 2003.
Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М., 1998.
Гончаренко С.С. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. № 6.
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.,2004.